Всякая ли ошибка ведет к накоплению опыта. Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы. «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»


7 января 2015

Errare humanum est! Латинский афоризм, изреченный великим оратором Марком Сенекой Старшим, известен во всем мире и означает, что ошибка - это путь к истине. Почему этот афоризм остается актуальным на века? Постараемся ответить на этот вопрос.

Погрешность - свойство закономерности

Человеку свойственно ошибаться. Все мы однажды это слышали. Известный во всем мире латинский афоризм - Errare humanum est - имеет аналог в русском языке: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". В личном опыте, в научных открытиях, в масштабах всего сообщества может быть заложена ошибка. Вопрос стоит в степени ответственности за нее.

И действительно, для того чтобы осуществлялось прогрессивное развитие, ошибка просто необходима. Какова ее природа? Это область непросвещенности, сфера эксперимента с границами познания. Если человек знает вариант решения проблем, для него не составит труда выбрать лучший путь развития событий. Не важен масштаб, это касается как отдельного человека, так и всего общества в целом.

Природа ошибки

В своем развитии человек постоянно преодолевает собственные границы. Поэтому так сложно дается человеку познание. Не важно, практическое оно (как сделать что-либо) или процесс духовного роста. В процессе выбора человек совершает поступок. Он всегда выбирает. Но не всегда правильно. И цена ошибки бывает разной. Отсюда и еще одна поговорка: "Человек так себя наказывает, как никто другой не сможет этого сделать".

Природа ошибки скрыта в механизме познания: Errare humanum est! Ошибка - незнание лучшего варианта. Но именно благодаря ей открываются новые перспективы и возможности. Опыт познания всегда сопряжен с риском ошибочного выбора, но другого варианта не существует. Эксперимент - это и есть проверка истинности решения, любые гипотезы подтверждаются опытным путем.

История знает много фактов, когда повторяющаяся неудача в экспериментах вела к открытию мировой величины.

Исторические ошибки

Истории известны случаи, когда ошибка явилась причиной открытий мирового масштаба. Например, погрешность в траектории морского путешествия Колумба дала шанс открыть Америку.

Ошибочный принцип социалистического равенства, заложенный в основу советского государства, показал пример силы идеологического фундамента общества.

Не всегда ошибка ведет к истине. Чаще она раскрывает несовершенство в познании, ограниченность наших возможностей и является стимулом для поиска лучшего варианта. В этом смысле можно также говорить о созидательной силе ошибки.

Errare humanum est! Перевод этого латинского выражения буквально звучит так: "Ошибка свойственна природе человека". Действительно, весь путь развития человека разумного - это движение к своей природе, к познанию себя, процесс самосовершенствования. И исходный принцип несовершенства его природы и есть признание априори ошибки в выборе варианта развития событий.

Аналоги выражения

В русском словесном творчестве существует много аналогичных по смыслу, емких по содержанию высказываний:

  • "Не ошибается тот, кто ничего не делает".
  • "На ошибках учатся".
  • "Ошибка - верное решение при других условиях".
  • "Свобода это ничего, если исключается право на ошибку" (М. Ганди).
  • "Большинство всегда ошибается, истина - в меньшинстве" (Ибсен).
  • "Умный человек не только сам ошибается, но дает шанс другим" (Черчилль).

Все высказывания имеют один смысл: признание ошибки является условием свободы человека, каждый имеет право поступить именно таким образом.

Как сказал Честерфилд: "Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины".

Источник:

Актуально

Разное
Разное


Каким может быть путь к истине? По моему мнению, этот путь бывает разным: коротким, если страх и лень преодолевают желание стать сильнее и познать правду, и долгим, если это желание сильнее каких-либо преград, которые перед собой ставит сам человек. Но каким бы ни был путь к истине, он всегда лежит через познание самого себя.

Доказать свое мнение хочу, опираясь на роман-эпопею Л.Н. Толстого "Война и мир". Центральным героем произведения является Пьер Безухов, который все свое свободное время проводил с Долоховым и Анатолем Курагиным. Все вместе они вели разгульную жизнь. Но Пьера можно было понять, потому что он был совсем молод, ему не хватало опыта, чтобы правильно оценивать свой круг общения, он совершал несуразные поступки, вступил в брак с Элен Курагиной, который оказался ошибочным решением в его жизни. Он даже попал в руки масона Баздеева.

Но проходя эти испытания, Пьер познавал истину. Он начинает заниматься общественной деятельностью, определяет свой круг общения. И всего этого он добился, проходя через сложные испытания.

Обновлено: 2017-09-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Проблема восприятия человеком окружающего мира. Умеем ли мы замечать прекрасное вокруг себя и насколько это важно?

Путь к Истине лежит через неизвестное, где искателя подстерегает множество опасностей и ловушек. Проявление невнимательности и совершение ошибок может завести искателя в одну из таких ловушек, надолго затормозить обучение, и даже привести к нежелательным эмоциональным состояниям. Статья «Десять самых распространённых ошибок на пути искателя » написана, исходя из личного опыта, а также вопросов и решений проблем обращающихся ко мне искателей.

Буду рад, если это поможет вам избежать проблем на пути поиска.

1. Подмена реального опыта понятиями

«Словом обед сыт не будешь».

До тех пор, пока искатель не избавит свой ум от подмен истины понятиями, то есть от концептуальной кармы, он не сможет ни понимать, ни ощущать, ни осознавать на своем опыте духовную реальность, о которой говорят ведические писания или наставник.

2. Попытки дать свои объяснения духовным учениям или словам наставника

«Поиск в писаниях или словах наставника подтверждения своим убеждениям не позволит увидеть большего, чем содержание своих же убеждений» .

Когда искатель создаёт свои объяснения, происходит подмена одних его представлений другими, что приводит к созданию в уме искателе «новой духовной парадигмы», которая, вступая в противоречие с прежней парадигмой (системой мировосприятия), построенной на общепринятых социальных понятиях, создаёт ещё большие волнения в уме и может стать причиной ментальных, социальных и даже психических проблем.

3. Неумение видеть правильные указатели в словах наставника или учений

«Я могу вам дать просветление, но сможете ли вы его взять?».

Смысл выражения «Учитель появляется там, где появляется ученик» следует понимать так, что когда ученик готов изменить своё внимание, то учителем становится абсолютно всё, что раньше не замечалось из-за увлечённости игрой в свою значимость.

Если слова наставника или писания вызывают сопротивление, напряжение, волнение ума и даже желание спорить или возражать, то это говорит о переполненности ума искателя убеждениями и представлениями и неготовности к познанию Истины . Для того, кто во всём ищет лишь подтверждения своим концепциям и убеждениям, ничто и никто - ни мудрец, ни священное писание - не сможет стать учителем и верхом невежества является желание обвинить учителя в своей неспособности понять его слова, равносильно как и обвинять мир из-за несовершенства своего восприятия.

4. Неумение вовремя отбросить лишнее

«Я вам дал плот только для того, чтобы переплыть на нём реку, так зачем же вы продолжаете тащить его за собой по суше?».

Искателю, не готовому к непосредственному постижению истины, на первый период обучения наставник создаёт промежуточные концепции, подобно костылям, помогающим встать на ноги. Если по мере своего становления искатель вовремя не отбросит эти вспомогательные концепции, то рискует вместо обучения, создать в своём уме "New Age религию" и оказаться в тупике ума.

5. Придание значимости своим действиям, вещам, событиям, идеям, словам

«Не возноси себя на пьедестал, и избавишься от страха упасть с него».

Придание особой значимости чему-либо говорит о привязанности ума к объекту, субъекту, действию или идее ума и свидетельствует об излишнем самомнении и чрезмерно раздутому эго, что является не совместимым с практикой познания Истины и служит причиной для создания страхов, беспокойств и переживаний.

6. Создание новых желаний

«Все желания плохи, но бывают и ещё хуже».

Желание подобно подбрасываемой вверх монете, на одно стороне которой удовольствие, а на другой - страдание. Сущность желаний подобна многоголовой гидре, у которой взамен отрубленной головы вырастают две новых Неуёмность желаний заставляет Ваше "я" постоянно крутиться в колесе сансары. При этом бороться с желаниями бессмысленно, ибо стремление бороться или подавлять желание также является желанием. На первых порах искатель может руководствоваться такими желаниями как познать истину, не создавать новых желаний, достичь просветления, самореализации и т.п. Но по мере развития способности к различению истинного от ложного даже такие желания должны быть распознаны как лишний кармический груз и изжиты соответствующим карме образом, ибо желания всегда связаны со стремлением улучшить своё воображаемое представление о себе, что укрепляет эго и порождает страдания.

7. Стремление достичь какой-либо цели

«Нет того, что можно достичь и забрать с собой».

Все цели воображаемы. Будущее – это всего лишь воображение, создаваемое с помощью памяти из сохранённых в ней же фрагментов прошлого. Реально только здесь и сейчас, и всё, что вы можете, - это происходить и меняться вместе с происходящим здесь и сейчас. Идея о том, что вы чего-то достигли в том, что постоянно меняется, свидетельствует о том, что вы оказались в очередной ловушке ума. Стремление к цели заставляет всё время удерживать в уме представление о том, чего здесь и сейчас не существует, что делает ум ещё более беспокойным, приводит к потере равновесия и бессмысленной растрате жизненно важных сил и препятствет постижению Истины.

8. Привязанности

«Внезапно возникающее волнение, напряжение, сопротивление или страхи при соприкосновении с неизвестным свидетельствуют о сильных эмоциональных привязанностях, созданных в уме».

Привязанности возникают из-за неразличения эффекта связанности мыслей с чувствами, в результате чего происходит присвоение своему мнимому «я» объектов или событий на эмоциональном уровне. Созданные таким образом ментальные конструкции требуют на своё поддержание больших затрат жизненной энергии, что выражается в виде эмоциональных переживаний. Создание таких иллюзорных представлений о своём мнимом «я» и его привязанностях становятся преградой в познании Истины .

9. Неумение правильно направлять своё внимание

«Тот, кто не учится управлять своим вниманием, рано или поздно сталкивается с такой проблемой, как возникновение негативных состояний без видимых на то причин».

Правильность направления внимания определяется тем, что вопрос, формируемый для самоисследования, должен быть направлен не на поиск концептуального объяснения непонимания учений или происходящих в уме событий, а на устранение внутренних причин, вызывающих это непонимание. Показателем правильности направления внимания является спокойствие ума.

10. Неприятие (несмирение)

«Никогда не ищи вовне причину своих внутренних проблем».

Произошедшее не может быть другим и что-либо в нем не могло быть по-другому, потому что случилось именно так и никак иначе. Неумение принимать происходящее таким, как есть, приводит к циклическому репродуцированию переживаний, вызывающему потерю жизненной энергии со всеми вытекающими последствиями. Чтобы происходящее не вызывало эмоцинальных разрушающих реакций, следует избавиться от оценочности, научившись не создавать представлений о том, что каким должно быть.

P.S. Если кто-то столкнулся с проблемами, не описанными в этой статье, или не нашёл ответа на свои вопросы, он может получить ответ в открытых консультациях сайта , задав вопрос по существу возникшей у него проблемы.

Станислав Милевич

Марком Сенекой Старшим, известен во всем мире и означает, что ошибка - это путь к истине. Почему остается актуальным на века? Постараемся ответить на этот вопрос.

Погрешность - свойство закономерности

Все мы однажды это слышали. Известный во всем мире латинский афоризм - Errare humanum est - имеет аналог в русском языке: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". В личном опыте, в научных открытиях, в масштабах всего сообщества может быть заложена ошибка. Вопрос стоит в степени ответственности за нее.

И действительно, для того чтобы осуществлялось прогрессивное развитие, ошибка просто необходима. Какова ее природа? Это область непросвещенности, сфера эксперимента с границами познания. Если человек знает вариант решения проблем, для него не составит труда выбрать лучший путь развития событий. Не важен масштаб, это касается как отдельного человека, так и всего общества в целом.

Природа ошибки

В своем развитии человек постоянно преодолевает собственные границы. Поэтому так сложно дается человеку познание. Не важно, практическое оно (как сделать что-либо) или процесс духовного роста. В процессе выбора человек совершает поступок. Он всегда выбирает. Но не всегда правильно. И цена ошибки бывает разной. Отсюда и еще одна поговорка: "Человек так себя наказывает, как никто другой не сможет этого сделать".

Природа ошибки скрыта в механизме познания: Errare humanum est! Ошибка - незнание лучшего варианта. Но именно благодаря ей открываются новые перспективы и возможности. Опыт познания всегда сопряжен с риском ошибочного выбора, но другого варианта не существует. Эксперимент - это и есть проверка истинности решения, любые гипотезы подтверждаются опытным путем.

История знает много фактов, когда повторяющаяся неудача в экспериментах вела к открытию мировой величины.

Исторические ошибки

Истории известны случаи, когда ошибка явилась причиной открытий мирового масштаба. Например, погрешность в траектории морского путешествия Колумба дала шанс открыть Америку.

Ошибочный принцип социалистического равенства, заложенный в основу советского государства, показал пример силы идеологического фундамента общества.

Не всегда ошибка ведет к истине. Чаще она раскрывает несовершенство в познании, ограниченность наших возможностей и является стимулом для поиска лучшего варианта. В этом смысле можно также говорить о созидательной силе ошибки.

Errare humanum est! Перевод этого буквально звучит так: "Ошибка свойственна Действительно, весь путь развития человека разумного - это движение к своей природе, к познанию себя, процесс самосовершенствования. И исходный принцип несовершенства его природы и есть признание априори ошибки в выборе варианта развития событий.

Аналоги выражения

В русском словесном творчестве существует много аналогичных по смыслу, емких по содержанию высказываний:

  • "Не ошибается тот, кто ничего не делает".
  • "На ошибках учатся".
  • "Ошибка - верное решение при других условиях".
  • ничего, если исключается право на ошибку" (М. Ганди).
  • "Большинство всегда ошибается, истина - в меньшинстве" (Ибсен).
  • "Умный человек не только сам ошибается, но дает шанс другим" (Черчилль).

Все высказывания имеют один смысл: признание ошибки является условием свободы человека, каждый имеет право поступить именно таким образом.

Как сказал Честерфилд: "Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины".

Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.

Мучительно долго создавался роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагическая история нескольких поколений одной семьи, попавшей в водоворот страшных разрушительных событий, даёт представление о тех ошибках, которые ведут к краху, смертельному исходу почти всех членов фамилии Мелеховы. Толковый словарь даёт понятие слову ошибка:

непреднамеренное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей.

Мне кажется, в этом определении главное слово «непреднамеренное». Никто не хочет совершать ошибки специально, назло всем и всему. Чаще всего, человек, совершая ошибку, уверен в своей правоте. Так поступает Григорий Мелехов. На протяжении всего романа он делает всё как-то «не по уму». Против разумного, логического отказа от любви к замужней Аксинье, он добивается ответного чувства:

Он упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал.

Когда отец решает женить сына на девушке из состоятельной семьи, не испытывая к Наталье никаких чувств, только подчиняясь воле Пантелея Прокофьича, Григорий совершает ещё одну ошибку. Возвращаясь к Аксинье, затем её бросая, возвращаясь к Наталье, мечется Григорий между двух по-разному любимых женщин. Ошибка оканчивается трагедией для обеих: умирает от аборта одна, погибает от пули другая. Так и в определении своего пути в революции: ищет он гармонии, высшей правды, истины, но нигде не находит их. И переход от красных к казакам, а затем и к белым, новый переход к красным тоже не приносит ему ни свободы, ни справедливости, ни гармонии. «Блажен, кто посетил наш мир его в минуты роковые», - сказал когда-то Ф.И.Тютчев. Григорий – святой в солдатской шинели – великий воин, так страстно желавший мира, но не нашедший его, потому что такая уж ему досталась доля…

А вот герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин приобрёл богатый опыт в общении с девушками, женщинами. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» - и всегда добиваться поставленной цели. Вот только опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, «свою постылую свободу» он потерять не захотел. И Татьяна вышла замуж за другого. Онегин, не найдя в светской даме скромной деревенской девушки, прозрел! Попытка вернуть Татьяну заканчивается для него крахом. А он был так уверен в себе, в правильности своих поступков, своего выбора.

От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни. Каждый делает свой выбор самостоятельно: сознательно совершает очередную ошибку или тихо сидит в своём убежище и спокойно наслаждается опытом…