Россия разрабатывает первую в мире гражданскую атомную подлодку. Самые необычные подводные лодки «Ханли» лежит на морском дне


Гражданскую АПЛ планируют использовать для поиска полезные ископаемые подо льдами Арктики.
"Подводный комплекс сейсморазведки разработан ЦКБ "Рубин". Это гражданская атомная подводная лодка, только вместо пусковых установок у нее шахты с роботизированными комплексами, автономными необитаемыми подводными аппаратами, которые обеспечивают сейсморазведку, поиск любых полезных ископаемых", — объяснил Литвиненко на форуме "Арктика — территория диалога".
.

Считаю, не лишним будет напомнить интересующимся темой применения атомных подводных лодкок на просторах Арктики в мирных целях, о следующем:
Переоборудовать боевые АПЛ в транспортые ЦКБ "Рубин" пытался еще в 1999г.

Точнее, на полном серьезе, по проекту велось следуюеес:
- проектно-конструкторские проработки по определению архитектурно-конструктивного облика транспортной АПЛ, кнструкции грузовых трюмов и способов грузовых операций;
- научно-исследовательские изысканияпо определению ледовой проходимости АПЛ, ледовой и навигационной обстановки на маршрутах перехода АПЛ, способов движения и конструктивов АПЛ для повышения эффективности преодоления ледовых полей;
- технико-экономические проработки и обоснование экономической эффективности морской транспортной системы с применением АПЛ.

Основная задача проекта и пути ее достижения в части ледовой проходимости и ледового плавания наглядно продемонстрированы ниже на сканах отдельных страниц:
1. Основная задача


2.Обеспечение эффективности ледового плавания транспортной АПЛ и способы преодоления ледовых полей...
.

3.


4.


5.


Изложено красиво, "а куда деть глубину?" - доносится голос уважаемого эксперта по Арктике из далекого 2000 года...

“Можно плавать подо льдами, если глубины большие”, - считает начальник штаба морских операций западного района Арктики Николай Бабич. Однако он сомневается в том, что лодки смогут легко маневрировать в мелководных северных морях у побережья.

Чукотское море. Глубины 50-60 метров. При этом надо учитывать осадку льда, подторосы или кили торосов опускаются в глубину до 15-20 метров. Остается просвет между льдами и морским дном местами также метров 20. А подводный корабль типа “Тайфун” (который так понравился РАО “Норильский никель”, очевидно из-за названия), теоретически наиболее приемлемый для грузовых перевозок, т.к. самый вместительный, имеет высоту 30 метров.

Море Лаптевых. Глубины в 20 метров простираются на север местами на сотни миль. В устье реки Лена глубина всего 8 метров. Лодка встанет в 70 милях от берега, т.к. даже по воде не сможет подойти к берегу. Как передавать груз? Наверное, вертолетами, которые «рубиновцы» разместят на палубе лодки.

Порт Певек. В него не зайти, т.к. там глубина 10 метров на входном створе. А даже у небольшой лодки осадка 9 метров. Если вдруг прижмет льдом, то лодка упрется в дно как бревно - “топляк”.

В Дудинке тоже глубина 10 метров, и в Обскую губу не зайти по той же причине.

Вообще все причалы по всей линии СМП не приспособлены для принятия лодок. Их пришлось бы реконструировать, что крайне дорого. А при объеме перевозок в 3 тысячи тонн - реконструкция и лодок и пути не окупиться никогда, считает Николай Бабич.

6.Положительные выводы проекта конечно же не заставили себя долго ждать



Размещать в посте остальные скрины листов проекта, не относящиеся к ледовому плаванию, также с указанием подписантов, исполнителей и руководителей сего проекта, думаю, будет не уместно. История и так знает своих героев. Данный проект остался только в памяти немногих и на бумаге (которая, как известно, все стерпит), ну и слава богу. Предполагаю, дело не дошло даже до отправки обращения в Правительство РФ с приложением проекта, как замышлялось...
Желаю успехов всем так или иначе задействованным участникам в достижении поставленных задач по теме поста!


Подводные лодки - вид транспорта, безусловно, не самый обычный, однако возможно именно поэтому в мире было создано столько роскошных образцов субмарин. Сегодня мы представляем вам 10 самых знаменитых гражданских подводных лодок.

1. Nautilus VAS - $ 2,7 млн


На борту этой роскошной субмарины могут разместиться до восьми пассажиров. Nautilus VAS может пребывать под водой в течение четырех дней, при этом погружаясь на глубину до 2 километров. В подводной лодке есть шлюз, позволяющий дайверам выходить наружу под водой. Также субмарина оборудована туалетом, мини-баром и кинотеатром.

2. Triton 3300/3 - $ 3 млн


Размеры подводной лодки Triton 3300/3 - всего 4 х 3 метра в длину и помещаются в ней 3 человека, но крошечная субмарина умеет погружаться на глубину до километра. Благодаря прозрачной кабине из прочного акрила три пассажира подводной лодки могут любоваться панорамным видом под водой. А чтобы разогнать темноту, царящую на таких глубинах, Triton оснащен мощными светодиодными прожекторами. В стоимость $ 3 млн также входит обучение покупателя работе и обслуживанию субмарины. Что любопытно, именно в этом батискафе люди впервые столкнулись с гигантским кальмаром глубоко под водой.

3. Marion Hyper-Sub - $ 3,5 млн


Следующий агрегат является гибридом подводной лодки и скоростного катера. В надводном положении он может развивать скорость в 40 узлов благодаря 440-сильному дизельному двигателю. При этом запаса хода хватает на 500 миль. Marion может погружаться на глубину до 80 метров с помощью самоподзаряжающейся электрическо-гидравлической погружной системы. В 9,5-метровой Hyper-Sub могут разместиться до пяти человек, а для их удобства салон оборудован кожаными креслами и деревянным интерьером.

4. Nomad 1000 - $ 6,5 млн


Nomad 1000 - автономная подводная лодка, которая может оставаться под водой в течение 10 дней. При этом она способна проплыть до 1000 морских миль. Похвастаться субмарина может полутораметровыми акриловыми обзорными иллюминаторами, шестнадцатью 1000-Ваттными кварцево-галогенными подводными прожекторами, туалетом, душем, двуспальной кроватью и камбузом. Вмещает Nomad до 30 пассажиров и может погружаться на глубину до 300 метров.

5. Proteus - $ 8 млн


Proteus был разработан и создан экс-коммандос французского флота по имени Эрве Жобер, который в настоящее время является генеральным директором дубайской компании Exomos, производящей роскошные погружные аппараты. Жобер называет Proteus "подводным автобусом", но на самом деле это полнофункциональная роскошная яхта. На борту 18-метровой подводной лодки помещается до 14 пассажиров, 8 из которых могут одновременно могут находиться в обзорном салоне.

6. Deepsea Challenger - $ 8 млн


Одни из самых известных режиссеров Джеймс Кэмерон известен тем, что снял одни из самых дорогих фильмов в Голливуде(Титаник и Аватар). Неудивительно, что именно Кэмерон заказал одну из самых дорогих в мире подводных лодок. В 7-метровом батискафе Deepsea Challenger стоимостью $ 8 млн Кэмерон в 2012 году достиг дна Марианской впадины, самой глубокой части мирового океана, где пробыл 2 часа 37 минут.

7. Yellow Submarine - $ 12 млн


Несмотря на то, что подобное название ассоциируется с Beatles, на самом деле желтая подводная лодка принадлежит соучредителю Microsoft Полу Аллену. 12-метровый аппарат может оставаться под водой в течение недели. По словам самого Аллена, он обожает исследовать океанские глубины и уже обнаружил останки нескольких кораблекрушений. Также Пол Аллен владеет яхтой Octopus стоимостью $ 200 млн, на борту которой размещаются два вертолета, семь катеров и 60 членов экипажа. Одно недельное обслуживание ее обходится в $ 384 000 в неделю.

8. Seattle 1000 - $ 25 млн


Seattle 1000 - огромное трехпалубное судно длиной 36 метров, которое может оставаться под водой до 20 дней. Его дальность перехода составляет 3000 морских миль, что вполне достаточно, чтобы пересечь Атлантику. Seattle 1000 также может похвастаться двойной палубой с 9-метровой обзорной площадкой, пятью каютами, пятью ванными комнатами, двумятренажерными залами, винным погребом и кухней, что делает это судно одной из самых роскошных подводных лодок в мире.

9. Phoenix 1000 - $ 80 млн


Phoenix 1000 может похвастаться 10 спальнями, спортзалом, винными погребами, джакузи и еще много чем. 65-метровая подводная лодка, площадь кают которой составляет целых 465 квадратных метров, может погружаться на 300 метров.

10. Migaloo - $ 2,3 млрд


Migaloo - подводная лодка / яхта, хотя она больше похожа на плавающий город. 115-метровое роскошное судно было выкрашено в белый цвет и названо в честь кита-альбиноса. На Migaloo можно найти 3-метровый закрытый бассейн и вертолетную площадку, которая убирается в палубу при погружении. Также на подлодке есть кинозал, библиотека, тренажерный зал, игровой зал, прачечные, частные гостиные, лифты между палубами, двухуровневые апартаменты владельца и восемь VIP-люксов.

Роскошь, роскошью, однако подводные лодки в первую очередь ассоциируются именно с оружием. Вот со всей планеты.

Подводные лодки - страшное и скрытное оружие, которое первоначально находилось на вооружении военных. Однако со временем оказалось, что не только они нуждаются в скрытном средстве для перемещения. Достаточно только вспомнить капитана Немо и его Наутилус. Его субмарина заметно выделялась из всего того, что мог на тот момент предложить научно-технический прогресс.

И если у военных форма подводных лодок уже традиционна, выполняя вполне определенные задачи, но гражданские могут позволить себе пофантазировать. Именно мирным целям и служат самые необычные субмарины. Одни аппараты проводят уникальные исследования, а другие просто служат способом развлечься. Расскажем ниже о десяти самых необычных подводных лодках.

Hyper-Sub. В своем надводном положении эта субмарина быстро трансформируется в скоростной катер. Казалось, что раньше такие устройства были доступны только супер-шпионам, наподобие Джеймса Бонда. Думается, и он бы не отказался в одной из своих миссий использовать этот быстрый катер, способный к тому же плавать под водой. Такой аппарат стоимостью в 3,5 миллиона долларов выпустила компания Marion Hyper-Submersible Powerboat Design. Чтобы разработать, а затем и создать свое творение инженеры потратили целый 31 год! Зато, поступив в продажу, он буквально перевернул представление о том, что вообще должны уметь персональные субмарины. В качестве катера Hyper-Sub разгоняется до 40 узлов, а погрузившись под воду аппарат может достичь глубины в 80 метров.

Желтая подводная лодка. Это устройство знаменито само по себе, будучи воспетым легендарными "Биттлз". Едва ли они представляли, что поют о такой подводной лодке. Она вмещает всего двух человек, зато может погружаться на глубину до трехсот метров. Исследователям морского ландшафта внутри субмарины хватит воздуха на шесть часов. Лодка оснащена по последнему слову техники - есть там и галогенные лампы, высокочастотный радиопередатчик, GPS-навигатор. А внутри округлой стеклянной сферы установлен климат-контроль, чтобы сделать подводное путешествие максимально комфортным. Лодка кажется миниатюрной, но заплатить за "игрушку" придется целых 2 миллиона долларов.

EGO. Эта подводная лодка с технической лодкой таковой не совсем и является. Тем не менее на этой компактной лодке-катамаране можно путешествовать под водой. Кабина устройства всегда находится в подводном положении, а вот верхняя часть, принадлежащая катамарану всегда над водной гладью. Такая конструкция заметно снижает риски при осуществлении подводных путешествий, да и управлять устройством совсем не сложно. Создала такое устройство компания Raonhaie, которая говорит, что с ее катамараном можно изучать подводный мир, даже не умея плавать. Чтобы полностью обеспечить безопасность, все стекла в подводном блоке выполнены из крепкого акрилового стекла. Лобовое стекло очень большое, как и боковые иллюминаторы. Таким образом у пассажиров есть отличная возможность рассмотреть рыб и кораллы, оставаясь сухими. Самое место такой субмарине - в Красном море, с его красивейшим подводным миром.

Seabreacher X. Это вторая лодка в серии персональных продуктов данного производителя. Если первая за основу своей формы взяла игривых дельфинов, то вторая предпочла использовать силуэты стремительных акул. Субмарина в подводном положении разгоняется до 25 миль в час, а в надводном может плыть в 2 раза быстрее. При этом она еще и выпрыгивает над водой на 4 метра. С технической точки зрения лодка обеспечена по последнему слову техники. В ее перископ встроена видеокамера. Она может передавать изображение на мониторы внутри субмарины. Естественно, есть тут и GPS навигатор, чтобы отображать местоположение, а также бортовая аудиосистема. Производитель выпустил всего 10 таких "хищных" подводных лодок. Учитывая интерес к ним, стоит ожидать, что их всем не хватит.

Super Falcon. Кто сказал, что подводная лодка должна быть стандартно вила. Морской инженер Грэм Хоукс создал свое творение, сделав его похожим на самолет. Естественно, лодка персональная, мало кто способен выложить за нее 1,5 миллиона долларов. А работает она от электрических батарей. У субмарины есть заднеприводной винт, который больше напоминает обычный вентилятор. Именно он и обеспечивает ход лодки. Батарея дает питание в 48 Вольт. Super Falcon может принять на борт двух пассажиров. Только вот скорость перемещения до обидного мала - всего 3,5 метра в минуту.

Scubster. Французский инженер Стефан Роусон посчитал, что лодке вообще не нужны какие-либо двигатели. Ее движение должен обеспечивать сам хозяин, используя для этого педальную тягу. Сама же субмарина сделана из углеродного волокна. Ее задача - участие в международных гонках субмарин такого класса. Непрерывное кручение пилотом педалей способно разогнать подводную лодку до шести миль в час, а опускаться она под воду может на глубину не более шести метров. Пускай лодка и необычная, зато она уж точно самая экологичная. Ведь никакого топлива ей и не требуется. Да и вращение педалей способно добавить здоровья какому-нибудь заплывшему жиром миллионеру.

Лодка-корыто. И эта персональная лодка двигается с помощью педальной тяги. Только вот ее создатель не заканчивал университетов и не получал специального образования. Конструктором разработки выступил 14-летний швейцарский подросток Арок Краер. Начав строить собственную лодку в 10 лет, через 4 года он завершил проект. Для создания субмарины применялись весьма необычные части - железные корыта, из которых ранее кормили свиней.

Немо-100. Лодку с таким названием создала немецкая компания Nemo Tauchtouristik. Ее продукт является персональным. Предполагается, что Немо должен перевозить 2-3 туриста. Здесь применяется целая система обеспечения воздухом, которая позволяет находиться под водой целые сути. Чтобы люди могли наилучшим образом рассмотреть панораму подводного мира, используются выпуклые стеклянные окна. Создатели говорят, что в такой лодке туристы могут представить, что чувствовал капитан Немо.

Наутилус. И эта лодка связана с героем Жюля Верна. Однако в такой персональной субмарине и почувствовать себя Немо сможет далеко не каждый. Наутилус является аппаратом люксового уровня, его запускают с яхт такого же недостижимого для обычного туриста класса. При проектировании конструкции инженеры советовались с военными консультантами. Теперь пилот знает, что если его лодка вдруг окажется в зоне обстрела, внутри ему ничего не угрожает. А чтобы скоротать время в подводном мире, Наутилус оснащен минибаром и качественной стереосистемой.

Нимфа. Пожалуй, нет ничего удивительного, что миллиардеры создают себе подводные лодки по своему вкусу. Там и произошло с Ричардом Бренсоном. У него есть свои собственные авиалинии, он развивает космический туризм, приобрел в личное пользование еще и свой остров. Богач славен своей любовью к экстремальным путешествиям, можно упомянуть хотя бы кругосветное путешествие на воздушном шаре. Теперь он купил себе еще и персональную подводную лодку. Ее базой является личный остров Бренсона - Некер. А называется субмарина - "Нимфа". Автором проекта выступил уже упомянутый Грэм Хоукс из компании Океанические технологии Хоукса. "Нимфа" может нырять на глубину до 30 метров. Но сам миллиардер разрешает покататься на ней всем желающим. Для этого надо приехать на его остров Некер в Карибском море и заплатить за аренду 25 тысяч долларов. Это даст возможность изучить прибрежный подводный мир.

§ 19. Архитектура подводных кораблей и судов

Архитектура подводных кораблей и судов, обычно называемых подводными лодками, во многом отличается от архитектуры кораблей надводного плавания. Подводные суда гражданского назначения полностью повторяют архитектуру боевых подводных лодок. Различие между подводными и надводными кораблями объясняется, главным образом, средою, в которой они плавают. Если надводные суда только частью корпуса погружены в воду и в основном архитектурные элементы судна расположены над водой, то подводные лодки плавают в однородной среде, которой является вода. Средства выполнения их основных задач и основные архитектурные элементы судна скрыты под водой. Отработка эстетического внешнего вида подводных лодок имеет несоизмеримо меньшее значение по сравнению с отработкой формы обводов, обеспечивающих наилучшую обтекаемость полностью погруженного в воду тела. По этим соображениям форма корпуса в основном и определяет внешний вид и архитектурный тип подводных лодок.

Подводные лодки, в зависимости от типа энергетической установки, подразделяют на атомные, дизель-электрические, парогазо- турбинные, с двигателями, работающими по замкнутому циклу, и т. п.

Оптимальной формой подводной лодки является форма тела вращения малого удлинения, наиболее полно отвечающая требованиям к ее гидродинамическим качествам и обеспечивающая наибольшую прочность корпуса. Но эта форма не оправдывает себя при плавании лодки на поверхности воды.

В капиталистических странах в основном строят подводные лодки двух конструктивных типов: однокорпусные и двухкорпусные, только в отдельных случаях встречаются полуторакорпусные лодки (рис. 37).

Однокорпусные лодки имеют один прочный корпус, заканчивающийся в оконечностях конструкциями легкого корпуса, придающего лодке обтекаемость. Двухкорпусные лодки имеют по всей длине два корпуса - прочный и легкий, полностью облегающий первый и создающий обтекаемость всей лодки.

Архитектурные элементы зарубежных атомных подводных лодок значительно отличаются от архитектурных элементов дизель-электрических лодок (рис. 38).

Как правило, все атомные лодки имеют смешанную конструкцию: в средней части однокорпусные, а в носовой и кормовой оконечностях - двухкорпусные (с прочным и легким корпусами, имеющими форму концентрических окружностей). Дизель-электрические лодки строят одно, полутора- и двухкорпусными, с относительно развитыми надстройками и удлиненным легким корпусом, увеличивающим их устойчивость на курсе при плавании в надводном положении для зарядки аккумуляторов.

В оконечностях прочный корпус лодок ограничивается прочными плоскими или сферическими переборками с выпуклостью наружу.

По длине прочный корпус подразделяется несколькими плоскими прочными водонепроницаемыми поперечными переборками на ряд отсеков, в которых размещаются корабельные помещения.

Рис. 37. Схемы поперечного сечения подводных лодок: а - однокорпусная; б - полуторакорпусная; в - двухкорпусная. 1 - прочный корпус; 2- прочная рубка; 3- сходные люки; 4 - ходовой мостик; 5 - ограждения; 6 - верхняя палуба; 7 - доковый киль; 8 - надстройка; 9 - главные балластные цистерны; 10 - легкий корпус.


Эти переборки ограничивают распространение воды при затоплении отсеков лодки.

На дизель-электрических подводных лодках поперечные переборки обычно располагаются исходя из условий обеспечения надводной непотопляемости при затоплении одного отсека и прилегающих цистерн главного балласта с одного борта. Современные американские атомные подводные лодки, предназначенные для плавания преимущественно в подводном положении, при затоплении одного любого отсека как в подводном, так и в надводном положении непотопляемостью не обеспечены.

По высоте отсеки прочного корпуса разделяются платформами на несколько ярусов, число которых на атомных лодках доходит до четырех. Такое расположение помещений увеличивает полезную площадь платформ, приходящуюся на единицу объема лодки.

В средней части прочного корпуса дизель-электрических лодок установлены прочные рубки, сверху закрытые легкими водонепроницаемыми рубками, являющимися ограждением, и обтекателями выдвижных устройств. В верхней части легкой рубки оборудуется крытый ходовой мостик для 3-5 наблюдателей. Атомные лодки имеют лишь легкие рубки, для уменьшения веса изготовляемые из алюминиевых сплавов или из пластиков, армированных сталью.


Рис 38 Схема архитектурных элементов и общего расположения двух подводных лодок США: а - атомной типа «Итэн Аллен»; б - дизель-электрический типа «Балао». 1 - торпедные аппараты 2 -носовой торпедный отсек; 3 - жилые помещения; 4 - аккумуляторные батареи; 5 - центральныйпост(поступравления)6-поступравления ракетной стрельбой; 7-ракетный отсек; 8-помещение успокоителя качки 9-реакторный отсек 10 -отсек вспомогательных механизмов; 11 - отсек главных двигате - лей; 12 - кормовой торпедный отсек.


На дизель-электрических и атомных лодках-ракетоносцах надстройки расположены по всей длине лодки.

На атомных лодках, не имеющих вовсе надстроек, палубой служит верхняя часть прочного корпуса с нескользящим покрытием шириною около двух метров. Прочные рубки у них заменены выходной шахтой, представляющей собой вертикальный цилиндр или усеченный конус со средним диаметром около одного метра.

Современные подводные лодки отличаются очень большим диапазоном подводного водоизмещения: от сверхмалой подводной лодки США («Минисаб») водоизмещением 0,20 т до атомной подводной лодки Франции (Е-1) водоизмещением 9000 г, с расчетной глубиной погружения свыше 600 м, скоростью подводного хода около 30 узл, с неограниченным районом плавания и подводной автономностью 74 суток.

Совершенствование атомных энергетических установок открыло возможность использования судов подводного плавания в гражданском флоте. Экономическая целесообразность использования таких судов возрастает с ростом их водоизмещения. Впервые в мире в Советском Союзе используется бывшая подводная лодка ВМС, переоборудованная для научно-промысловых целей.

Гражданские подводные лодки можно подразделить на грузовые, пассажирские и научно-исследовательские. К первому можно отнести спроектированные за рубежом атомные подводные транспортные суда, а к пассажирским подводным судам - уже эксплуатируемую прогулочную лодку «Огюст Пикар», плавающую в Женевском озере в Швейцарии. Научно-исследовательскими подводными лодками, применяющимися для глубоководных научных исследований, можно считать американские «Алюминаут» и «Элвин», а также японские «Иоммури» и «Куросио».