Расположение мест в вертолете ми 8. Авиация россии. Воздушные командные пункты


Если искать машину, годящуюся для роли «собирательного образа» вертолёта СССР (да и России), то им, без сомнения, станет Ми-8. В производстве он находится с 1960-х годов – уже более пятидесяти лет. За это время он стал одним из самых распространённых вертолётов в истории и в мире, а среди двухмоторных машин «восьмёрка»и есть самая массовая.

А по состоянию на 2015 года – Ми-8 вообще третий по распространённости среди летательных аппаратов вообще. Но что ещё замечательнее – он до сих пор производится и своих позиций сдавать не собирается. Конечно, многие ровесники «восьмёрки» до сих пор в строю, но по универсальности и актуальности ему до сих пор нет равных.

История возникновения Ми-8

Дата «рождения» Ми-8 – 20 февраля 1958 года. В этот день Совет министров принял постановление по опытному строительству среднего вертолёта, именуемого тогда «В-8». Глава КБ, Михаил Миль, планировал использовать опыт, накопленный при создании , создав замену среднему Ми-4.

Замена поршневого мотора двумя турбинами обещала не только повысить эксплуатационные качества, но и рационализировать компоновку вертолёта.

В те годы и американские фирмы отказывались от поршневых моторов, заменяя их газотурбинными. Силовой установкой многих поршневых вертолётов (и Ми-4 в том числе) обычно служили громоздкие звездообразные моторы, занимавшие всю носовую часть фюзеляжа. Такое размещение вынуждало выносить пилотскую кабину наверх, а пространство грузовой кабины занимать приводными валами.

В-8 изначально проектировался, как многоцелевой – заказчиками выступали и ВВС, и «Аэрофлот».

Рассматривались пассажирское, военно-транспортное и вооружённое исполнения.

Первый В-8, взлетевший летом 1961 года, были именно пассажирским, с комфортабельным салоном на 18 человек. Правда, прототип был одномоторным. Разработка двухмоторного В-8А стартовала позже и полетел он только в 1962 году.

Следующими опытными машинами стали военный транспорт для 20 десантников, оснащённый установкой для крупнокалиберного пулемёта, и вертолёт для правительственных перевозок. Пятый прототип стал эталонным образцом, и в 1965 году началось серийное производство Ми-8.

Конструкция и устройство

Вертолёт Ми-8 построен по классической одновинтовой схеме. Фюзеляж вертолёта цельнометаллический, обшивка его гладкая, работающая. В носовой части фюзеляжа – кабина управления с местами для пилотов и лётного техника. В центральной части – грузовой отсек (либо пассажирская кабина, в зависимости от исполнения). Третью часть фюзеляжа представляют собой хвостовая и концевая балки.

Первые Ми-8 оснащались газотурбинными двигателями ТВ2-117 номинальной мощностью в 1000 л.с. каждый.

В 1967 году на амфибийном варианте Ми-14 началась отработка совершенно новых моторов – ТВ3-117.

Вертолёт Ми-8МТ с новыми моторами пошёл в производство в 1977 году. Также на нём появилась вспомогательная силовая установка – небольшая газовая турбина, предназначенная для раскрутки роторов основной силовой установки при пуске. Предыдущие модели запускались либо от батарей, либо от внешнего стартёра. При отказе одного из двигателей, второй автоматически выходит на режим повышенной мощности, позволяя завершить полёт.

Турбины Ми-8 вращают винты через трансмиссию из трёх редукторов – главного, промежуточного и хвостового. Несущий винт первоначально был аналогичен винту Ми-4 – цельнометаллический, с четырьмя лопастями. В ходе испытаний его заменили, количество лопастей довели до пяти. Шасси колёсное, неубирающееся. Носовое колесо самоориентирующееся. На опытных образцах вертолётов имелись обтекатели колёс, но на серийных машинах от них отказались.

Топливные баки наружные, подвешенные по бортам. Емкость левого бака – 1154 литра, правого, несмотря на внешне более длинный обтекатель – 1044 литра. Объясняется это тем, что под обтекателем правого бака размещён керосиновый отопитель кабин. В грузовом отсеке можно устанавливать до двух дополнительных баков, емкостью по 915 литров каждый. Начиная с модели Ми-8 МТВ, топливные баки выполняются протектированными.

Вертолёты оснащались автопилотом типа АП-34Б. стабилизирующим машину по крену и тангажу (в случае необходимости – и по направлению и высоте). Имеется противопожарная система, позволяющая тушить огонь как в двигателях и ВСУ, так и в керосиновом обогревателе. Гидравлическая система дублированная, питает усилители системы управления.

Модификации вертолёта

Количество модификаций Ми-8 огромно. В их число входят не только пассажирские и боевые машины, но и специальные – от противопожарных версий до морских амфибий. Назовём основные разновидности. Главными вариантами вертолётов первых серий с моторами ТВ2-117 были пассажирский Ми-8П, транспортный Ми-8Т и боевой Ми-8ТВ. Вертолёт для спецперевозок, с салоном «повышенной комфортности» имел индекс Ми-8ПС.

Амфибия Ми-14 представляла собой сильно доработанный Ми-8 с моторами ТВ3-117. Она стала «мостиком» к следующему поколению «Восьмёрок», которое поставлялось на экспорт под общим названием Ми-17. В СССР они назывались Ми-8МТ. В 1980-е запустили в серию новую базовую модель с увеличенной высотностью – Ми-8 МТВ. Её усовершенствованный вариант назвали Ми-8МТВ-1, а универсальный десантно-штурмовой вертолет получил индекс Ми-8 МТВ-2.

На экспорт новые вертолёты продавались, как Ми-171, а доработанная модель для внутреннего рынка стала известна, как Ми-8 АМТ.

В середине 90-х годов в России разработали «восьмёрку» с улучшенной аэродинамикой – Ми-8МТВ-5. Установленная в носу вертолёта РЛС потребовала замены части остекления кабины непрозрачным обтекателем.

Каждое поколение Ми-8 имело в составе и медицинские модификации, от Ми-8МБ до Ми-171ВА. Ряд вариантов проектировался для поставок конкретному заказчику. Заслуживает упоминания и Ми-8ВСМ – постановщик противопехотных мин. А под названием Ми-9 скрывается летающий командный пункт для командиров дивизий.

Вооружение

Изначально для войск был разработан только транспортный вертолёт, но уже в 1968 году военным представили его вооружённую версию. И вооружённую очень мощно. На внешних консолях подвешивались до шести блоков неуправляемых ракет калибра 57мм, либо до 1500 кг бомб. Бороться с танками позволяли четыре управляемые ракеты «Фаланга», а дополняла арсенал установка пулемёта калибра 12,7мм в пилотской кабине.

По огневой мощи Ми-8ТВ едва ли уступал специализированному штурмовику Ми-24, но вот по защищённости сравниться с ним не мог.

Хотя кабина лётчиков дополнительно защищалась бронёй толщиной до 8 мм. Явным недостатком вертолёта стал его возросший вес. Полностью загруженная оружием и десантниками машина с трудом взлетала, дальность полёта снизилась.

В ходе войны в Афганистане ракеты калибра 57мм заменили на более мощные аналоги С-8 калибра 80мм. Арсенал пополнился подвесными контейнерами с автоматическими гранатомётами калибра 30мм или 23мм пушками.

Летно-технические характеристики

Рассмотрим основные лётно-технические данные современного Ми-8 модификации АМТ и сравним его с конкурентами. В качестве примера выступят одна из поздних модификаций французской «Пумы» – AS.532 и вертолёт фирмы Сикорского S-92.

Ми-8 АМТ S-92 AS.532
Длина, м 25,3 20,8 19,5
Взлётная масса, т 11,1 12 9,3
Максимальная скорость, км/ч 250 283 278
Крейсерская скорость, км/ч 230 257 257
Потолок, м 6300 4575 4100
Дальность полёта (практическая), км 570 999 618

Итак, Ми-8 крупнее по размерам, имеет больший потолок (а более поздняя модификация в 2013 году поднялась на предельную высоту в 9 км), но имеет меньшую дальность полёта. Впрочем, на него могут устанавливаться дополнительные баки.

Стоит заметить, что S-92 – сугубо гражданская машина, хотя и разработанная на базе многоцелевого S-70. Может показаться странным, что в таблице отсутствует очевидный соперник Ми-8 – «Ирокез», точнее, вертолёты семейства Bell 212/412. Дело в том, что, несмотря на свою распространённость, это машины более лёгкого класса, с заведомо меньшими габаритами и грузоподъёмностью.

Когда «восьмёрки» начали заменять Ми-4, стало ясно, что предшественники уступают им во всём. Ми-8 превосходили «четвёрку» и по скорости, и по вместимости, и по удобству обслуживания. Например, газотурбинные двигатели избавили механиков от постоянной борьбы с подтеканием смазки. Но в одном старый вертолёт долго превзойти не удалось – он был более высотным. Поэтому вплоть до появления модификации Ми-8МТ в горах продолжали работать поршневые Ми-4.

Хотя пассажирский вариант Ми-8 входил в число «разработанных изначально», в советское время таких машин было произведено немного.

Зато в 21 веке зарубежные и российские заказы на пассажирские вертолёты сильно помогли заводам.

Довольно часто «универсальность» понимают, как возможность машины делать всё, но плохо. Спектр задач, который решал, и успешно, вертолёт Ми-8, заставляет усомниться в справедливости такого подхода. За свою полувековую карьеру он возил грузы и пассажиров, служил в ВВС африканских стран и в МЧС России.

«Восьмёрка» работала воздушным госпиталем и летающим краном. С её борта ставили и тралили мины. Вертолёт служил штурмовиком и разведчиком. Конечно, можно было бы списать его распространённость на неизбежный результат сферы влияния СССР, но ведь Ми-8 ещё в советское время официально поставлялся на экспорт в страны Запада. И спрос на него не прекратился с развалом Советского Союза. Остаётся только признать «восьмёрку» настоящим шедевром вертолётостроения.

Видео

В конструкции вертолёта был применён ряд оригинальных технических решений: крупногабаритные дюралюминиевые штамповки, клеесварные соединения, автоматическая система регулирования работы двигателей. По сравнению с Ми-4 новый вертолёт обладал более высокими лётными характеристиками и вдвое большей грузоподъёмностью. Первый опытный В-8 с одним двигателем АИ-24В и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся в воздух в 24 июня 1961 года (лётчик-испытатель Б.В.Земсков). 2 августа 1962 года лётчик-испытатель Н.В.Лёшин оторвал от земли прототип В-8А с двумя ТВ2-117 и пятилопастным винтом, а 17 сентября состоялся его первый свободный полёт.

В мае 1964 года была завершена сборка нового пассажирского В-8АП в варианте правительственного салона. Он почти ничем не отличался от В-8АТ и послужил базой для испытания модернизированного автопилота АП-34Б и синхронизатора оборотов несущего винта. В-8АП был показан руководителям партии и правительства. В сентябре того же года с полетов на В-8АП начался второй этап («Б») программы совместных государственных испытаний. Успешно завершивший программу государственных испытаний В-8АП был переоборудован весной 1965 года на опытном производстве завода № 329 в комфортабельный вариант для перевозки 28 пассажиров. К этому времени опытный вертолет В-8АП был практически доведен до совершенства, ресурс большинства его агрегатов достигал 500 ч. В июне он был представлен на авиационном салоне в Париже, где получил высокую оценку у зарубежных специалистов за прекрасные летно-технические характеристики и комфортабельность и был признан одним из самых удачных вертолетов среднего класса. Столь же успешно вертолет демонстрировался через несколько месяцев на промышленной выставке в Копенгагене. В дальнейшем вертолеты Ми-8 почти ежегодно принимали участие во всех крупных международных авиасалонах и выставках, достойно представляя отечественную авиационную промышленность в разных частях земного шара.

Серийное производство Ми-8 началось в марте 1965 года на авиазаводе № 387 в Казани. Уже в конце года из сборочного цеха вышли первые серийные образцы. К 1969 году Ми-8 полностью заменил на сборочной линии Ми-4. В 1970 году к его производству приступил и Улан-Уденский завод.

Вертолёт Ми-8 одновинтовой схемы с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся фиксируемой в полёте передней стойкой. Для защиты рулевого винта имеется хвостовая опора. От транспортного Ми-8Т вертолёт Ми-8П отличается прямоугольными иллюминаторами и отсутствием на хвостовой балке антенны доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИВ-1. В салоне основного варианта Ми-8П установлены 28 мягких пассажирских кресел. Двадцативосьмиместная компоновка пассажирского салона стала основной на серийных Ми-8П. Только в 1968 году она подверглась небольшой доработке. Был изменен задний отсек фюзеляжа — в нем расположили багажное отделение. Пассажирская кабина удлинилась более чем на метр. Задние створки сделали меньшего размера, и в них установили заднюю входную дверь с трапом. Ми-8П мог также использоваться в качестве санитарного или транспортного вертолета для перевозки малогабаритных грузов внутри кабины и крупногабаритных — на внешней подвеске. Несколько лет спустя на базе Ми-8П и более поздних его модификаций были созданы варианты с пассажирской кабиной на 20, 24 и 26 мест. Ми-8П может применяться в качестве санитарного и транспортного (малогабаритные грузы внутри кабины, крупногабаритные — на внешней подвеске).

В 1968 году конструкция фюзеляжа в задней части подверглась доработке. Там был расположен багажный отсек. Пассажирский салон удлинился более чем на метр. Задние створки стали меньше, в них установили заднюю входную дверь с трапом.

В 1962-1991 годах на двух заводах изготовлено около 5200 вертолётов (3700 — в Улан-Удэ) Ми-8. Из них около 2800 поставлено на экспорт в 40 стран мира. Половина выпущенных вертолётов и сейчас находится в эксплуатации. В 1964-1967 годах на Ми-8 установлено 7 международных рекордов (большинство женскими экипажами).

Модификации:

В-8А — второй прототип. Отличался двумя двигателями и пятилопастным винтом.
В-8АП — четвёртый прототип. Изготовлен в 1964 году в варианте правительственного салона. В 1965 году переоборудован в пассажирский вариант.
Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП-4 — варианты повышенной комфортности («салоны»). Отличаются двигателем. ТВ2-117АГ. Выпускаются в Улан-Удэ.
Ми-8М — модернизированный на 40 пассажирских мест (проект). Отличался удлинённым фюзеляжем и двигателями ТВ3-117 . Разрабатывался в 1964-1971 годах.
Ми-8ПА — с форсированными двигателями ТВ2-117Ф (1700 л.с.). Сертифицирован в Японии в 1980 году.
Ми-8ПС — салон» на 7, 9 или 11 пассажиров (соответственно Ми-8ПС-7, Ми-8ПС-9, Ми-8ПС-11).
Ми-8С — (второй с таким обозначением) — «салон» на базе Ми-8Т. Разработан в 1969 году.

Модификация: Ми-8П
Диаметр главного винта, м: 21,29
Диаметр хвостового винта, м: 3,91
Длина, м: 18,17
Высота, м: 5,65
Масса, кг
-пустого: 6800
-нормальная взлетная: 11100
-максимальная взлетная: 12000
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ2-117А
-мощность, кВт: 2 х 1257
Максимальная скорость, км/ч: 250
Крейсерская скорость, км/ч: 225
Практическая дальность, км: 480
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 1900
Экипаж, чел: 2-3
Полезная нагрузка: до 28 пассажиров или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 3000 кг на подвеске.

Опытный вертолет В-8А — второй прототип.

Третий прототип В-8А в полете.

Опытный вертолет В-8АП — четвертый прототип. 1964 г.

Опытный вертолет В-8АП — четвертый прототип. 1964 г.

Опытный вертолет В-8АП.

Ми-8П первой серии в полете.

Вертолет Ми-8П. На 2-м плане Ми-8Т.

Ми-8П садится на площадку у Петропавловской крепости. Санкт-Петербург.

Вертолет Ми-8П на площадке у Петропавловской крепости.

Ми-8П «Алтайских авиалиний».

Ми-8П компании «Ю Тейр» на стоянке.

Ми-8П заходит на посадку.

Правительственный Ми-8ПС.

Правительственный Ми-8ПС.

Кабина Ми-8П.

Ми-8 (классификация НАТО: Hip) – советский многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ Миля в начале 1960-хх годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации.

История Ми-8

Во второй половине 1950-хх годов появление новейших на то время двигателей и технологий, а так же растущая роль вертолетной техники потребовали перехода авиации США и СССР на технику нового поколения. В середине 1950-хх была начата разработка тяжелого транспортного вертолета Ми-6, создаваемого для перевозки разнообразной техники и личного состава. Однако, было очевидно, что размеры, стоимость и грузоподъемность этой машины хоть и уникальны, но не способны полностью закрыть потребности – нужен был вертолет «попроще» — более массовый, легкий и простой в эксплуатации. Параллельно с Ми-6 началась разработка среднего вертолета Ми-8 – более легкого, но, концептуально, аналогичного старшей модели.

Первый прототип под наименованием В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А - 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году.

Вертолет активно применялся во многих сферах деятельности, как военных, так и гражданских. Надежность, эффективность, универсальность и грузоподъемность сделали Ми-8 настолько удачной машиной, что она нашла повсеместное применение по всему миру. До сих пор он активно закупается как Российскими структурами, так и зарубежными.

К середине 1970-хх базовый Ми-8 стал устаревать, но его эффективность показала, что в создании новой модели с ноля нет необходимости. К 1980 году Ми-8 был модернизирован, получив новые двигатели ТВ3-117 и ВСУ. Новая модель получила наименование Ми-8МТ (экспортный — Ми-17).

В 2014 году был поставлен заказчику 3500-й вертолёт семейства Ми-17.

Конструкция Ми-8

Ми-8 – одновинтовой вертолет с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава.

Ми-8 оборудован электрической противообледенительной системой лопастей, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах. При отказе одного из двигателей в полёте другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полёт выполняется без снижения высоты. На основном режиме несущий винт вращается на оборотах 192 мин −1 , рулевой - 1445 мин −1 .

Шасси трёхопорное, неубирающееся. Для предотвращения касания земли рулевым винтом имеется хвостовая опора. Система внешней подвески вертолёта позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг.

В пассажирском варианте в салоне могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте применяются откидные скамейки на 24 места. Для поддержания комфортной температуры в кабине экипажа и грузовой кабине, вертолёт оборудован системой обогрева и вентиляцией. Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолёта позволяют совершать полёты в любое время суток в простых и в сложных метеоусловиях.

Модификации

Опытные

  • В-8 - Первый опытный экземпляр с одним ГТД АИ-24В конструкции А. Г. Ивченко. Первый полёт 24 июня 1961 года.
  • В-8А - Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117.
  • В-8АТ - Третий опытный экземпляр.
  • В-8АП - Четвёртый опытный экземпляр.

Пассажирские

  • Ми-8П - пассажирский вертолёт на 28 мест. Имеет иллюминаторы прямоугольной формы.
  • Ми-8ПА - модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф.
  • Ми-172

Транспортные

  • Ми-8Т - транспортно-десантный вертолёт для ВВС.
  • Ми-8ТС - экспортный вариант Ми-8Т для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.

Многоцелевые

  • Ми-8ТБ
  • Ми-8ТВ - «Транспортный, вооружённый». Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году. Отличался установкой направляющих для 4-х ПТУР 9M14M «Малютка», пулемёта А-12,7, бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).
  • Ми-8АТ - вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
  • Ми-8АВ - воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.
  • Ми-8АД - модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.
  • Ми-8ТГ - модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.
  • Ми-14 - многоцелевой вертолёт-амфибия.
  • Ми-8МТ - модификация с двигателями ТВ3-117 от вертолёта с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники, хвостовой винт был перенесен на левый борт. Для борьбы с ракетами типа «земля-воздух» имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК-сигналов. В 1979–1988 гг. вертолет Ми-8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане.
  • Ми-17 - экспортный вариант Ми-8МТ .
  • Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 - вооружённая военно-транспортная модификация с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Динамический потолок увеличен до 6000 м. Разработана в 1985-1987 гг. и запущена в серийное производство в Казани в 1988 году.
  • Ми-17-1В - экспортный вариант Ми-8МТВ-1 .
  • Ми-8МТВ-2 - модернизированный Ми-8МТВ . Отличается усиленным бронированием, новым рулевым винтом, повышенной жёсткостью проводки управления, системой беспарашютного десантирования, бортовой стрелой большей грузоподъёмности, составом оборудования. Количество десантников увеличено до 30.
  • Ми-8МТВ-3 - доработанный Ми-8МТВ-2 . Расширена номенклатура вооружения, число узлов подвески сокращено до 4.
  • Ми-8МТО - ночной.
  • Ми-8МТКО - вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
  • Ми-17-1В - экспортный вариант Ми-8МТВ.
  • Ми-8АМТ (экспортное обозначение - Ми-171Е ) - вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года). Имеются различные модификации: пассажирский. транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и д.р.
  • Ми-171 - модификация вертолёта Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом.
  • Ми-171А1 - модификация вертолёта Ми-8АМТ, соответствующая Нормами лётной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29.
  • Ми-17КФ - модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт 3 августа 1997.
  • Ми-18 - удлинённый вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.
  • Ми-8МСБ - не сертифицированная в России собственная украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС (принят на вооружение в апреле 2014, до конца 2014 года в войска передали 3 шт.) и на экспорт.

Специального назначения

  • Ми-8ТЭЧ-24 - летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудовалась слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым в процессе эксплуатации и ремонта вертолётной техники.
  • Ми-8ТЗ - заправщик и транспортировщик топлива.
  • Ми-8БТ - буксировщик трала.
  • Ми-8СП - специальный морской спасательный.
  • Ми-8СПА - поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей летательных аппаратов в случае приводнения.
  • Ми-8ТЛ - лесопожарная модификация, оснащённая системой массированного сброса воды и водяной пушкой.
  • Ми-8С - штабной вертолёт с круглыми иллюминаторами.
  • Ми-8ПС - штабной вертолёт с квадратными иллюминаторами.
  • Ми-8КП - специальный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.
  • Ми-8ГР или Ми-8Р - разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.
  • Ми-8К - артиллерийский корректировщик.
  • Ми-8ТАКР - вертолёт с комплексом телевизионного наблюдения.
  • Ми-8ВД - радиационно-химический разведчик.
  • Ми-8С - модификация с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.
  • Ми-8МТ «Летающий кран» - отличается кабиной оператора крана на месте грузовых створок.
  • Ми-8МТ «Метео» - летающая метеостанция. В 1990 году переоборудовано 12 Ми-8МТ.
  • Ми-8МТА - вертолёт ближней тактической разведки.
  • Ми-8МТС - вертолёты радиационной разведки. Разработан в 1986 году.
  • Ми-8МТТ - вертолёт для поиска спускаемых космических аппаратов.
  • Ми-8МТЛ - разведчик с возможностью одновременного применения тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат цели.
  • Ми-8МТФ - аэрофоторазведчик. Разработан в 1984 году.
  • Ми-8МТФ (II) - постановщик дымовых завес. Разработан в 1987 году.
  • Ми-8МТЮ - Был построен в единственном экземпляре. Предназначен для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных надводных целей, в носу антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.
  • Ми-8АМТ-1 - салон повышенной комфортности (VIP-салон) для правительственного авиаотряда Президента РФ.
  • Ми-8АМТШ-ВА - разрабатываемая версия для выполнения задач Министерства обороны России в условиях Арктики. Ми-8АМТШ-ВА создается на основе последней модификации военно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ-В , которая отличается новыми газотурбинными двигателями «Климов» ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновленным комплектом авионики.

Видео Ми-8: Взлет и маневры вертолета, аэропорт Лима, Перу.

Воздушные командные пункты

  • Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ - воздушный командный пункт.
  • Ми-8ИВ или Ми-9 - воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
  • Ми-9 - воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
  • Ми-9Р - воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН . Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.

Медицинские

  • Ми-8МБ - воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8Т в 1978 году.
  • Ми-8МТБ - бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
  • Ми-8МТВМ - медицинская модификация Ми-8МТВ.
  • Ми-8МТВ-3Г - воздушный госпиталь на базе Ми-8МТВ-3 .
  • Ми-8МТВ-МПС - медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
  • Ми-8МТД - поисково-спасательный вертолёт. Предназначен для поиска космонавтов и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.
  • Ми-8МТМ - воздушный госпиталь
  • Ми-8МТН - вертолёт оказания медицинской помощи космонавтам. Разработан в 1979 году.
  • Ми-17Г - экспортный вариант воздушного госпиталя.
  • Ми-17-1ВА «Амбулатория» - экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте. Показанный на Парижском авиасалоне в 1989 г., оснащен более мощными двигателями ТВ3-117ВМ.

Постановщики помех

  • Ми-8СМВ - первая модификация вертолёта, в качестве вертолёта РЭБ. Модификация Ми-8СМВб созданная в 1971 году, предназначалась для защиты фронтовой авиации от поражения зенитно-ракетными комплексами противника. В грузовой кабине был установлен вертолётный вариант комплекса радиоэлектронной борьбы «Смальта-В» («Смальта-3») с пультом управления, а на борту фюзеляжа смонтированы приемопередающие антенны.
  • Ми-8ПП - вертолёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы), созданный в 1974 г. По некоторым источникам оборудован комплексом «Поле», но в 70-80 гг. комплексы РЭБ принято было именовать названиями растений, возможно, этот вариант просто путают с ранними версиями Ми-8ППА. Предназначался для постановки помех наземным РЛС обнаружения, наведения и целеуказания. Размещенные на вертолете станции подавления позволяли также использовать Ми-8ПП в качестве радиоразведчика. Вертолет легко отличить по контейнером и крестообразными дипольными антеннами по бокам фюзеляжа.
  • Ми-8ППА - вертолёт РЭБ, оснащённый станциями «Азалия» и «Фасоль», по некоторым источникам - доработанная в 1980-82 гг. версия Ми-8ПП.
  • Ми-8МТИ (Ми-13) - постановщик помех.
  • Ми-8МТП - постановщик помех на базе Ми-8МТ.
  • Ми-8МТПБ - постановщик помех.
  • Ми-8МТПИ - постановщик помех.
  • Ми-8МТПШ - постановщик помех.
  • Ми-8МТПР-1 - постановщик помех на базе Ми-8МТВ-5-1. От серийных Ми-8МТВ-5-1, модификация отличается отсутствием рампы и бронеплит на кабине экипажа, зауженной левой сдвижной дверью и отсутствием части иллюминаторов, дополнительной антенной на хвостовой балке. Вертолёт оборудован комплексом РЭБ «Рычаг-АВ».
  • Ми-8МТД - постановщик помех.
  • Ми-8МТР1 - постановщик помех.
  • Ми-8МТР2 - постановщик помех.
  • Ми-8МТС - постановщик помех.
  • Ми-8МТШ1 - постановщик помех.
  • Ми-8МТШ2 - постановщик помех.
  • Ми-8МТШ3 - постановщик помех.
  • Ми-8МТЯ - постановщик помех.
  • Ми-8МТ-1С - постановщик помех.

Сельскохозяйственные

  • Ми-8АТС - сельскохозяйственный вариант с устройствами распыления удобрений. Создан на базе Ми-8Т.
  • Ми-8МТСх - сельскохозяйственный вертолёт. Создан на базе Ми-8МТ.

Военно-транспортные

  • Ми-8АМТШ (экспортное обозначение - ) и Ми-8МТВ-5 (экспортное обозначение - Ми-17В-5) - современные многоцелевые военно-транспортные вертолеты, предназначенные для перевозки личного состава, а также груза внутри кабины и на внешней подвеске. Могут оснащаться комплектом вооружения, эквивалентным , комплексом броневой защиты экипажа и адаптироваться под применение техники ночного видения. Эти вертолеты созданы с учетом всестороннего анализа опыта применения российской вертолетной техники в боевых действиях в различных «горячих точках».

Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ, постановщик помех, защищенные топливные баки.

Возможности: спуск на лебедке до 4-х человек одновременно, рампа, поисковой прожектор ИК, очки ночного видения, ИК камера.

Вооружение С-8 ракеты в блоках, Атака (ПТУР).

  • Ми-8АМТШ-1 - модификация Ми-8АМТШ, оснащённая комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)
  • Ми-8МНП-2 - модификация Ми-8АМТШ для Пограничной службы РФ. Переоборудовано 6 вертолетов.

Боевое применение

  • Шестидневная война (1967) - по крайней мере 3 египетских Ми-8 уничтожены израильской авиацией на аэродромах.
  • Эфиопо-сомалийская война (1977-1978)
  • Афганская война (1979-1989) - только советская 40-я армия потеряла 174 вертолёта Ми-8; потери вертолётов пограничных войск, САВО и афганской армии неизвестны.
  • Грузино-абхазская война (1992-1993)
  • Ирано-иракская война (1980-1988) - в воздухе иранскими истребителями были сбиты 6 иракских Ми-8. Общие потери иракских вертолётов неизвестны.
  • Война Пакиша (1981) - потерян один перуанский Ми-8 (сбит огнём из винтовок FAL)
  • Карабахский конфликт
  • Первая чеченская война (1994-1996)
  • Эфиопо-эритрейская война (1998-2000)
  • Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) - российская армия потеряла не менее трёх Ми-8.
  • Каргильская война (1999)
  • Операция НАТО против Югославии (1999) В 1999 году сербский Ми-8 одержал воздушную победу, сбив из пулемёта разведывательный БПЛА. В 2000 году произошёл аналогичный случай.
  • Вторая чеченская война (1999)
  • Война в Афганистане (с 2001)
  • Иракская война
  • Операция Бутана против ассамского сопротивления 2003
  • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
  • Гражданская война в Сирии (с 2011)
  • Вооруженный конфликт на востоке Украины (2014)

Схема вертолета Ми-8

50 лет назад, 2 августа 1962 года, впервые поднялся в воздух первый опытный образец многоцелевого вертолета Ми-8. Ми-8 (по натовской классификации Hip) – советский и российский многоцелевой вертолет, созданный ОКБ М.Л.Миля в начале 60-х годов прошлого века. В настоящее время является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире , а также входит в число наиболее массовых вертолетов в истории авиации. Широко применяется для решения большого количества гражданских и военных задач.

На вооружении советских ВВС вертолет находился с 1967 года и показал себя настолько удачным видом техники, что закупки его для российских ВВС продолжаются и по сей день. При этом вертолет Ми-8 эксплуатируется более чем в 50 странах мира , включая такие государства как Китай, Индия и Иран.

За свою полувековую историю серийного выпуска и конструкторских работ по усовершенствованию данного вертолета советскими и российскими конструкторами было создано порядка 130 различных модификаций, выпущено более 13.000 машин данного типа. На сегодняшний день это вертолеты Ми-8МТВ-1, МТВ-2, МТВ-5, Ми-8АМТШ, Ми-171, Ми-172.

В 2012 году Ми-8 это не просто юбиляр – это первоклассный многофункциональный вертолет, который на сегодняшний день является одним из наиболее успешных продуктов отечественного вертолетостроения. Даже спустя 50 лет машина востребована по всему миру и приобретается даже государствами членами НАТО. С 2006 по 2008 годы в Чехию и Хорватию было поставлено 26 военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш.

На сегодняшний день заводы по производству Ми-8/17 ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» и ОАО «Казанский вертолетный завод», входящие в состав холдинга «Вертолеты России» стабильно функционируют и загружены заказами на производство данных вертолетов на 2 года вперед. При этом работы по модернизации данной машины непрерывно продолжаются.

ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля» сегодня осуществляет сборку первого опытного образца модернизированной версии вертолета Ми-171А2, также определен технический облик данного вертолета. Вертолет был создан на базе вертолета Ми-171 и должен стать достойным вариантом развития всего семейства вертолетов Ми-8.

Планируется, что данные вертолеты получат новую авионику, а в конструкции машины будут применены композиционные материалы, которые сделают вертолет существенно легче. Помимо этого модернизации подверглись все основные агрегаты и системы машины, были повышены ее летные и технические характеристики. Всего модернизация предусматривает порядка 80 нововведений . При этом экипаж вертолета будет сокращен до 2-х человек, что существенно скажется на его экономической эффективности.

За свою историю вертолеты семейства Ми-8 приняли участие в большом количестве локальных конфликтов, они спасли тысячи человеческих жизней, выдерживали суровые сибирские морозы, катастрофическую жару и резкие перепады температур, пыль пустынь и тропические ливни. Ми-8 летали на предельно малых высотах и высоко в горах, базировались вне аэродромной сети и приземлялись в труднодоступных местах при минимальном техническом обслуживании, каждый раз доказывая свою высокую надежность и эффективность.

Созданный еще в середине прошлого века многоцелевой вертолет Ми-8 и сегодня является одним из наиболее востребованных в своем классе и еще многие годы будет востребован на российском и мировом рынке авиационной техники. За долгие годы производства Ми-8 стал основой для многих уникальных разработок, к примеру, «вертолета-амфибии» Ми-14.

Конструкция вертолёта Ми-8

Вертолет Ми-8 выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, трёхопорным шасси и двумя газотурбинными двигателями. Фюзеляж машины обладает каркасной конструкцией и состоит из носовой, центральной, хвостовой и концевой балок. В носовой части вертолета находится кабина экипажа на трех человек: двух летчиков и бортмеханика. Остекление кабины обеспечивает экипажу вертолета хороший обзор, правый и левый блистеры выполнены сдвижными и оснащаются механизмами аварийного сбрасывания.

В центральной части фюзеляжа находилась кабина размерами 5,34 х 2,25 х 1,8 метра. В транспортном варианте она имела грузовой люк со створками, который увеличивал ее длину до 7,82 м. и центральную сдвижную дверь размерами 0,62 на 1,4 метра, которая имела механизм аварийного сбрасывания. На полу грузовой кабины находились электролебедка и швартовочные узлы, а над самой дверью устанавливалась стрела электролебедки.

Грузовая кабина вертолета была рассчитана на транспортировку грузов массой до 4 тонн и снабжалась откидными сидениями, на которых могли разместиться 24 пассажира, также здесь имелись узлы крепления для 12 носилок. По желанию заказчика на вертолет может устанавливаться система внешней подвески грузов: шарнирно-маятниковая на 2500 кг и тросовая на 3000 кг, а также лебедка грузоподъемностью в 150 кг .

В пассажирской версии вертолета кабина имела размеры 6,36 х 2,05 х 1,7 метра и оснащалась 28 креслами, которые ставились в 2 ряда с каждого борта с шагом 0,74 м. и проходом 0,3 м. В задней части кабины с правой стороны размещался гардероб, а в задней части створок был сделан проем под заднюю входную дверь, которая состояла из трапа и створок.

Хвостовая балка вертолета имела клепаную конструкцию балочно-стрингерного типа и оснащалась работающей обшивкой. Она снабжалась узлами для крепления хвостовой опоры и управляемого стабилизатора. Вертолет оснащался стабилизатором размером 2,7 м и площадью 2 м 2 с профилем NACA 0012, его конструкция была однолонжеронной.

Шасси вертолета было трёхопорным, неубирающимся. Передняя опора шасси была самоориентирующейся и состояла из 2-х колес размерами 535 х 185 мм. Главные опоры вертолета форменного типа оснащались жидкостно-газовыми двухкамерными амортизаторами и колесами размера 865 х 280 мм. На вертолете также имелась хвостовая опора, которая служила для предотвращения касания земли рулевым винтом. Опора состояла из амортизатора, 2-х подкосов и опорной пяты. Колея шасси составляла 4,5 метра, база шасси – 4,26 метра.

Силовая установка вертолета включала в себя два турбовальных ГТД со свободной турбиной ТВ2-117АТ производства Санкт-Петербургского НПО им. В.Я.Климова. На вертолетах Ми-8Т ее мощность составляла 1250 кВт, на Ми-8МТ, АМТ и МТБ устанавливалась турбина ТВЗ-117МТ мощностью в 1435 кВт. Газотурбинные двигатели монтировались сверху фюзеляжа и прикрывались общим капотом, имеющим открывающиеся створки. Двигатели вертолета снабжались пылезащитными устройствами, их масса составляла 330 кг.

Топливная система включала в себя расходный топливный бак емкостью в 445 литров, правый подвесной бак емкостью в 680 или 1030 литров, левый подвесной бак емкостью в 745 или 1140 литров, а также дополнительный бак в грузовой кабине емкостью в 915 литров.

Трансмиссия вертолета состояла из 3-х редукторов: главного, промежуточного и хвостового, несущего винта и валов тормоза . Главный редуктор вертолета обеспечивает передачу мощности от двигателей, которые имеют скорость вращения выходных валов 12 000 об/мин, к несущему винту со скоростью в 192 об/мин, а также рулевому винту со скоростью в 1 124 об/мин и вентилятору – 6 021 об/мин, который служит для охлаждения главного редуктора и маслорадиаторов двигателей. Общая масса маслосистемы вертолета составляет 60 кг.

Управление вертолета было дублированным, с тросовой и жесткой проводкой , а также гидроусилителями, которые приводились в действие от дублирующей и основной гидросистем. Имеющийся четырехканальный автопилот АП-34Б обеспечивал вертолету стабилизацию в полете по курсу, крену, высоте и тангажу . Основная гидравлическая система вертолета обеспечивала работу всех гидроагрегатов, давление в системе составляло 4,5 МПа, дублирующая система обеспечивала только работу гидроусилителей, давление в ней равнялось 6,5 МПа.

Вертолет Ми-8 был оснащен системой вентиляции и отопления, которая обеспечивала подачу холодного и подогреваемого воздуха в кабины пассажиров и экипажа. Также на вертолете имелась противообледенительная система, которая защищала от обледенения лопасти рулевого и несущего винтов, а также воздухозаборники двигателей и передние стекла кабины экипажа.

Оборудование для полетов по приборам в сложных метеоусловиях, а также в ночное время включало в себя авиагоризонт, комбинированную курсовую систему, радиовысотомер, автоматический радиокомпас и 2 указателя скорости вращения несущего винта.

Ми-8АМТШ

В настоящее время Вооружённые силы России по-прежнему продолжают закупать вертолеты Ми-8. В рамках госооборонзаказа до 2020 года в войска должны поступить машины Ми-8АМТШ. Ми-8АМТШ – это штурмовой военно-транспортный вертолет (экспортное обозначение Ми-171Ш).

Вертолет предназначен для борьбы с бронированными наземными, надводными, подвижными и неподвижными малоразмерными целями, для поражения живой силы противника, перевозки десанта, грузов, раненных, а также выполнения поисково-спасательных операций. Вертолет разработан на Улан-Удэнском авиационном заводе в тесном сотрудничестве с ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля».

Для решения боевых задач вертолет может оснащаться системой ракетного и стрелково-пушечного вооружения, а также комплексом средств защиты от поражения, санитарным и десантно-транспортным оборудованием, а также приборным и радиоэлектронным оборудованием, которое позволяет вертолету совершать полеты в любое время суток, в том числе и в сложных метеоусловиях.

При этом переоборудование вертолета Ми-8АМТШ из боевого варианта в санитарный или десантно-транспортный не требует много времени и может быть осуществлено непосредственно в период подготовки к полету на выполнение соответствующего задания.

Для увеличения боевой живучести машины данный вертолет оснащается:
— автоматом сброса отражателей АСО-2В;
— экранно-выхлопными устройствами ЭВУ;
— комплектом съёмных бронеплит, которые прикрывают экипаж;
— протектированными подвесными топливными баками;
— топливными баками с пенополиуретановым заполнителем.

В состав экипажа машины входят :
– командир – левый летчик , занимается пилотированием вертолета, осуществляет прицеливание и использование неуправляемого вооружения, при пуске управляемых ракет выполняет режим «пуск»;

– второй летчик , занимается пилотированием вертолета в помощь командиру экипажа; выполняет функции оператора комплекса «Штурм-В» при поиске целей, пуске и наведении на цель управляемых ракет, а также выполняет обязанности штурмана;

– бортмеханик , помимо выполнения своих штатных функций выполняет также функции стрелка кормовой и носовой пулеметных установок.

Главной отличительной особенностью вертолетов Ми-8АМТШ стало включение в состав их вооружения современных ПТУР «Штурм-В» и УР класса воздух-воздух «Игла-В» . Комплекс высокоточных управляемых ракет «Штурм» позволяет достаточно эффективно поражать бронетехнику, в том числе оснащенную динамической защитой, малоскоростные воздушные цели, живую силу и укрепленные пункты противника.

По комплексу возможного вооружения МИ-8АМТШ вплотную приблизился к , обладая при этом большей вариативностью применения.

Утверждено УУЗ МГА СССР

в качестве учебного пособия

для средних специальных учебных заведений

гражданской авиации

Москва «М А Ш И Н О С Т РОНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Вертолет Ми-8 относится к семейству одновинтовых верто-летов с газотурбинными двигателями, созданных в ОКБ Гене-рального конструктора, доктора технических наук, лауреата Ле-нинской премии Михаила Леонтьевича Миля. Первым из этого /семейства был вертолет Ми-6, созданный в 1957 г. Вертолет Ми-8 был создан в 1961 г., прошел государственные испытания

Рис. 1. Вертолет Ми-8

в 1963—1965 гг., поступил в эксплуатацию в 1966 г. (рис. 1). По весовой категории вертолет Ми-в относится к 1 классу вертоле-тов.

При конструировании Ми-8 были учтены последние мировые Достижения науки и техники в области вертолетостроения, поэ-тому по летным свойствам, экономичности и т. д. он значитель-но превосходил другие вертолеты.

На вертолете Ми-8 19 апреля 1964 г. экипажем под командо-ванием летчика-испытателя В. П. Колошенко были установлены Два абсолютных мировых рекорда того-времени:-рекорд даль-ности по замкнутому маршруту — 2465,736 км и рекорд скоро-сти на базе 2000 км — 201,834 км/ч.

Вертолет Ми-8 демонстрировался перед представителями иностранных государств и фирм во Внукове в мае 1965 г., а так-же, начиная с 1965 г., в Париже на международном Салоне аэронавтики и космоса. Он стоит на уровне лучших современ-ных зарубежных образцов и признан конкурентоспособным на мировом рынке. Вертолет Ми-8 получил широкое примене-ние в СССР, экспортируется во все страны социалистического лагеря и во многие капиталистические страны Европы, Азии и Африки.

В 1967 г. на вертолете Ми-8 женский экипаж под руководст-вом И. Копец установил ряд мировых рекордов: дальности по замкнутому маршруту — 2082,224 км, скорости на базе 500 км— 273,507 км/ч, скорости на базе 1000 км — 258,666 км/ч, скорости на базе 2000 км —235,119 км/ч.

В сентябре 1969 г. женский экипаж И. Копец установил но-вый мировой рекорд дальности полета — 2263 км.

Вертолет выпускается в пассажирском и транспортном ва-риантах. Пассажирский вариант вертолета Ми-8 предназначен для межобластных и местных перевозок пассажиров, багажа, почты и малогабаритных грузов. Он рассчитан на 28 пассажи-ров. Пассажиры размещаются в мягких удобных креслах. Вер-толет в варианте «салон» еще более комфортабелен. Пассажир-ский вариант вертолета может быть легко переоборудован в транспортный, санитарный варианты, а также в транспортный вариант с увеличенной дальностью и с внешней подвеской гру-зов. Транспортный вариант вертолета предназначен для пере-возки грузов или для служебных перевозок на откидных сиде-ньях 24 пассажиров. Транспортный вариант вертолета так же, как и пассажирский, может быть легко переоборудован в сани-тарный, с грузами на внешней подвеске, и в транспортный с увеличенной дальностью (перегоночный).

Максимальный взлетный вес вертолета 12 000 кг, нормаль-ный—11100 кг. Максимальная скорость 250 км/ч, крейсер-ская — 220 км/ч.

Потолок вертолета для нормального веса 4500 м, для максимального веса — 4000 м.

На вертолете установлено два турбовинтовых двигателя ТВ2-П7А конструкции С. П. Изотова мощностью на взлетном режиме по 1500 л. с. каждый, а также пятилопастной несущий винт диаметром 21,288 м.

Вертолет экономичен, высоко надежен, прост в обслужива-нии и эксплуатации, имеет систему кондиционирования воздуха,отопления и вентиляции, низкий уровень вибрации и просторную пилотскую кабину с хорошим обзором. На вертолете уста-новлен четырехканальный автопилот АП-34Б, обеспечивающий
стабилизацию вертолета по тангажу, крену, курсу и высоте по-лета. Вертолет снабжен стабилизатором оборотов несущеговинта, имеет современные системы, электро-, радио- и навигационное оборудование, позволяющее эксплуатировать вертолетночью и в сложных атмосферных условиях, в том числе и в ус-
ловиях обледенения.

■Вертолету Ми-8 предшествовали самые тяжелые вертолеты в мире с газотурбинными двигателями Ми-6 и Ми-10.

Вертолет Ми-6 явился первым в Советском Союзе крыла-тым вертолетом с газотурбинными двигателями (рис. 2). Он создан в 1957 г., а серийное производство его начато с 1958 г.

Вертолет Ми-6 получил широкое применение в нашей стра-не он экспортируется во многие страны социалистического ла-геря и в некоторые капиталистические страны.

С 1957 по 1964 гг. на вертолете Ми-6 было установлено три-надцать мировых рекордов по скорости, дальности и подъему коммерческого груза на высоту. Мировые рекорды скорости на базе 100, 500 и 1000 км соответственно 340, 315 и 300 км/ч, а

Рис. 2. Вертолет Ми-6

также скорости 300 км/ч на базе 1000 м с коммерческим грузом 1000 и 2000 кг, установленные экипажем под командой летчика-испытателя В. Галицкого, удерживаются до сих пор.

Также удерживается до сих пор мировой рекорд скорости на базе 1000 км — 284,354 км/ч с коммерческим грузом 5000 кг, установленный летчиком-испытателем В. П. Колошенко, и ми-ровой рекорд высоты 4885 м с коммерческим грузом 10 000 кг, установленный летчиком-испытателем Р. Капрэляном.

Максимальный взлетный вес вертолета 42,5 т, максимальная скорость 300 км/ч, потолок 4500 м. На вертолете установлены два газотурбинных двигателя Д-25В конструкции П. А. Соловь-ева мощностью по 5500 л. с. каждый, пятилопастный несущий винт диаметром 35 м и крыло.

Вертолет может перевозить грузы как внутри кабины весом До 12 000 кг, так и на внешней подвеске весом до 8000 кг.

Вертолет имеет электро- и радиооборудование, снабжен пол-ным комплектом пилотажно-навигационных приборов, приборов контроля работы двигателей и отдельных систем, позволяющих выполнять пилотирование и решать задачи аэронавигации при полете вертолета днем, ночью и в сложных метеоусловиях.

На базе вертолета Ми-6 в 1960 г. был создан вертолет Ми-10 (рис. 3). Это «летающий кран», имеющий высокие шасси для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвес-

ке. Вертолет может непосредственно садиться над грузом, раз-мещенным на специальной платформе. Система гидрозахватов закрепляет платформу за четыре стандартных шаровых крепле-ния и за 2—3 мин груз подготовлен для транспортировки. Ука-занные четыре стандартных шаровых крепления могут быть ус-тановлены на разного рода контейнерах, передвижных мастер-ских или самоходной разного рода технике, тогда эти грузы можно перевозить без стандартных платформ.

Рис. 3. Вертолет Ми-10

На вертолете Ми-10 26 мая 1965 г. экипажем под руководст-вом мастера спорта В. П. Колошенко установлен абсолютный мировой рекорд подъема коммерческого груза на высоту: груз 5000 кг поднят на высоту 7151 м. 28 мая 1965 г. летчиком-испы-тателем Г. Алферовым поднят коммерческий груз 25 105 кг на высоту 2840 м, тем самым установлено два абсолютных миро-вых рекорда: достигнута максимальная высота 2840 м с грузом в 25 000 кг и поднят максимальный груз 25 105 кг на высоту 2000 м. Эти мировые рекорды до сих пор являются непревзой-денными.

Вертолет Ми-10 демонстрировался перед представителями иностранных государств и фирм во Внуково в мае 1965 г., а также неоднократно в Париже на международном Салоне аэро-навтики и космоса.

Максимальный взлетный вес вертолета Ми-10" 43 070 кг, мак-симальная коммерческая нагрузка составляет 12 т.. Дальность полета с грузом 12 т составляет 250 км, максимальная даль-ность при заправке основных и дополнительных баков состав-ляет 630 км. Крейсерская скорость с платформой без грузов со-ставляет 220 км/ч, а с грузом — 180 км/ч.

Внутри грузовой кабины и в специальных пассажирских контейнерах под фюзеляжем вертолета можно перевозить 100— 120 человек на расстояние 250 км. В кабине могут располагать-ся 28 человек.

На вертолете Ми-10, как и на вертолете Ми-6, установлены два двигателя Д-25В и пятилопастный несущий винт диаметром 35 м.

Рис. 4. Вертолет Ми-2■-

Вертолет рассчитан для полетов в сложных метеоусловиях днем и ночью, поэтому он оснащен современной навигационной аппаратурой, автопилотом к противообледенительной системой. Кабина снабжена системой отопления и вентиляции, предусма-тривается кислородная установка для высотных полетов.

Одновременно с вертолетом Ми-8 в 1961 г. на базе вертоле-та Ми-1 сконструирован вертолет Ми-2 с двумя турбовинтовы-ми двигателями ГТД-350 конструкции С. П. Изотова (рис. 4). Вертолет Ми-2 имеет многоцелевое применение. Его пассажир-ский вариант имеет комфортабельную кабину на 8 пассажиров, низкий уровень вибрации, хорошую звукоизоляцию. Сельско-хозяйственный вариант вертолета Ми-2 размещает в двух баках до 900 кг ядохимикатов в виде порошка или жидкости. В сани-? тарном варианте можно разместить четырех постельных боль-ных и медработника. В транспортном варианте может перево-зить до 800 кг груза внутри кабины. Максимальный взлетный вес вертолета 3550 кг. Дальность полета при заправке основного топливного бака (600 л) составляет для пассажирского вари-анта 300 км, а при заправке дополнительных подвесных баков

(2X238 л) —600 км. Максимальная скорость на высоте 500 м для пассажирского варианта составляет 210 км/ч, а для сельскохо-зяйственного—140 км/ч.

Потолок (вертолета 4000 м. Минималь-ная вертикальная скорость на режиме авторотации 8—8,5 м/с. Вертолет может гавершать полет без снижения на одном "двига-теле, что обеспечивает надежность полета.

Рис. 5. Вертолет Ми-10"К

Вертолет Ми-2 имеет трехлопастный цельнометаллический винт диаметром 14,5 м и двухлопастный хвостовой винт. Управ-ление имеет гидросистему, стабилизатор оборотов несущего вин-та. На вертолете исключена возможность земного резонанса пу-тем применения двухкамерных амортизационных стоек шасси и гидравлических демпферов вертикальных шарниров. Оборудо-вание позволяет совершать на вертолете полеты в сложных ме-теоусловиях и ночью.

Благодаря наличию газотурбинных двигателей, высокой культуре проектирования и применения новых материалов вертолет имеет большую весовую отдачу, высокую экономичностьI и не уступает по всем показателям лучшим образцам зарубеж-| ных вертолетов.

На вертолете Ми-2 в мае 1963 г. летчиком-испытателем Б. А. Анопсшым и ведущим инженером ГосНИИ ГА Л. Л. Ба~ баджановой был установлен мировой рекорд скорости для вер-толетов 5-й весовой категории; на базе 100 км получена средняя ског^щь-^54,337 км/ч.

В 1965 г. на базе вертолета Ми-10 был создан вертолет Ми-ЮК облегченного типа с обычным шасси (коротконогий) (рис. 5). Это «летающий кран» для производства строительно-монтажных работ. Вследствие облегчения конструкции грузо-

подъемность этого вертолета на 2—3 т больше грузоподъемно-сти вертолета Ми-10. Вертолет Ми-ЮК имеет дополнительную кабину-фонарь и отдельное управление, расположенные под фю-зеляжем вертолета для возможности выполнения монтажных и строительных работ непосредственно самому пилоту без помо-щи оператора или руководителя полетов; тем самым увеличи-вается производительность и экономичность работ.

Рис. 6. Винтокрыл К&-22

В ближайшее время поступит в эксплуатацию новый самый тяжелый в мире вертолет В-12. На вертолете установлено четы-ре газотурбинных двигателя конструкции П. А. Соловьева мощ-ностью по 6500 л. с. каждый. 22 февраля 1969 г. на этом верто-лете экипажем под руководством командира корабля летчика-испытателя 1-го класса В. П. Колошенко за один полет установ-лено пять абсолютных мировых рекордов: на высоту 2000 м поднят максимальный груз 31 030 кг, а также достигнута высота 2951 м с коммерческим грузом в 15, 20, 25 и 30 т.

В августе 1969 г. на вертолете В-12 летчиком-испытателем В. П. Колошенко поднят коммерческий груз 40204,5 кг на высо-ту 2250 м, тем самым установлено три мировых рекорда: высоты 2250 м с коммерческим грузом» 35 и 40 тыс. кг и рекорд макси-мальной грузоподъемности 40204,5 кг на высоту 2000 м.

Конструкторское бюро, возглавляемое лауреатом Ленинской премии, доктором технических наук Николаем Ильичем Камо-вьщ, также конструирует вертолеты с газотурбинными двигате-лями. Здесь построен тяжелый комбинированный вертолет-вин-токрыл Ка-22 (рис. 6). Он представляет собой тяжелый лета-тельный аппарат с двумя мощными газотурбинными двигате-лями по 5900 л. с. каждый, разнесенными по поперечной оси на крыльях. Каждый двигатель приводит в движение два винта: °Дин несущий для создания подъемной силы, другой тянущий

для создания поступательного полета. На вертикальных режи-мах полета включается трансмиссия несущих винтов — аппарат взлетает и садится вертикально, может висеть. Для получения поступательного движения включается одновременно трансмис-сия тянущих винтов — аппарат получает поступательное движе-ние. Крылья начинают создавать подъемную силу, возрастаю-щую с увеличением скорости, несущие винты при этом разгру-жаются.

Управление таким летательным аппаратом в поступательном полете осуществляется как обычным самолетом. Винтокрыл имеет ряд преимуществ по сравнению с вертолетом. В|виду того, что винтокрыл совершает полет на положительных углах атаки, его сопротивление меньше, чем у вертолета, меньше рас-ход топлива и больше дальность полета.

В конце 1961 г. на винтокрыле К а-22 экипаж под руководст-вом летчика-испытателя Д. Ефремова установил по классу этих машин (конвертопланы) мировой рекорд скорости на базе 15— 25 км, которая составила 356,3 км/ч. В том же году на этом вер-толете тем же экипажем были установлены мировые рекорды подъема коммерческого груза 1000, 2000, 5000, 10 000 и 15 000 кг на высоту 2588 м и мировой рекорд подъема максимального гру-за на высоту 2000 м — 16485 кг. До сих пор указанные рекорды остаются за нашей страной.

Глава I КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕРТОЛЕТА Ми-8

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Вертолет Ми-8 спроектирован и построен по классической одновинтовой схеме с хвостовым винтом. По этой схеме в на-стоящее время строится более 90 % всех вертолетов в мире. На вертолете установлены два турбовинтовых двигателя ТВ2-117А с взлетной мощностью 1500 л. с. каждый. Вертолет Ми-8 выпус-кается в двух основных вариантах: транспортном (Ми-8Т) и пассажирском (Ми-8П).

Транспортный вариант вертолета предназначен для перевоз-ки колесной техники, грузов, инженерных средств, служебных перевозок 24 пассажиров, больных, а также для проведения раз-личных работ в труднодоступных местностях. Максимальная коммерческая нагрузка вертолета — 4000 кг. В грузовой каби-не в счет коммерческой нагрузки устанавливается дополнитель-ный топливный бак для увеличения дальности полета до 910 км или два бака для увеличения дальности до 1160 км (перегоноч-ный вариант).

Грузовая кабина имеет длину — 5,15 м, длину со створка-ми— 7,5 м, ширину — 2,34 м, высоту — 1,82 м. Загрузка в вер-толет колесной техники, грузов и больных производится через створки задней части грузовой кабины по специальным трапам. С левой стороны фюзеляжа имеется сдвижная дверь для входа в грузовую кабину и для погрузки малогабаритных грузов при закрытых створках.

Транспортный вариант вертолета легко может быть переобо-РУДован в санитарный, рассчитанный на перевозку 12 больных на носилках и сопровождающего их медработника.

Вертолет оборудован системой маятниковой внешней подвес-ки, позволяющей перевозить крупногабаритные грузы весом до 3000 кг, а также бортовой стрелой с электролебедкой, обеспе-чивающей подъем на борт вертолета (или спуск) грузов весом До 200 кг или одного человека при" висении вертолета у земли.


24 25 26 27

Рис. 7. Компоновочная схема тр.

1 —правая ручка продольно-поперечного управления; 2 —стеклоочи-ститель; 3 —остекление кабины; 4 —крышка люка выхода к двигате-лям; 5—маслобак; 6~ двигатель; 7—капот; 8— -вентиляторная уста-новка; 9— маслорадиатор; 10— сиденье правого пилота; 11— правая ручка «шаг—газ»; 12 —пульт управления автопилота; 13 —ручка тор-моза несущего винта; 14 —трос управления тормозом несущего винта; 15 —тяги раздельного управления двигателями; 16 —тяга про-дольного управления; 17 —тяга ножного управления; 18 —тяга управ-ления общим шагом; 19 —тяга поперечного управления; 20 21 —левая ручка «шаг—газ»; 22 —левая ручка продольно-поперечного управления; 23 —приборная доска левого пилота; 24 —левая боковая панель левого электропульта; 25—левый электрощиток; 26— левая панель; 27— рычаги останова двигателей; 28— левая и правая панели АЗС; 29— средняя панель; 30 —правая панель; 31 —правый электрощпток; 32 —правая боковая панель; 33 —приборная доска правого пилота; 34 —втулка несущего винта; 35 —автомат перекоса; 36 —главный редуктор; 37 —гидропа-нель; 38— тяги управления; 39— подредукторная рама; 40— контей-нер расходного топливного бака; 41— хвостовой вал трансмиссии; 41 —штыревая антенна командной радиостанции; 43 —отсек разме-щения радиооборудования; 44 —лучевые антенны связной радио-

анспортного вертолета М.Й-8Т:

станции; 45— проблесковый маяк; 46— лопасть несущего винта; 47—
стабилизатор; 48-- промежуточный редуктор; 49— хвостовой винт;
50 —хвостовой редуктор; 51 —концевая балка; 52 —хвостовой огонь
ХС-39; 53 —концевой вал трансмиссии; 54 —съемный обтекатель-, 55
хвостовая опора; 56— хвостовая балка; 57—антенны радиовысото-
мера РВ-УМ; 58— рукоятка управления заслонкой вентилятора;
59 —кассеты сигнальных ракет; 60 —коробка КУЛ-2 управления элек-
тролебедкой; 61 —входная дверь кабины экипажа; 62 —аккумуля-
торы; 63 —аварийный люк; 64 —окно для подключения рукава кон-
диционера: 65— лебедка ЛПГ-2; 66— трапы; 67— откидное сиденье;
68— пульт ПУЛ-1 управления лебедкой; 69— откидные сиденья; 70—
ящики для бортового инструмента; 71 -грузовая створка; 72 —глав-
ная нога шасси; 73 —левый подвесной топливный бак; 74 —аэро-
навигационный огонь БАНО-45; 75—центральная часть фюзеляж"а;
76— сдвижная входная дверь; 77— устройство для внешней подвески
грузов; 78 —грузовая стрела; 79 —место установки аккумуляторов;
80 81 —сдвижной бли-
стер; 82 —сиденье левого пилота; 83 —рычаги раздельного управле-
ния двигателями; 84— передняя нога шасси; 55—-трубка ПВД; 86—
лучевая антенна радиокомпаса АРК-9; 87— правая педаль ножного
управления


Рис. 8. Компоновочная схема пассажирского вертолета М.И-8П:

1 —правые педали ножного управления; 2 —правая ручка продольно-
поперечного управления; 3 —стеклоочиститель; 4 —остекление ка-
бины; 5—крышка люка выхода к двигателям; 6— маслобак; 7—дви-
гатель; 8 —капот; 9 —вентиляторная установка; 10— маслорадиатор;
11 —втулка несущего винта; 12— автомат перекоса; 13 —глав-
ный редуктор; 14 —гидропанель; 15 —тяги управления;
16 —подредукторная рама; 17 —контейнер расходного топливного
бака; 18 —хвостовой вал трансмиссии; 19 —штырьевая антенна
командной радиостанции; 20— отсек размещения радиооборудова-
ния; 21— лучевая антенна связной радиостанции; 22— проблесковый
маяк; 23 —лопасть несущего винта; 24 —стабилизатор; 25 —промежу-
точный редуктор; 26 —хвостовой винт; 27 —хвостовой редуктор;
28 —концевая балка; 29 —хвостовой огонь ХС-39; 30—концевой вал
трансмиссии; 31— съемный обтекатель; 32— хвостовая опора; 33— хво-
стовая балка; 34 —антенна радиовысотомера РВ-УМ; 35 —верхняя
створка задней входной двери; 36 —центральная часть фюзеляжа;
37 —откидной трап; 38 —главная нога шасси; 39 —левый подвесной
топливный бак; 40 —аэронавигационный огонь БАНО-45; 41 —пасса-

жирское кресло; 42 —сдвиж"ная входная дверь; 43 —сдвижной бли-стер; 44 —ниши под аккумуляторы; 45 —выпускная антенна связной радиостанции; 46— сиденье левого пилота; 47—рычаги раздельного управления, двигателями; 48 —передняя нога шасси; 49 —трубка ПВД; 50— лучевая антенна радиокомпаса АРК-9; 51— приборная доска левого пилота; 52— левая боковая панель верхнего электро-пульта; 53— левый электрощиток; 54— левая панель; 55— рычаги останова двигателей; 56 —левая и правая панели АЗС; 57 —средняя панель; 58 —правая панель; 59 —правый электрощиток; 60 —правая боковая панель; 61— приборная доска правого пилота.; 62— сиденье правого пилота; 63 —правая ручка «шаг—газ»; 64 —пульт управле-ния автопилота; 65 —ручка тормоза несущего винта; 66 —трос управ-ления тормозом несущего винта; 67, 68 —тяги раздельного управле-ния двигателями; 69— тяга продольного управления; 70— тяга нож-ного управления; 71 —тяга управления общим шагом; 72 —тяга по-перечного управления; 73 —левые педали ножного управления; 74— левая ручка «шаг—газ»; 75— левая ручка продольно-попереч-ного управления

Экипаж вертолета состоит из трех человек: двух пилотов и бортмеханика (или проводника). Левое и правое сиденья пило-тов расположены рядом, откидное сиденье для бортмеханика или проводника находится позади сидений пилотов в проходе пилотской кабины (рис. 7). ■

В пассажирском варианте вертолет рассчитан на перевозку 28 пассажиров с багажом (15 кг на каждого пассажира), почты и малогабаритных грузов. Кабина вертолета комфортабельна, применена теплозвукоизоляция, снижающая шум. Для поддер-жания в кабине нормальной температуры и необходимого соста-ва воздуха вертолет оборудован системой кондиционирования, вентиляции и отопления. Имеются гардероб и багажное отделе-ние. Посадка пассажиров производится через сдвижную дверь, расположенную по левому борту в передней части фюзеляжа и через откидной трап задней входной двери.

Пассажирский вариант вертолета может быть легко пере-оборудован в аэродромных условиях в транспортный и сани-тарный. Под отделкой пассажирской кабины расположены уз-лы для крепления малогабаритных грузов и для установки сто-ек и лямок, на которых закрепляются носилки. Пассажирский вариант вертолета может быть переоборудован для транспор-тировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске.

Как транспортный, так и пассажирский варианты вертоле-та имеют электро-, радио-, приборное и специальное оборудова-ние, предназначенное для выполнения полетов днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях в диапазоне, температур окружающего воздуха от плюс 40 до минут 50° С (рис. 8).