Сколько платят учителям за классное руководство. Вознаграждение за классное руководство. В чем заключается данная господдержка


Нужно точно знать, что именно считается компенсацией и как её выплатить. Рассказываем и показываем на примерах.

Из статьи вы узнаете:

Что такое выплаты компенсационного характера

Компенсационные доплаты устанавливаются работодателем на основании трудового законодательства. Они считаются частью заработной платы и начисляются за работу в условиях, которые отклоняются от нормальных, а также за выполнение трудовых обязанностей в особых климатических условиях, на радиоактивно загрязненных территориях.

Такие виды выплат отличаются от компенсации, которая относится к возмещению затрат, понесенных сотрудниками в ходе исполнения трудовых обязанностей (часть вторая статьи 164 ТК РФ). Соответствующие издержки возникают в результате износа личного автомобиля, другого имущества, используемого в служебных целях.

Обратите внимание! Трудовым законодательством РФ предусмотрено два вида выплат, которые в обиходе названы «компенсационными». Они подразделяются на компенсации и непосредственно выплаты компенсационного характера. Несмотря на схожесть, они регламентированы разными статьями трудового законодательства, преследуют совершенно разные цели. Вот почему так важно учитывать эти отличия.

Скачайте документы по теме:


Скачать в.doc

Что считается компенсацией

Компенсации закреплены статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации и относятся к возмещению материальных издержек, которые связаны с непосредственным исполнением трудовых обязанностей. К таким категориям относятся:

Указанные выплаты не облагают налогами, они не учитываются при исчислениях пенсий, пособий, среднего заработка . Компенсации выплачивают при:

направлении в служебную командировку, чтобы возместить расходы, связанные с проездом, наймом жилья и тому подобное;

переезде в другую местность, чтобы возместить издержки, связанные с обустройством;

совмещении трудовой деятельности с получением образования, оплата учебного отпуска предусмотрена на законодательном уровне;

исполнении государственных или служебных обязанностей, во время исполнения за работником сохраняется средний заработок;

Приказ о выплате компенсаций

В действующем законодательстве не содержится четких требований к форме приказа о выплате компенсаций. Работодатель может использовать устоявшийся образец, включающий в себя несколько соответствующих разделов, считающихся основными.

Форма приказа о выплате компенсаций:

  1. в шапке приказа, выпущенного в связи с компенсационными начислениями в 2017 году, указывают полные реквизиты организации, наименование, идентификационный код и юридический адрес, другую важную информацию;
  2. в заголовок вносят наименование «Приказ», указывают порядковый номер документа и характеризуют содержание. Например, если выплата связана с направлением в служебную командировку, стоит указать «Приказ о компенсации расходов, связанных со служебной командировкой»;
  3. текст содержит описание с указанием причины, порядка выплат;
  4. в завершающую часть вносят подписи руководителей, ответственных лиц, сотрудников, которых знакомят с документом под расписку, обязательно указывать дату подписания приказа.

Обратите внимание! Если выплата проводится регулярно и начисляется ежемесячно, стоит отказаться от систематического оформления дополнительной документации и ограничиться приказом о назначении ежемесячной компенсации. Такой порядок рационально применять, если основанием для выплат считается статья 165 ТК РФ и начисления носят пролонгированный характер.

В большинстве отраслей экономики право на компенсационные выплаты имеют сотрудники, выполняющие трудовые обязанности на тяжелых работах, в особых, опасных, вредных условиях, специалисты, работающие в местностях со специфическими климатическими условиями, а так же те, кто работает по особому графику, режиму, отличающемуся от стандартного, сверхурочно, в ночные смены и так далее.

В этом случае в приказе указывают тип условий, которые послужили причиной выплат компенсационного характера. Образец документа содержит все указанные стандартные разделы, и только содержательная часть меняется в соответствии с формой проводимых начислений. Целесообразно зафиксировать, что такие виды начислений носят постоянный характер. Одного приказа, выпущенного с соответствующей формулировкой, будет достаточно для ежемесячной выплаты компенсации .

Некоторые категории работников имеют возможность получить дополнительные основания, дающие право на компенсационные выплаты. Для сотрудников, работающих в казенных, бюджетных или автономных организациях федерального подчинения основанием является работа с особыми данными, которые относятся к гостайне. Соответствующие выплаты положены и за шифрование или дешифровку секретных сведений.

Виды выплат компенсационного характера, включенных в перечень надбавок работникам бюджетных сфер

Виды выплаты компенсационного характера, включенных в перечень надбавок работникам образования

Учреждения науки, здравоохранения, образования, культуры и спорта относятся к бюджетным. Нормативами федерального, а также регионального законодательства предусмотрен перечень дополнительных компенсаций, выплачиваемых работникам бюджетной сферы. Установленные должностные оклады работодателем учитывают объем и условия работы.

В перечень компенсационных выплат педработникам в 2017 году включают:

  1. доплату за работу в школах-интернатах;
  2. коррекционных школах или классах;
  3. в группах, где обучаются ученики с отклонениями в развитии;
  4. за классное руководство;
  5. заведование учебными кабинетами, мастерскими;
  6. за проверку письменных работ;
  7. заведование отделами, учебными опытными участками, лабораториями;
  8. руководство предметными, методическими, цикловыми комиссиями.

Кроме того, надбавки предусмотрены и за фактический объем выполненной педагогической работы. Такие виды компенсаций выплачивают преподавателям, у которых предусмотрен фактический объем нормированных часов за неделю, месяц. Такое положение закрепляется при заключении трудового договора с сотрудником.

Если отдельным пунктом условие не указано, работодатель обязан заключить дополнительное соглашение, в котором указать все действующие условия. В коллективном договоре , локальных нормативных актах стоит указать виды компенсационных выплат и порядок их начисления. Профессорско-преподавательский состав высших учебных или средних специальных образовательных учреждений получает надбавку с учетом применения специального коэффициента, показатели которого зависят от занимаемой должности.

Педагоги имеют возможность получить компенсации за неиспользованные дни отпуска. По письменной просьбе педагога часть удлиненного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменяют денежной компенсацией. Порядок предоставления таких компенсаций прописан в статье 126 ТК РФ.


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Компенсационные выплаты работникам здравоохранения

Нередко работники сферы здравоохранения трудятся в опасных и сложных условиях. Кроме права на предоставление сокращенной рабочей недели, сотрудники ряда организаций, кабинетов, отделений могут воспользоваться дополнительными начислениями компенсационного характера за особые условия труда. К там выплатам относятся:

надбавки в размере 30 процентов к должностному окладу, месячной тарифной ставке за работу в психиатрических больницах, где больные содержатся под стражей;

надбавки в размере 20 процентов для специалистов, осуществляющих медицинскую диагностику или лечение ВИЧ-инфицированных пациентов;

до 25 процентов надбавки выплачивают работникам противотуберкулезных диспансеров и медицинских учреждений, в которых персонал контактирует с больными туберкулезом и рискует заразиться;

100 процентов часовой ставки добавляют врачам, младшему и среднему медицинскому персоналу скорой, неотложной, экстренной помощи пациентам;

50 процентов тарифной ставки или оклада компенсируют медицинским работникам военно-медицинских учреждений и водителям санитарного автотранспорта.

Кроме денежных выплат, указанным категориям сотрудников компенсируют вредность в форме выдачи лечебно-профилактического питания. На такую форму компенсации могут претендовать: рентгенологи, вирусологи, а так же специалисты, работающие с потенциально опасными для своего здоровья препаратами, медицинские сестры и врачи, осуществляющие трудовые обязанности в кабинетах с ионизирующим облучением. Продукты можно заменить денежным эквивалентом.

Компенсационные выплаты работникам культуры устанавливают федеральным и региональным законодательством. За мастерство положены надбавки, определяемые квалификационными категориями. Работники, занятые в сфере культуры, часто трудятся сверхурочно и имеют ненормированный рабочий день. Такая занятость подлежит компенсации. В трудовом договоре, заключаемом с работником, детально описывают трудовые условия и порядок дополнительных начислений. При необходимости заключают дополнительное соглашение , в которое вносят условия о ненормированном рабочем дне, сверхурочной работе и форме компенсационных выплат.

9 июня исполняется 350 лет со дня рождения первого русского учителя математики Леонтия Магницкого. Предтеча гениального Ломоносова, он ушел из родного Осташкова с обозом, чтобы доставить монахам Нило-Столобенской пустыни рыбу, и остался учиться, потом поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьянский сын, бывший "страстным охотником читать и разбирать мудреное и трудное", сызмальства "кормивший себя работою своих рук" и, без сомнения, ума, почти 40 лет учительствовавший в Навигацкой школе, создавший знаменитый учебник "Арифметика, сиречь наука числительная"... Подробная история великого педагога и сподвижника петровских образовательных реформ - в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

Учительская династия Костюковых началась с Антонины Андреевны. 37 лет она, учитель русского языка и литературы, директор сельской школы, посвятила своей профессии. Сегодня у Антонины Андреевны двое детей, пятеро внуков, пятеро правнуков и одна праправнучка. Сын – учитель физкультуры с 30-летним стажем, двое внуков – выпускники Воронежского педагогического университета, жена одного из внуков работала в детском саду старшим воспитателем, а теперь методист… О большом и интересном жизненном пути родоначальницы славной педагогической династии, которая недавно отметила 100-летний юбилей, – в материале Татьяны Масликовой.

"Моя миссия как родителя – воспитать своих дочерей как достойных продолжательниц нашей династии. А что касается профессии – свою миссию я вижу и в том, чтобы радовать публику нашими представлениями, и чтобы позиционировать цирк как искусство. В нашем обществе духовным приоритетам противостоят приоритеты потребительские. Порой слышишь, что искусство как бы и не нужно, оно мало влияет на жизнь людей. Но ведь именно искусство во многом делает человека человеком. Оно дергает за какие-то струны души, призывает к размышлениям, раздумьям о жизни", - из интервью представителя знаменитой цирковой династии в четвертом поколении, народного артиста РФ, художественного руководителя Большого Московского цирка Аскольда Запашного.

Вознаграждение за классное руководство

Классный руководитель - наставник и человек, способный помочь детям в трудную минуту. К сожалению, даже столь нужную работу оплачивают весьма скромно. Однако у бухгалтера проблем все равно хватает: нужно рассчитать и выплатить заработную плату вместе с доплатой за классное руководство.

Бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрены субсидии на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, перечень типов которых определен Правительством Российской Федерации (Закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“, далее - Закон N 198-ФЗ). Перечень учреждений, которые вправе получать данные субсидии, определен в Правилах предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 860 (далее - Постановление N 860).

Так, субсидии на выплату вознаграждения за классное руководство положены учреждениям, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, следующих типов:

общеобразовательные учреждения;

вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;

кадетские школы и кадетские школы-интернаты;

общеобразовательные школы-интернаты;

образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (кроме специальных (коррекционных) профессиональных училищ);

специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (специальные общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы);

образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой.

Таким образом, на федеральном уровне определен конкретный перечень видов общеобразовательных учреждений, педагогическим работникам которых должно выплачиваться вознаграждение за счет средств федерального бюджета.

Однако реализация приоритетного национального проекта “Образование“, осуществляемая на условиях софинансирования, не исключает того, что на региональном уровне перечень типов и видов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, может быть расширен и в них за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации может устанавливаться выплата дополнительного вознаграждения за осуществление функций классного руководителя (письмо Минобразования РФ от 25 апреля 2006 г. N АФ-100/03 “О рекомендациях ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, далее - Письмо N АФ-100/03).

В ряде субъектов Российской Федерации перечень таких образовательных учреждений, в которых устанавливается дополнительное вознаграждение за осуществление функций классного руководителя за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, уже расширен. Например, дополнительное вознаграждение устанавливается педагогическим работникам образовательных учреждений, деятельность которых регулируется:

Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1237), к которым относятся вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы, центры образования, вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях;

Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1204), к которым относятся начальные школы - детские сады, начальные школы - детские сады компенсирующего вида и прогимназии, а также иными типовыми положениями.

Размер доплаты

Размер субсидии, предоставляемой каждому субъекту Российской Федерации, определяется в пределах сумм, утвержденных Законом N 198-ФЗ, из расчета 1000 рублей в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью:

не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях (как правило, она составляет 25 человек);

либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, кадетских школах, кадетских школах-интернатах, общеобразовательных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, расположенных в сельской местности (п. 3 Постановления N 860).

Наполняемость классов может определяться на 1-е, 5-е и т.д. число каждого месяца.

Для классов, наполняемость которых меньше установленной, расчет размера субсидии осуществляется с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся. Под уменьшением размера вознаграждения в классах с наполняемостью менее 25 человек в городской местности и менее 14 человек в сельской местности понимается расчет пропорционально численности обучающихся в соответствии с формулой (письмо Минобразования от 8 февраля 2006 г. N 17ю-50-93 “О расчете размера вознаграждения за выполнение функций классного руководства в классах с пониженной наполняемостью“:

S = 1000 руб., при N >= М,

1000 руб. руб.

S = ----------- х N, при N < М,

где
S - ежемесячное вознаграждение за классное руководство в одном классе; N - количество обучающихся в классе; М - расчетная наполняемость полнокомплектного класса (М = 25 человек для классов общеобразовательных учреждений, расположенных в городах, М = 14 человек для классов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности).

Пример 1
Расчетная наполняемость полнокомплектного класса - 25 человек (М). По состоянию на 1-е число месяца наполняемость составила 20 человек (N). Размер ежемесячного вознаграждения в этом случае составит 800 руб. (1000 руб. / 25 чел. х 20 чел.)
При этом субъекты Российской Федерации разрабатывают свои нормативно-правовые акты об установлении вознаграждения, предусматривающие порядок, размер и условия его выплаты. К примеру, в пункте 1.2 приказа Департамента образования г. Москвы от 26 февраля 2006 г. N 87 “О выплате вознаграждения за классное руководство“ сказано, что объем выплат определяют из расчета 1000 рублей за классное руководство в классе наполняемостью 25 человек и более, с наполняемостью менее 25 человек - размер вознаграждения уменьшается пропорционально количеству обучающихся в данном классе (из расчета 40 рублей за одного обучающегося). А для Владимирской области размер вознаграждения регулируется постановлением губернатора от 22 января 2007 г. N 26 “О мерах государственной поддержки педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководства“.

На федеральном уровне размер ежемесячного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, - суворовских военных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, общеобразовательных школ-интернатов, кадетских школ и кадетских школ-интернатов, вечерних (сменных) общеобразовательных школ при воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, составляет 1000 рублей (постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 850, от 7 сентября 2006 г. N 548).

Таким образом, размер вознаграждения за классное руководство за счет средств федерального бюджета не может превышать 1000 рублей в месяц, в том числе и в сельской местности. Ведь наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях сельской местности (в количестве 14 человек) является условной нормой. Ее используют для расчета объема субсидий субъектам Российской Федерации с учетом реально складывающейся наполняемости классов.

Установление большего размера вознаграждения за классное руководство в классах наполняемостью более 25 обучающихся в городской местности противоречило бы пункту 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении“, а также пункту 2.3.1 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила - СанПиН 2.4.2.1178-02), в соответствии с которыми наполняемость классов в количестве 25 человек является предельной (письмо N АФ-100/03). Однако такой порядок не исключает возможности принятия решения на уровне субъекта Российской Федерации о выплате вознаграждения в большем размере за счет средств субъекта Российской Федерации в случае фактического превышения по каким-либо причинам установленной указанными выше нормативно-правовыми актами наполняемости классов.

Желательно, чтобы на региональном уровне были определены моменты, связанные с тем, как выплачивается вознаграждение. К примеру, в постановлении губернатора Новосибирской области от 23 января 2006 г. N 16 обозначено, что вознаграждение за выполнение функций по классному руководству должно выплачиваться учителю пропорционально отработанному им в данном месяце количеству дней.

Заметим, при определении размера субсидии учитывают районные коэффициенты к заработной плате, установленные за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Это означает, что по своей правовой природе вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, а составной частью заработной платы работника со всеми вытекающими последствиями, а именно:

вознаграждение за классное руководство выплачивают одновременно с заработной платой;

вознаграждение за классное руководство и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, учитываются при определении базы по НДФЛ, ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Особо следует обратить внимание на проблему, возникшую с выплатой процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В Правилах N 860 отсутствует упоминание о том, что в объеме субсидий на выплату вознаграждения за классное руководство учтены средства на выплату процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако, учитывая принцип софинансирования приоритетных национальных проектов, это не может служить основанием для отказа работникам в выплате упомянутых процентных надбавок к заработной плате с учетом вознаграждения за классное руководство, так как противоречит статье 317 Трудового кодекса.

При регулировании порядка установления вознаграждения за классное руководство также необходимо иметь в виду, что для выполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день, в неделю, в месяц. Порядок выполнения указанной работы определяется общешкольными планами и графиками, личными планами педагогического работника в зависимости от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой.

Отпускные и больничные

Согласно пункту 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 “Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы“ (далее - Постановление N 213), при расчете среднего заработка учитывают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат. Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя является составной частью фонда оплаты труда и учитывается при расчете оплаты за период временной нетрудоспособности, среднего заработка при начислении ежегодного основного и дополнительного отпуска и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, дополнительных отпусков в связи с обучением и при расчете пенсий. Учитывают вознаграждение за классное руководство и при определении среднего заработка, сохраняемого за педагогическими работниками по основному месту работы, направленными с отрывом от основной работы для повышения квалификации в образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Сохранение среднего заработка в указанном случае предусмотрено пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610).

Подтверждением указанной позиции служит письмо Минфина России от 8 июня 2007 г. N 12-02-03/2507 “О выплате отпускных педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“, не признающего такие расходы нецелевым использованием средств.

Надо сказать, проверяющие не всегда с этим согласны, обвиняя образовательные учреждения в том, что те используют средства не по целевому назначению, тратя выделенные федеральные субсидии на начисление и выплату отпускных, пособий по временной нетрудоспособности без учета фактически отработанного времени, с включением в расчет среднего заработка вознаграждения за классное руководство. Однако, если дело доходит до суда, арбитры поддерживают учреждения (постановления Дальневосточного округа от 5 октября 2007 г. по делу N Ф03-А59/07-1/3602, от 13 августа 2007 г. по делу N Ф03-А59/07-1/2910, от 31 июля 2007 г. по делу N Ф03-А59/07-1/2767). Служители Фемиды оперируют тем, что если в положении, утвержденном администрацией области о порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководства педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений области предусмотрено, что вознаграждение учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка (в том числе при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, отпускных), то претензии проверяющих необоснованны. Ведь такое положение соответствует требованиям статьи 139 Трудового кодекса, пункту 2 Положения N 213. Кроме того, Постановление N 860 не запрещает включение вознаграждения в счет отпускных и пособий по нетрудоспособности и выплату их за счет средств целевых субсидий из федерального бюджета.

Внимание
Субсидии, выделяемые за счет средств федерального бюджета на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, включают расходы по статье 210 “Оплата труда и начисления на оплату труда“, в том числе:

по статье 211 “Заработная плата“ - денежные выплаты педагогическим работникам образовательных учреждений вознаграждения за выполнение функций классного руководителя (включая и коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями);

по подстатье 213 “Начисления на выплаты по оплате труда“ средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (26%) и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%).

О документах

Для выплаты вознаграждения следует издать соответствующий приказ. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяют в коллективном договоре, положении об оплате труда (другом локальном нормативном акте учреждения) и трудовом договоре с работником.

Принимая во внимание, что пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утвержденный Правительством РФ 19 марта 2001 г. N 196) устанавливает порядок распределения объемов учебной (педагогической) работы педагогических работников, при регулировании вопросов, связанных с возложением на педагогических работников общеобразовательных учреждений функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательного учреждения.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки, могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением функций классного руководителя:

при возложении на педагогических работников с их согласия функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе учитываются обеспеченность общеобразовательного учреждения соответствующими кадрами, а также другие условия работы в данном общеобразовательном учреждении;

выполнение возложенных в начале учебного года обязанностей по классному руководству не должно прекращаться по инициативе работодателя в течение учебного года, за исключением случаев сокращения количества классов;

в целях обеспечения стабильности выплаты вознаграждения за классное руководство оно не должно пересчитываться в течение учебного года с увеличением или уменьшением количества обучающихся в классе, поскольку уменьшение или увеличение этой выплаты является изменением существенных условий трудового договора, которое допускается только после предупреждения работника о таком изменении не менее чем за 2 месяца, по истечении которых вновь могут произойти изменения;

кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять функции классного руководителя, должны определяться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет выполнять эти функции;

выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов;

при возложении на педагогических работников функций классных руководителей в новом учебном году должна соблюдаться преемственность выполнения этой работы в классах.

Внимание
При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них выполнять работу по классному руководству эти обязанности могут возлагаться на одного работника (с его согласия) в двух классах, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника, поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Размер вознаграждения за выполнение функций по классному руководству в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе. В то же время имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.

В случае необходимости обязанности по классному руководству могут так же возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения (п. 6 Письма N АФ-100/03).

В то же время за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей и отмене доплаты и вознаграждения.

Примерное положение о классном руководстве приведено на стр. 45.

“Утверждаю“:

Директор _______________
“___“_________ 2008 год

Положение
о классном руководителе
ОУ “___________“

1. Общие положения
Положение разработано на основе Закона Российской Федерации “Об образовании“, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ“, ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений“, Конвенции ООН о правах ребенка и других нормативно-правовых документов и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 814, а также приказом Министерства образования и науки от 3 февраля 2006 г. N 21 “Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений“.

Настоящее Положение определяет нормативно-правовую и организационно-методическую основу деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях РФ. Положение предназначено для разработки нормативной базы деятельности классного руководителя.

Функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с учащимися в классе могут возлагаться на педагогического работника только с его согласия приказом по учреждению.

2. Требования к уровню профессиональной подготовки классного руководителя
2.1. Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:

Знания и умения по общей и социальной педагогике; общей, социальной и возрастной психологии;

Знание теоретических основ воспитания, владение технологиями воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации досуга школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и т.п.);

Знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков;

Владение эффективными методами изучения (диагностики) отдельной личности и группы;

Знание основ физиологии, школьной гигиены;

Знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся, Конвенции о правах ребенка, основ трудового законодательства;

Знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики;

Способности к самоанализу, самодиагностике, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю;

Наличие организаторских умений и навыков;

Наличие коммуникативных способностей;

Высокий уровень духовно-нравственной культуры.

2.2. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная динамика в:

Состоянии психологического и физического здоровья учащихся класса;

Степени сформированности у учащихся понимания значимости здорового образа жизни;

Уровне воспитанности учащихся;

Проценте посещаемости учебных занятий и внеучебных мероприятий;

Уровень сформированности классного коллектива;

Проценте занятости учащихся в различных формах дополнительного образования (кружки, секции, студии и др.);

Степени участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления.

3. Основные цели и задачи деятельности классного руководителя
Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, его успешной социализации в обществе. Задачи:

Формирование и развитие классного коллектива;

Создание ситуации защищенности, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, психического здоровья учащихся;

Организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;

Создание условий для самопознания, саморазвития, самоутверждения, для развития личности учащихся, свободного и полного раскрытия их способностей, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирование здорового образа жизни;

Защита прав и интересов учащихся;

Организация системной работы с коллективом класса;

Гуманизация отношений между учащимися в коллективе, между учащимися и педагогами;

Содействие формированию у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

Организация социально значимой, творческой деятельности воспитанников через развитие ученического самоуправления;

Формирование системы ценностных ориентаций учащихся как основы их воспитанности;

Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;

Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся.

4. Функциональные обязанности классного руководителя
4.1. Организационно-координирующие:

Планирование своей деятельности по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию, установленными нормативно-правовыми актами, администрацией общеобразовательного учреждения для классных руководителей;

Ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела учащихся, план работы классного руководителя (план воспитательной работы на учебный год), социальный паспорт класса, картотека на каждого учащегося с указанием физического состояния здоровья, индивидуальных особенностей, способностей, склонностей, психологической оценки в коллективе, отчеты по итогам воспитательной работы за учебный год;

Ведение педагогических наблюдений за динамикой развития учащихся и коллектива класса;

Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом;

Организация дежурства по классу, школе, столовой;

Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета;

Организация питания учащихся;

Забота о внешнем виде воспитанников;

Систематическое (1 раз в неделю) проведение классных часов (собрания, “часы общения“, организационные классные часы и т.п.) с учащимися закрепленного класса;

Организация работы по профессиональной ориентации учащихся;

Формирование системы ученического самоуправления в классном коллективе;

Привлечение детей к деятельности в рамках детских общественных объединений;

Определение форм взаимодействия учащихся с государственными (или негосударственными) общественными институтами в целях создания необходимых условий для разностороннего развития личности;

Проведение плановых и, в исключительных случаях, внеплановых родительских собраний;

Содействие работе родительского комитета класса;

Повышение своей профессиональной квалификации в целях совершенствования воспитательного процесса;

Учет и стимулирование разнообразной деятельности детей, особенно в системе дополнительного образования, обеспечение для этого необходимых условий;

Индивидуальное воздействие и взаимодействие с каждым учащимся и коллективом в целом как субъектами этой деятельности;

Установление связи общеобразовательного учреждения и семьи;

Взаимодействие с учителями-предметниками и другими субъектами образовательного процесса, а также обслуживающим персоналом общеобразовательного учреждения.

4.2. Коммуникативные:

Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств;

Установление оптимальных взаимоотношений в системе “ученик - ученик“, “ученик - учитель“, “ученик - родитель“, “учитель - родитель“;

Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе
4.3. Аналитические:

Изучение физического и психического здоровья воспитанников, их успеваемости, посещаемости и поведения во взаимодействии с медицинской и психологической службами образовательного учреждения;

Изучение индивидуальности учащегося;

Систематический анализ динамики личностного развития учащихся;

Анализ и оценка семейного воспитания каждого ученика;

Изучение индивидуальных особенностей учащихся и динамики их развития;

Определение состояния и перспектив развития классного коллектива;

Анализ и оценка воспитанности личности и коллектива.

4.4. Социальные:

Обеспечение индивидуального развития учащихся класса, создание условий для полного раскрытия их способностей;

При поддержке психолога, социального педагога и родителей (законных представителей) осуществление диагностики воспитанности учащихся, эффективности воспитательной работы с ними;

Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения;

Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

Выявление и учет детей социально незащищенных категорий;

Обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий учащихся;

Систематическое посещение неблагополучных семей в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями учащихся единой стратегии и тактики воспитательной работы;

Систематическое наблюдение за поведением детей “группы риска“ и состоящих на учете в ПДН.

4.5. Контрольные:

Контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

Контроль за посещаемостью учащимися учебных занятий.

5. Права классного руководителя
Классный руководитель как административное лицо имеет право:

Предлагать руководителю ОУ план мероприятий по совершенствованию работы ОУ;

Заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности родительского комитета класса;

Участвовать в организации и проведении общешкольных мероприятий с учащимися;

Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе;

Координировать работу учителей-предметников (а также психолога), оказывающих воспитательное влияние на учащихся через проведение педагогических консилиумов, “малых“ педсоветов и других форм;

Выносить на рассмотрение администрации, методического совета или совета школы согласованные с коллективом класса предложения по улучшению воспитательной работы - приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу, по согласованию с администрацией обращаться в советы содействия семье и школе на предприятия, в организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса;

Организовать воспитательную работу с учениками класса через проведение “малых педсоветов“, педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

Приглашать для беседы родителей (лиц, их заменяющих);

По согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях;

Получать помощь в организации своей деятельности от педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;

Определять индивидуальный режим работы с учащимися исходя из конкретной ситуации;

Вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.

6. Формы работы классного руководителя
Индивидуальная (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.).

Групповая (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.).

Коллективная (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

Учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

Определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

Учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

Осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

Обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка классный руководитель осуществляет взаимодействие всех участников образовательного процесса.

В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует с учителями-предметниками, представляет интересы своих воспитанников в педагогическом совете, привлекает к совместной работе родителей учащихся (законных представителей), вовлекает учащихся во внеклассную работу, дополнительное образование. Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации в микросоциуме, координирует связь педагога-психолога с родителями (законными представителями), анализирует развитие коллектива класса, определяет творческие, интеллектуальные, познавательные возможности детей.

Классный руководитель сотрудничает с педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами, способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам, внеклассную, внешкольную каникулярную работу.

Классный руководитель взаимодействует с социальным педагогом, организует социально значимую деятельность учащихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье детей, способствует формированию отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения.

Формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личности учащегося, сформированностью классного коллектива.

Классный час проводится не реже 1 раза в две недели.

Классный руководитель играет ведущую роль во взаимодействии образовательного учреждения и родителей (законных представителей), организует консультационную работу с родителями по различным вопросам воспитания, обучения, соблюдения прав учащихся.

Классный руководитель проводит родительские собрания, организует работу органа родительского самоуправления (совета, комитета и др.). Родительское собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

8. Критерии оценки деятельности классного руководителя
Результативность: позволяет оценить, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии (уровень социальных компетенций, общей культуры и дисциплины учащихся класса, их гражданской зрелости).

Деятельность: позволяет оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с учащимися; взаимодействие классного руководителя с учителями, работающими в классе; родителями и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию учащихся).

9. Ответственность классного руководителя
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины устава и правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, распоряжений руководителя ОУ, должностных обязанностей, установленных настоящим Положением, в том числе за неиспользование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

10. Назначение классного руководителя и контроль за его деятельностью
Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

11. Оплата труда классного руководителя
Оплата труда классного руководителя общеобразовательного учреждения производится в соответствии с _______ (указать в том числе и региональный нормативно-правовой акт).


Учителя понимают, что от разговоров ничего не изменится, что никто в грядущей перспективе им больше не даст, не проиндексирует и не повысит зарплату. Они ведь не на облаке живут, понимают, что сейчас не те времена, когда можно стучать по столу и требовать. Самое лучшее, если сильно не убавят, не отнимут то, что добавили в 2012 году. Региональные и муниципальные бюджеты трещат по швам и постоянно (не реже раза в квартал) требуют корректировки расходной части - об этом учителя в регионах тоже наслышаны. Тем, кто не следит за экономической ситуацией, ее растолковывают директора - на пальцах буквально, когда объясняют снятие той или иной доплаты. Но объяснениями, как показывает опрос, занимается далеко не каждый директор. Чаще всего недовольных начислениями педагогов посылают в бухгалтерию. Но туда идут немногие: система начисления зарплаты стала снова до такой степени непрозрачной, что концов не найти.

Приведу наиболее показательные комментарии учителей - опять же уточню - из разных регионов:

"Зарплата у меня в этом учебном году стала где-то на 1000 рублей меньше, хотя часы веду те же, что и в прошлом. Почему так, я не выясняла. Я не доверяю «начислителям»: уверена, что обманывают. Схему начисления отследить, как раньше, невозможно. Коллега жаловалась недавно, что ей больше года платили по низшей категории. Теперь разобраться невозможно. Бухгалтерия на школьные приказы стрелки переводит, а школа показывает свои протоколы и на бухгалтерию кивает".
"Нам на совещании в сентябре объявили, что стимулирующих не будет совсем. Раньше, последние 3 года, нам платили стимулирующие осенью и обещали потом (ближе к концу года) заплатить еще. Все учителя бросались во все виды работ, собирали доказательства (портфолио), но больше за весь год начислений не было. Вот такая происходила у нас игра-замануха. Я все равно работаю в своем режиме: мне неважно, есть премия или нет. А вот коллеги были страшно недовольны, потому что в обычном режиме они так не напрягаются.Им и так хватает занятий, а для премии приходилось разрываться, недоделывать основную работу..."

"В этом году зарплата ощутимо меньше. Стали выяснять, почему. Оказалось, убавили оплату по многим направлениям: классное руководство, проверка тетрадей, занятия с надомниками. Совсем не начислили за занятия с группой продленного дня (правда, это объяснили ошибкой бухгалтера). При нагрузке 11 часов без классного руководства у учителя с высшей категорией, имеющего награды и поощрения разного уровня, получилось 8700, из которых 1 тысяча рублей составила премия к Дню учителя. 18 тысяч получила учитель русского языка и литературы высшей категории при 24 часах нагрузки с классным руководством, тетрадями, премией и 0,1 ставки ГПД (ее делят такими долями между учителями, занимающимися подготовкой к ЕГЭ). По ее словам, по сравнению с прошлым годом, она недополучила примерно 1600 рублей. И это при том, что у нас еще так называемый "коэффициент" - 15%. Он тоже входит в состав названных сумм. Вот такие у нас зарплаты. Удивлялись мы всей школой на молодого учителя из Армавира, который долго стеснялся признаться первому лицу, что получает всего 28 тысяч при трехлетнем стаже. А мы бы с удовольствием озвучили ему свои зарплаты".

"Зарплата в школах нашего города стала ниже в январе 2016, затем немного стабилизировалась. Сейчас парадокс состоит в том, что директорам запретили издавать и оплачивать премиальные приказы. От этого пострадали две полярные категории работников: лучшие учителя, которые всегда нарабатывают на премию, и младший обслуживающий персонал, который едва зарабатывает на «минималку», но оклады даже этого не позволяют без премий. После повышения минимальной зарплаты до 7500 рублей появилось понятие "доплата до МРОТ", которое всех причесало под одну гребенку. Начались конфликты, которые неясно пока, чем кончатся".

"В квиточках исчез пункт "Стимулирующие выплаты ежемесячные". Кроме того, нам не пересчитывают норматив - учеников в классах прибавилось, а финансы остались прошлогодние, да еще на 10,5 месяцев (так был принят бюджет). Нам пояснили, что других средств не будет и выплаты до первой половины декабря ложатся на ответственность руководителей - преступления еще не совершено, но виновные уже назначены. К дню учителя не было никаких выплат, мало того, именно к празднику пришли угрожающие вести об отмене премий. После чего мы сделали грустный вывод: кнут дешевле пряника и его хватает одного на всех".

"У нас в этом году первая зарплата совпала с днем учителя, и праздник был омрачен. Все получили меньше, чем ожидали: кто на тысячу, а кто и на 3-4 тысячи рублей - в зависимости от нагрузки. Коллектив у нас непокорный, зубастый, мы сразу же все пошли к директору и потребовали объяснений. Оказалось, у всех сняты надбавки за часы в профильных классах. То есть больше всех пострадали учителя высокой квалификации, которые ведут старшие и выпускные классы, готовят к ЕГЭ. Это верх несправедливости. Директор нам стала говорить про перерасход бюджета, его секвестирование на уровне муниципалитета, уговаривала потерпеть. Сказала, что надо дотянуть до конца года, а дальше "все наладится". Мы ей не верим. Написали в городской отдел образования петицию от профсоюза. Результата пока нет, ждем".

"У нас как была непрозрачной система начисления, так и осталась. Выяснить что-то невозможно. Зарплаты получаем в конвертах. На уровне разговоров знаю, что суммы отличаются даже у педагогов с одной и той же нагрузкой, одинаковой категорией, одним и тем же стажем. Почему, непонятно. Портфолио мы не собираем, точнее собираем к аттестации. Никакой системы баллов, как в других школах, у нас нет и не было. Директор поощряет учителей сам на свое усмотрение, сам взвешивает заслуги. Это, само собой, далеко не всегда отражает истинный вклад учителя в имидж школы. Личная симпатия играет гораздо большую роль. Премию платят из внебюджетных средств, собираемых с родителей попечительским советом, два раза в год. Премии в основном смехотворные, чисто символические. Но есть у нас и игра в демократию. Методическое объединение один раз в год должно собраться и выдвинуть кандидатуру на крупную премию - размером примерно в 5 тысяч. У нас сначала были по этому поводу ссоры, потому что если судить "по заслугам", то премии всегда будет удостаиваться один и тот же учитель (если методобъединение крупное, то два). Поэтому мы решили пойти по самому простому пути - выдвигать кандидатуру по очереди: сегодня Иванову, на следующий год Сидорову, потом Петрову и так далее. Никому не обидно, а деньги всем нужны. Так и живем. Но жаловаться грех - родители в основном обеспеченные, многих из нас кормит репетиторство. Директор это понимает - он прекрасно знает, что протестовать мы не будем. Недовольных у нас не держат".

" В этом году у нас по мелочам все отобрали. За тетради не платят, за руководство методобъединение тоже - это теперь общественная нагрузка, за сложность и напряженность труда доплату отменили давно. За классное руководство тоже убавили, несмотря на то, что нагрузка на классных увеличивается с каждым годом. И даже символические 100 рублей "на методическую литературу" и то убрали. Решили, наверное, что на эти деньги уже никакую литературу не купишь, а в масштабе региона это неплохая экономия - мелочь, а приятно".

Думаю, что комментировать эти ответы не нужно. У читателей есть немало собственных примеров муниципальной и региональной экономии на учителях, готовых терпеть и не возмущаться.

Фото Вадима Мелешко

За последнее время на интернет-страницах снова всплыл вопрос об оплате за классное руководство. Причем в ряде статей высказывались предположения об отмене этой выплаты. При этом делались ссылки на то, что Правительство РФ и Госдума не поддержали соответствующий законопроект, внесенный в Госдуму рядом ее депутатов в сентябре 2014 года.

Согласно проекту будущего Закона, который в случае принятия должен был вступить в силу с 1 сентября 2015 года, к окладам «педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, а также частных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам» прибавились бы надбавки в размере 3 тысяч рублей.

Что же было и что стало?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» с изменениями и дополнениями с 1 января 2006 г. классные руководители ежемесячно получали доплату в размере 1000 рублей за выполнение функций классного руководителя. Вознаграждение за классное руководство распространялось на педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя в федеральных гос-образовательных учреждениях, суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, общеобразовательных школах-интернатах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах, вечерних (сменных) общеобразовательных школах, колониях уголовно-исполнительной системы, образовательных учреждениях для детей-сирот и оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Согласно вышеуказанному Постановлению регионы получали субсидии из федерального бюджета. К примеру, в 2013 году на выплату денежного вознаграждения за классное руководство учителям государственных и муниципальных образовательных учреждений было выделено 11,5 миллиарда рублей.

Порядок предоставления субсидий определялся «Правилами предоставления в 2008 — 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 860.

Письмом Минобрнауки РФ от 8 февраля 2006 г. N 17ю-50-93 разъяснялся порядок расчета размера вознаграждения за выполнение функций классного руководства в классах с пониженной наполняемостью.

Так было до января 2014 года. Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» субсидии субъектам Федерации на выплаты ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя не предусмотрены.

Однако прекращение субсидирования данной выплаты не является основанием для снижения или отмены данной выплаты педагогическим работникам, так как объем работы классного руководителя остается прежним.

В разных регионах проблема решается по-разному. В одних регионах эти доплаты осуществляются за счет субсидий из бюджетов субъектов Федерации, в других – переложили эти обязанности на образовательные учреждения, рекомендовав использовать фонды на модернизацию образования, на компенсационные или стимулирующие выплаты.

Так, в письме министра образования и науки Марий Эл от 31.01.2014 г. № 650, направленным руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и руководителям общеобразовательных учреждений, рекомендовано: «В целях сохранения социальных гарантий педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, недопущения снижения их заработной платы Министерство образования и науки Республики Марий Эл рекомендует в доплату за классное руководство, выплачиваемую за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, включать размер денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в порядке и размерах, действовавших в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, городской местности, поселках городского типа по состоянию на 31 декабря 2013 года, путем внесения изменений в локальные акты учреждений, регулирующие оплату труда. Данный вид выплат относится к выплатам компенсационного характера».

Постановлением Правительства Ростовской области от 24.04.2014 г. № 289 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 22.03.2012 № 219» были внесены дополнения в систему оплаты труда педагогических работников государственных образовательных учреждений, согласно которым перечень критериев оценки результативности и качества работников для установления стимулирующий доплаты дополнен показателем оценки качества работы классных руководителей. Данные дополнения позволяют общеобразовательным учреждениям при разработке и установлении критериев оценки результативности и качества работы педагогических работников учитывать работу классных руководителей.

Справочно

1.Функции, формы, критерии оценки классного руководителя определены «Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», утвержденных приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21. В них также отмечается, что «воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя».

2.Согласно нормам законодательства Российской Федерации обязанности по выполнению функций классного руководителя могут возлагаться на педагогического работника только с его письменного согласия, оформленного в виде дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором также определяется и размер компенсационной выплаты за выполнение дополнительной работы.

3.Размер доплаты за выполнение функций классного руководителя устанавливается на основании коллективного договора, положения о системе оплаты труда, других локальных нормативных актов, действующих в образовательном учреждении.

4.Классный руководитель – это не должность. Поэтому классное руководство не входит в круг основных обязанностей педработников, определенных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г №761н и не является самостоятельным видом деятельности.

5.Для выполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день, в неделю, в месяц. Порядок выполнения указанной работы определяется общешкольными планами и графиками, личными планами педагогического работника в зависимости от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой. В то же время за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей и отмене вознаграждения.

6.Как считают юристы, по своей правовой природе вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, а составной частью заработной платы работника со всеми вытекающими последствиями.

7.При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них выполнять работу по классному руководству эти обязанности могут возлагаться на одного работника (с его согласия) в двух классах, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника, поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Размер вознаграждения за выполнение функций по классному руководству в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе. В то же время имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.
В случае необходимости обязанности по классному руководству могут так же возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения (п. 6 письма Минобразования РФ от 25 апреля 2006 г. N АФ-100/03 «О рекомендациях ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ»).