Проекты подводных лодок. Самая быстрая подводная лодка в мире. Проекты подводных лодок Какую максимальную скорость развивает атомная лодка подводная


Франция надолго запомнит 30-е января 1915-го года. В этот день во времена Первой мировой Германия впервые за всю историю человечества применила новое сверхсекретное и новейшее оружие - подводную лодку.

Проектировка первой немецкой субмарины принадлежит немецкому зоологу и меценату доктору Шоттлендеру. Планировалось, что ее будут использовать исключительно для исследовательских целей. Но Первая мировая перечеркнула все планы зоолога. Не менее шокированы были обитатели порта Гавр на северном побережье Франции: они подверглись атаке новейшего германского оружия, с которым не знали, как бороться.

99-я годовщина боевого применения субмарин - отличный повод вспомнить о самых крутых подводных лодках. Будь уверен: за это время человечество успело превратить их в настоящий атомный ужас.

Атомная подводная лодка типа "Лос-Анджелес" (США)

Подводные лодки класса Лос-Анджелес - основа атомного флота ВМС США. Их главная задача - обнаружение подводных лодок противника и сбор разведывательной информации. Построено 62 лодки, 44 из которых до сих пор эксплуатируются. Максимальная надводная скорость - 37 км/ч, подводная - 60 км/ч. Лодка приводится в действие за счет ядерного топлива с запасом хода на 30 лет.

Чтобы обычным читателям было легче понимать реальную скорость субмарин, тут и дальше мы указываем ее в километрах, а не узлах.

Источник: shipspotting.com

Атомная подводная лодка типа "Рубис" (Франция)

Атомные подводные лодки класса Рубис впервые пощупали воду только в 1979 году. Эти субмарины - самое неопытное поколение французских атомных подводных лодок. Не даром с ними произошло нескольких аварий (в 1993 и 1994 годах), в которых погибло 10 человек. Построено шесть единиц, которые, на удивление, до сих пор в эксплуатации. Максимальная надводная скорость - 27 км/ч, подводная - 47. Субмарина может погружаться на глубину до трех сотен метров. Экипаж - 57 человек.


Источник: matome.naver.jp

Атомные подводные лодки "Виктор-3" (СССР)

СССР тоже не пасли задних. Поэтому они придумали Виктор-3 - подводную лодку с небольшим уровнем внешнего шума, крутыми характеристиками, удобством и надежностью. Ни одна субмарина не была потеряна, ни на одной не было серьёзных аварий. На западе за элегантный вид и внушительность этот подводный монстр получил уважительное название «Чёрный принц».

К сожалению, из 26-ти построенных единиц сегодня в строю только четыре. Максимальная скорость хода - 57 км/ч, автономность плавания - 80 дней.


Источник: wikipedia.org

Атомная подводная лодка проекта 945 "Барракуда" (Sierra Class)

Главное достоинство субмарин данного класса - большая глубина погружения. Усиленный титановый корпус Барракуды позволяет ей на 500 метров уходить под воду. Построено всего четыре единицы, две из которых находятся в строю. Удивляет разница максимальной надводной (18 км/ч) и подводной (59км/ч) скорости лодки. Автономность хода - 200 дней, экипаж - 61 человек.


Источник: warhistoryonline.com

Атомная подводная лодка проекта 093 "Шань"

Подводные лодки данного класса - новейший тип субмарин Китая. Разработаны для замены морально устаревшей серии 091. Запланировано построить 8 единиц, но на данный момент существует всего 3 лодки. Максимальная подводная скорость - 65 км/ч, автономность плавания 80 дней, запас хода неограниченный.


Источник: commons.wikimedia.org

Атомная подводная лодка "Трафальгар"

До появления проекта подводных лодок типа «Астьют», лодки типа «Трафальгар» были самыми быстрыми и самыми современными атомными субмаринами Королевского флота. Отличительная особенность - специальный гидролокатор, который по заявлениям специалистов является самым современным и чувствительным гидролокатором в мире.

6 из семи построенных субмарин до сих пор охраняют прибрежные воды Королевства. Под водой Трафальгары разгоняются до 60-ти км/ч, максимальная глубина погружения - 300 метров, экипаж - 130 человек.


Источник: pungunsun.com

Атомные подводные лодки типа "Астьют" (Великобритания)

Это самые большие и самые мощные ядерные субмарины Королевского флота. Лодка вооружена 38 торпедами, имеет водометный двигатель и современный атомный реактор. Разработчики заявляют, что Астьют технически гораздо сложнее космического аппарата Шатл.

Британцы запланировали построить семь лодок данного типа. Но из-за сложности технологий субмарины, существует пока только одна единица. Максимальная подводная скорость - 54 км/ч, автономность плавания - 90 дней, глубина погружения - 300 метров, экипаж - 98 человек.


7 апреля 1989 года произошла одна из крупнейших трагедий в истории подводных сил отечественного ВМФ. В результате внезапно начавшегося пожара в Норвежском море затонула подводная лодка «Комсомолец», единственная субмарина проекта 685 «Плавник», до сих пор считающаяся рекордсменом по глубине погружения. Люди многие века мечтали о строительстве кораблей, способных перемещаться под водой, однако первые настоящие подводные лодки были построены только в XIX веке. И тогда же они были использованы в военных целях. В настоящее время субмарины используются в ВМФ 33 стран, в том числе в России. И именно отечественным подводным лодкам принадлежит ряд мировых рекордов: глубине погружения, быстроходности, маневренности и величине корпуса.

Самая глубоководная субмарина - К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»)


Работа над этим проектом началась в СССР в 1966 году. Его целью было создание субмарины с повышенной глубиной погружения, делающей ее неуязвимой для вооружения и радаров противника. Задача оказалась трудной: этап проектирования продолжался почти 8 лет и был завершен только в 1974 году. Строительство подводной лодки К-278 проекта «Плавник» заняло чуть больше пяти лет, с 22 апреля 1978 по 3 мая 1983 года, когда субмарина была спущена на воду. После успешных ходовых испытаний К-278 вошла в состав Северного флота и уже в августе 1984 года установила мировой рекорд по глубине погружения - 1020 метров. При этом «Плавник» не только был способен без вреда для себя находиться на этой глубине, но и производил с нее торпедные стрельбы. Предполагалось, что максимальной глубиной погружения для этой подводной лодки будет 1250 метров. В феврале 1989 года К-278 получила название «Комсомолец». Военные специалисты НАТО, не знавшие официальных наименований советской военной техники, дали «Комсомольцу» кодовое обозначение Mike. Эта подводная лодка была гордостью отечественного подводного кораблестроения. К сожалению, она успела выполнить всего три боевые службы.
В 11 утра 7 апреля 1989 года, во время возвращения субмарины с последнего задания, внутри нее возник пожар, ликвидировать который не удалось. В 11.14 «Комсомолец» всплыл на поверхность, однако пожар продолжался. К этому моменту к терпящей бедствие подводной лодке уже шли спасательные суда. Около 16.30 внутри К-278 произошла серия взрывов, и в кормовые отсеки стала проникать вода. Экипаж начал готовиться к эвакуации, но события развивались слишком быстро. В 17.08 подводная лодка затонула. Прибывшее на место спасательное судно сумело спасти только 27 из 69 человек экипажа. Установить точные причины трагедии так и не удалось. По одной из версий, все дело было в конструктивных недостатках К-278, по другим - в неумелых действиях экипажа. В настоящее время затонувший «Комсомолец» лежит на дне Норвежского моря.

Самая большая подводная лодка - «Акула» (проект 941)


В начале 1970-х годов в Соединенных Штатах Америки был запущен проект по созданию новой твердотопливной ракеты с дальностью полета более 7000 км, а также атомных субмарин, отличающихся повышенным уровнем скрытности и способностью нести 24 таких ракеты. Эта серия подводных лодок получила название «Огайо». В ответ на это в СССР началась разработка новых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52). По дальности полета (более 8300 км), а также некоторым другим характеристикам Р-52 превосходила новую американскую ракету «Трайдент I», однако была почти вдвое длиннее и втрое тяжелее. Для подобных ракет были необходимы новые ракетные подводные крейсера. Так были созданы подводные лодки проекта 941 «Акула», ставшие самыми большими субмаринами в мире. В классификации НАТО они были названы SSBN Typhoon. 23 сентября 1980 года на воду была спущена первая «Акула». Ее наибольшая длина (то есть расстояние между наиболее удаленными друг от друга по длине точками корабля) составляет 172 метра, наибольшая ширина - 23,3 метра. Подводное водоизмещение «Акулы» более чем в два раза превосходит надводное: 48000 тонн против 23200 тонн. В погруженном состоянии половина веса подводной лодки приходится на балластную воду, за что проект 941 получил прозвание «Водовоз».
Благодаря новой системе снижения гидроакустического шума, «Акула» стала самой тихой отечественной подлодкой в своем классе. Кроме того, она была, пожалуй, самой комфортной субмариной в мире: в ней нашлось место для спортзала, салона для отдыха, солярия и «живого уголка». На «Акуле» есть даже плавательный бассейн размером 4в2 м и глубиною 2 м, который заполняется забортной водой с возможностью подогрева, а также обшитая дубовыми досками сауна. Каюты офицеров оборудованы телевизорами и кондиционерами. Именно эта повышенная комфортность дала проекту 941 еще одно прозвище - «Плавучий Хилтон». С 1981 по 1989 года было построено 6 подводных лодок данного типа. Три из них к настоящему моменту утилизированы (как принято говорить у моряков - «распилены на иголки») в рамках выполнения договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2. Еще две субмарины из этой серии прошли в конце 1990 - начале 2000х годов поддерживающий ремонт, а последняя, «Дмитрий Донской», используется в настоящее время для испытания новейшей российской баллистической ракеты «Булава».

Самая быстрая подводная лодка - К-222 (проект 661 «Анчар»)


Работа над этой лодкой началась в 1959 году. Целью проекта было создание новой скоростной подводной лодки с корпусом из титановых сплавов, а также усовершенствованной атомной энергетической установкой и возможностью запуска крылатых ракет из-под воды. Для того, чтобы стимулировать поиск новых технических решений, было запрещено использовать уже существовавшую технику, приборы, оборудование и системы автоматики. По сути, новую субмарину делали с нуля, что заметно увеличило сроки ее проектирования и строительства, а также повысило ее стоимость. За дороговизну эта субмарина получила на флоте прозвище «Золотая рыбка». Результатом стала уникальная подводная лодка, не имеющая аналогов во всем мире, названная К-162. По своим ходовым и маневренным качествам она превосходила все субмарины, существовавшие на тот момент в Советском союзе и за рубежом. В 1969 году строительство К-162 было завершено. На государственных испытаниях при 80%-ной мощности реакторов она развила скорость в 42 узла, что на 4 узла превышало ее спецификационные требования. В 1971 году на полной мощности она показала скорость в 44,7 узла (82,8 км/ч), что по сей день считается абсолютным рекордом скорости среди подводных лодок.

Однако было обнаружено, что при скорости более 35 узлов турбулентный поток, обтекающий корпус подводной лодки, создает шум, который на центральном посту лодки достигал 100 децибел. Это лишало лодку скрытности и мешало работе экипажа. Кроме того, в процессе эксплуатации была выявлена низкая надежность механизмов и оборудования. В 1970 году К-162 была переведена в Северный флот, а в 1971 году совершила свой первый боевой поход (от Гренландского моря до Бразильской впадины). В 1978 году эта подводная лодка была переименована в К-222, в 1988 году - выведена в резерв. В 2008 году начался ее демонтаж. В классификации НАТО К-222 носила название Papa.

Самая маневренная подводная лодка - «Лира» (проект 705, 705К)


Эти небольшие подводные лодки разрабатывались как высокоскоростные перехватчики, способные настигать и уничтожать обнаруженные локационными средствами субмарины противника до того, как информация об их местонахождении устареет. При их создании конструкторы отступили от некоторых основ подводного кораблестроения, что позволило воплотить в жизнь ряд новаторских технических решений. Специально для этих субмарин создавались новые материалы и технические средства на основе последних достижений науки и техники того времени. Для изготовления корпуса и некоторых других элементов конструкции использовались титановые сплавы, позволявшие снизить вес лодки и увеличить ее прочность. Одной из задач, стоявших перед создателями проекта 705, было сочетание небольшого (около 2000 тонн) водоизмещения и высокой скорости, требовавшей мощного реактора. В мае 1960 года проект был окончательно утвержден, однако уже три года спустя стало ясно, что конструкция подлодки-перехватчика недоработана. Тогда было решено увеличить водоизмещение субмарины, а также удвоить количество отсеков и размер команды.
Так в 1977 году появилась подводная лодка 705К («Лира»), усовершенствованный вариант проекта 705. Ее надводное водоизмещение составляло 2300 тонн, подводное - 3180 тонн, а максимальная скорость равнялась 41 узлу. Иными словами, по скорости перемещения 705К уступала только «Анчару». «Лира» была способна развить полную скорость за одну минуту, она могла преследовать любой морской корабль или оторваться от преследования со стороны любого противника. Высочайшую маневренность этой субмарины характеризует ее способность на максимальной скорости за 42 секунды сделать поворот на 180° и начать двигаться в обратном направлении. Для обслуживания новой подлодки требовался экипаж в 32 человека. Подводные лодки проекта 705К, носившие в классификации НАТО название Alfa, находились в строю 20 лет. За время их эксплуатации не погиб ни один человек из экипажа, однако были выявлены существенные недостатки, препятствующие эффективному использованию этих субмарин. В 1990 году почти все «Лиры» были исключены из состава флота. Подводная лодка К-123, находившаяся на капитальном ремонте с 1983 по 1992 годы, была выведена из строя только в 1997 году.



50 лет назад советская военная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд по скорости движения под водой – более 80 километров в час. Ни одна торпеда в те времена не могла угнаться за этим подводным ракетоносцем. Вслед за ним Советский Союз выпустил в Мировой Океан еще более десятка скоростных подводных «убийц авианосцев». Но сейчас ни одного из них уже нет. Кто и как торпедировал отечественный скоростной подводный флот?

Ровно полвека назад в списки кораблей Военно-морского флота СССР была зачислена подводная лодка К-162 (известная позднее также как К-222). Самой лодки как таковой на тот момент еще не было – она только строилась на стапелях «Севмаша». Однако, ни у военных, ни у отечественных корабелов не было ни малейшего сомнения в том, что К-162 через несколько лет будет достроена, сдана в эксплуатацию, и вступит в строй.

Эта уверенность, видимо, основывалась на том, что первая атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар» должна была ознаменовать собой появление у Советского Союза совершенно нового класса подводных лодок, предназначенных для торпедно-ракетных ударов по авианосным соединениям противника.

Напомню, что к середине прошлого века в США окончательно сложилась новая военная стратегия, которая предусматривала создание тотального господства этой страны на просторах Мирового Океана. Основным инструментом для этого было выбрано наращивание мощности морских наступательных сил в виде авианосных ударных групп (АУГ). У СССР, который к тому времени еще не оправился от войны, денег на строительство авианосцев не было. И не было, по сути, и эффективных средств борьбы с ними в открытом океане. Дальность стрельбы торпедами советских субмарин того времени не превышала 3-4 км. А для того, чтобы произвести ракетный залп по американским АУГ, советским подлодкам пришлось бы сначала всплывать на поверхность, что лишало атаку на АУГ всякой внезапности. Поэтому политическое и военное руководство СССР поставили перед советскими конструкторами и инженерами задачу создать крылатую ракету, которая бы с подводного старта могла поражать крупные надводные корабли на расстояние несколько десятков километров, и соответствующий подводный носитель этого оружия.

Такой ракетный комплекс П-70 «Аметист» в ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея был создан в конце 60-х годов прошлого века. Низколетящая противокорабельная ракета (ПКР) с подводным стартом, конечно, проигрывала ПКР, запускаемой с поверхности, по дальности (до 80 км) и по массе боевой части. Однако, на тот момент это был революционны шаг. Во – первых, ни у кого в мире такой ракеты еще не было, а во-вторых, советским корабелам удалось создать уникальный корабль для несения и запуска этих ракет.

Носитель П-70 - подводная лодка К-162, разработанная ЦКБ-16 (ныне – «Малахит») под руководством академика Николая Исанина, на тот момент представляла из себя, фактически, квинтэссеницию советской военной инженерной кораблестроительной мысли. В советской кораблестроительной школе как-то так повелось, что степень технической новизны при создании головного, а затем и серийного проекта не должна превышать 20-25% по сравнению с предыдущим поколением лодок. В случае же с опытно-экспериментальной лодкой пр.661 конструкторам было прямо запрещено использовать уже существующие решения. В итоге эту лодку проектировали и строили более 10 лет – с конца 50-х годов прошлого века по 31 декабря 1969 года, когда был подписан приемный акт и корабль вступил в строй. Но что это была за лодка!!!

В первом «Анчаре» были воплощены в жизнь почти 400 совершенно новых технических решений. Специально для него, например, была разработана двухвальная атомная пароэнергетическая установка мощностью по 40 тысяч л. с., на каждом валу (эта мощность вдвое превосходила на тот момент мощностью любых подлодок в мире). Эта установка включала в себя две автономные группы оборудования левого и правового бортов и состояла из двух реакторов, двух главных турбозубчатых агрегатов, двух автономных турбогенераторов и вспомогательного оборудования. Запасы ядерного горючего в реакторах могли обеспечить более четырех кругосветных плаваний полным подводным ходом без перезарядки активной зоны реактора. Управление пароэнергетической установкой осуществлялось оператором дистанционно из поста управления, путем задания необходимого режима с автоматическим выводом на мощность по заданному режиму хода с помощью автоматизированной системы управления защиты и контроля. Степень автоматизации и телеметрии на К-162 вообще на порядок превосходила ту, что применялась в тот момент на советских и зарубежных атомных подводных лодках. Степень комфорта для экипажа – тоже. К-162 даже внешне кардинально отличалась от советских атомных подводных лодок 1-го поколения - носителей крылатых ракет (пр.659, 675). Если первые были узкие и длинные, с заостренными носами, то корпус «Анчара» напоминал кита с большим закругленным носом.

Однако, главным отличием К-162 от всех существующих на тот момент подводных лодок мира являлся материал, из которого был изготовлен его прочный корпус – титан. В отличие от маломагнитных сталей, из которых строились и строятся сейчас корпуса всех подводных лодок мира, титановый сплав обладает более высокой прочностью, немагнитностью и стойкостью к коррозии. Правда, на тот момент не только в СССР, но и в мире не существовало технологий изготовления деталей из титана больших размеров и сварки их воедино с необходимыми прочностными характеристиками. Поэтому для строительства первой титановой подводной лодки длиной около 120 метров была радикальна преобразована вся советская титановая индустрия. В результате Запорожский и Березниковский титаномагниевые комбинаты смогли производить крупные слитки массой четыре – шесть тонн для подлодок, а на «Севмаше» было создано самое совершенное сварочное производство титановых сплавов с аргоногелиевой защитой.

Итогом все этих усилий стала атомная подводная лодка с 10 установками для подводного запуска крылатых ракет, которая на государственных испытаниях в конце 1969 года при мощности реактора 80% на глубине 100 метров развила скорость 42 узла (77 км в час). Годом позже новая советская подводная лодка официально установила мировой рекорд скорости движения под водой, разогнавшись на той же глубине до скорости 44,7 узла (почти 83 км в час). Что это значило для вероятного противника, российские военные моряки продемонстрировали в 1971 году, когда К-162 в Атлантическом океана «села на хвост» ударному авианосцу 6-го флота США «Саратога», возвращавшегося из Средиземного моря в Майами, и несколько часов преследовала его, периодически обгоняя под водой идущий «на всех парах» авианосец (его скорость в тот момент составляла 30 узлов).

Таким образом, благодаря ПЛ проекта «Анчар», Советский Союз получал мощное средство борьбы против подводных лодок и авианесущих соединений вероятного противника. Эти лодки могли стремительно приближаться к вражеским кораблям, эффективно атаковать их из-под воды, и столь же стремительно уходить из-под удара. «Анчар» на тот момент физически не могли догнать не только корабли противника, но и выпущенные им в сторону новых советских подводных лодок торпеды (скорость торпед в 70-е годы прошлого века не превышала 25 узлов в режиме поиска цели и 40 узлов в режиме сближения с нею).

Однако, в серию подводные лодки пр.661 «Анчар» так и не пошли. Прослужив почти 20 лет, в 1988 году К-162 была выведена из состава ВМФ и осенью 2010 года утилизирована.

Наиболее очевидной причиной того, что «Анчар» так и не пошел в серию, является стоимость лодки. Титановый корпус подводной лодки, по словам генерального директора «Малахита» Владимира Дорофеева, стоит в 5-6 дороже, нежели корпус из маломагнитной стали. И даже с учетом огромных мобилизационных возможностей советского времени, экономика СССР, очевидно, не могла потянуть серийное строительство ПЛ пр.661 «Анчар». По некоторым данным, стоимость первой лодки могла составить до 1% годового ВВП Советского Союза периода 60-х годов прошлого века. Второе обстоятельство, повлиявшее на судьбу проекта «Анчар» - акустическая заметность лодки. С одной стороны, титановый корпус делал эту лодку практически незаметной для гидролокаторов противника. Но только до скорости хода 35 узлов. Когда же лодка разгонялась свыше этой скорости, появлялся сильный внешний гидродинамический шум, созданный турбулентным потоком при обтекании корпуса ПЛА. Причем в районе центрального поста лодки этот шум достигал уровня 100 децибелл. Это равносильно шуму вагона метра, проходящего от вас в нескольких метрах, или недалеким раскатам грома. Причем, никто в мире об этом не знал – этот факт обнаружился как раз при эксплуатации К-162. И что с этим делать, до сих пор толком тоже никто не знает. Поэтому скорость всех крупных и российских, и американских подводных лодок третьего-четвертого поколения, построенных в последние полтора десятка лет, по открытым данным, не превышает 35 узлов.

В итоге, проект «Анчар» трансформировался по двум направлениям. Еще во времена строительства в Северодвинске К-162, в Нижнем Новгороде, на судостроительном заводе «Красное Сормово» по проекту ЦКБ «Лазурит» для несения новых крылатых ракет «Аметист» начали строить атомные лодки проекта 670 «Скат». За счет стального корпуса они были относительно дёшевы, обладали меньшим, чем «Анчар» водоизмещением (3580 тонн надводного водоизмещения против 5197 тонн), ходили под водой на скорости 25 узлов, но со своей задачей – караулить вражеские авианосцы, вполне справлялись. В 60-70-х годах прошлого века было построено, в общей сложности, 17 таких лодок, на каждой из которых стояло по 8 пусковых установок П-70 . Все «Скаты» были уничтожены с 1991 по 1994 годы.

Эстафету в скорости «Анчар» передал атомным подводным лодкам «Лира». У них тоже были титановые корпуса, и эти небольшие (надводным водоизмещением 2300 тонн) лодки могли развивать скорость до 41 узла. Ракет на них не было - только торпеды, поскольку лодки этой серии предназначались для поиска и уничтожения вражеских субмарин. При этом лодки получились чрезвычайно верткими – на разгон до полного хода им требовалось не более 1 минуты, а за 42 секунды лодка могла развернуться на 180 градусов. По открытым данным, с 1971 по 1981 год в Ленинграде и на «Севмаше» было построено 7 таких лодок. Все они были выведены из состава флота также в начале 90-х годов прошлого века. Вот так, по сути, закончилась история советских скоростных подводных лодок с титановыми корпусами. Далее конструкторы пошли по пути применения других технических решений для увеличения скорости подводных лодок до 35 узлов. При этом несколько подводных лодок с корпусами из титана, построенных в советское время, по-прежнему находятся в составе ВМФ России – две лодки проекта 945 «Барракуда» (одна из них сейчас модернизируется), две лодки проекта 945А «Кондор», и, предположительно, одна лодка пр.941 «Акула» (ее прочный корпус также сделан из титановых сплавов). Но это уже другая история.

Подводные лодки сегодня относятся к классу боевых кораблей, в военное время являясь частью вооруженных сил мировых держав. И это неудивительно, ведь главное их предназначение – это проведение скрытых операций, направленных на уничтожение вражеских судов. Однако на практике подлодки применяют и в поисково-разведочных целях. В зависимости от предназначения они различаются своими параметрами по скорости, размерам и прочим характеристикам.

Подводная лодка "Акула"

Например, самая большая подлодка в мире – это «Акула» проекта 941, принадлежащая военно-морскому флоту России. Длина судна – 172 м, ширина – 23,3 м, а высота – 25 м. Если же говорить о скоростных моделях, то ниже вашему вниманию представлен рейтинг самых быстрых подводных лодок.

Неоспоримым рекордсменом по скорости считается советская модель проекта «Анчар» – К-162 (позднее получившая название К-222 и «Золотая рыбка»). Решение о строительстве скоростного судна было принято в 1959 году. Специально для этого была разработана новая атомная энергетическая установка, включающая в себя 2 реактора, в которых содержалось столько горючего, что его бы хватило на 4 кругосветных плаванья без подзарядки. Но главное – это примененный материал для изготовления корпуса, титан, преимуществом которого считается повышенная прочность.


В итоге была получена новая модель атомной субмарины, которая в 1969 году разгонялась до скорости в 42 узла (77 км/ч), а уже в 1971 году установила актуальный на сегодня мировой рекорд по скорости движения под водой – 44,7 узла (чуть меньше 83 км/ч). В том же году мощь «Золотой рыбки» была продемонстрирована Соединенным Штатам Америки, когда К-162 преследовала американский авианосец «Саратога» в открытом океане, периодически обгоняя его, поскольку корабль шел со скоростью 30 узлов.


Однако, несмотря на столь видимые преимущества, «Анчар» не вошел в число проектов серийного производства. Вероятно, причиной этому послужила стоимость К-162. Например, только титановый корпус стоил в 6 раз дороже аналога из маломагнитной стали. Еще одна причина – шум. Когда лодка разгонялась до скорости 35 узлов и выше, появлялся сильный шум, достигавший 100 дБ, что сравнимо с гулом вагона метро, проходящего рядом с человеком.

Это, конечно, вызывало сложности для экипажа, но в первую очередь по шуму такой силы легко определялось местонахождение судна под водой, что сводило к нулю секретность проводимых операций. Таким образом, проект не получил распространения, и в 1984 году К-222 была выведена из состава ВМФ СССР, а в 2008 году начался процесс ее утилизации. С 2010 года подводная лодка К-222 утилизирована.

Топ-6 самых быстрых современных подводных лодок в мире

Детально история судна «Анчар» К-162 описана в документальном фильме «К-162. Убийца авианосцев». А далее представлен рейтинг самых скоростных подводных лодок планеты.

6. Подводные лодки «Шань», Китай

Максимальная скорость под водой – 30 узлов (55,56 км/ч).

«Шань» - это современные китайские субмарины, строительство их проходило в период с 2005 по 2010 год. В первую очередь новый проект разрабатывался для укрепления ВМФ Китая, поскольку преобладающие на тот момент подлодки «Хань» не составляли конкуренцию лодкам противников.


Поэтому главной целью конструкторов стало устранение недостатков устаревшей модели: снижение шумности и усиление вооружения на судне. Первая модель проекта «Шань» была принята в ряды ВМФ Китая в 2007 году, а к 2017 году в составе вооруженных сил насчитывается 3 субмарины. Суммарно проект включает в себя 10 подлодок.

5. Подводные лодки «Трафальгар», Великобритания

Максимальная скорость под водой – 32 узла (59,26 км/ч).

«Трафальгар» - это современные ракетно-торпедные подлодки Великобритании. В период с 1979 по 1991 год было спроектировано и построено 7 современных судов. К 2015 году 4 подводные лодки «Трафальгар» входили в состав ВМС Великобритании, а три судна были уже списаны.


Полная замена и модернизация субмарин была запланирована на 2023 год. Однако в 2017 году появилась информация о неисправности в реакторе одной модели «Трафальгара», и было решено вывести временно из эксплуатации все 4 лодки для проведения модернизации.

4. Подводные лодки «Щука-Б», СССР (РФ)

Максимальная скорость под водой – 33 узла (61,12 км/ч).

«Щука-Б» - это советские субмарины, спроектированные аналогично «титановым» подлодкам «Барракуда» (Топ-1 рейтинга), но только с корпусом из стали. Строительство лодок завершилось в 2001 году, и сразу они заняли лидирующие позиции на военном флоте России, заменив устаревших представителей проекта «Щука».


С 2014 года 4 субмарины «Щука-Б» отправлены на модернизацию. Изначально планировалось построить 25 единиц проекта «Щука-Б». В период с 1983 по 1993 год было спроектировано 20 субмарин, 14 из которых достроили, а 10 из них и сегодня входят в ряды ВМФ России.

3. Подводные лодки «Вирджиния», США

Максимальная скорость под водой – 34 узла (62,97 км/ч).

«Вирджиния» - это современные подводные суда Соединенных Штатов. Они нацелены главным образом на борьбу с противником на глубине, поэтому, помимо стандартного оборудования, для этого проекта разработаны специальные подводные аппараты и шлюзовые камеры.


Строительство атомных субмарин началось в 1980-х годах, а в 2004 году первая «Вирджиния» пополнила ряды ВМФ США. К 2024 планируется строительство 30 аналогичных моделей, которые заменят субмарины «Лос-Анджелес» (Топ-2 рейтинга).

В 2014 году состоялась сделка на строительство 10 атомных субмарин модернизированной модели «Вирджиния» стоимостью $17,6 млрд.

2.1. Подводные лодки «Сивулф», США

«Сивулф» - это современные субмарины США. Строительство их проходило в период с 1989 по 1998 год, в ходе которого впервые применялись технологии, повышающие уровень модульности подводной лодки.


Корпус модели «Сивулф» выполнили из стали и изменили его стандартные размеры, повысив маневренность судна на воде.

Изначально планировалось строительство 30 субмарин «Сивулф», затем количество единиц сократилось до 12, а после распада Советского Союза даже возник план отказа от строительства. В итоге было решено ограничиться 3 моделями, ставшими наиболее модернизированными и дорогими подлодками ВМФ США: «Сивулф», «Коннектикут» и «Джимми Картер».

2.2. Подводные лодки «Лос-Анджелес», США

Максимальная скорость под водой – 35 узлов (64,82 км/ч).

«Лос-Анджелес» - это современные субмарины США. Суммарно их было построено в количестве 62 единиц, первая вступила в ряды ВМФ Соединенных Штатов в 1976 году, последняя - в 1996 году. Главная цель субмарин «Лос-Анджелес» – это борьба с вражескими подлодками и надводными судами, а также ведение поисково-разведочных операций.


Средний срок эксплуатации подлодок «Лос-Анджелес» – 30 лет, но этот показатель доходит и до 42 лет при условии перезагрузки топлива.

По состоянию на 2017 год в составе военно-морского флота США числится 35 субмарин «Лос-Анджелес».

2.3. Подводные лодки «Кондор», СССР (РФ)

Максимальная скорость под водой – 35 узлов (64,82 км/ч).

«Кондор» - это суда, построенные еще в Советском Союзе и входящие сегодня в состав ВМФ России. Главная цель - слежение за вражескими субмаринами и авианосцами, а также их устранение при наступлении военных действий.


Субмарины «Кондор» – это модернизированные подлодки класса «Барракуда». Главным материалом при строительстве также остался титан, и, благодаря модернизированному корпусу, подлодки «Кондор» стали наиболее бесшумными на ВМФ СССР. С 1982 до 1993 года были введены в эксплуатацию 2 подлодки «Кондор»: «Псков» и «Нижний Новгород». В 2017 году они также числятся в рядах ВМС Северного флота России.

В 2015 году субмарина «Псков» находилась на ремонте, в результате которого удалось продлить срок ее эксплуатации.

1. Подводная лодка "Барракуда", СССР (РФ)

Максимальная скорость под водой, 35,15 узла (65,1 км/ч).

«Барракуда» - это тип советских подлодок, построенных в период с 1979 по 1986 год. «Барракуды» послужили прототипом для подлодок «Щука» и «Щука-Б», последние из которых сегодня считаются основой подводных вооруженных сил России.


Подводная лодка "Барракуда", СССР

Корпус «Барракуды» изготовлен из титана и разделен на 6 отсеков, оснащенных защитой от воды. Также на субмарине предусмотрена спасательная капсула, которая при необходимости вместит в себя весь экипаж.

Всего в серии «Барракуда» было построено две подводные лодки: Б-239 «Карп» и Б-276 «Краб». До 2020 года запланировано усовершенствование этих моделей по новому проекту. В 2014 году был подписан контракт на модернизацию, после которой подводные лодки «Барракуда» останутся в составе военно-морского флота РФ минимум на 10 лет.

Сравнительная характеристика «Барракуды» и «Лос-Анджелеса»

Для сравнения и детального изучения параметров подводных лодок ниже приведены характеристики 2-х самых скоростных субмарин ВМФ России и США. Для удобства сравнение приведено в форме таблицы.

  • Скорость надводная - 12,1 узла
  • Скорость подводная - 35.15 узла
  • Глубина погружения - 480 м
  • Автономность судна - 100 суток
  • Экипаж - 61 человек
  • Длина судна - 107,16 м
  • Ширина судна - 12,28 м
  • Вооружение - торпедно- минное, ПВО
  • Скорость надводная - до 17 узлов
  • Скорость подводная - 30-35 узлов
  • Глубина погружения - 250-280 м
  • Автономность судна - 80 суток
  • Экипаж - 141 человек
  • Длина судна - 109,7 м
  • Ширина судна - 10,1 м
  • Вооружение - торпедно- минное, ракетное

Изучив таблицу, можно сделать вывод, что для проведения оценки и сравнения подлодок требуется комплексное изучение их параметров и характеристик. Рекордная скорость судна не гарантирует лидирующих позиций «на воде», зачастую это наоборот приводит к проблемам и дополнительной модернизации.

Шок - это по-нашему! Событие произошло в 1971 году, осенью. Советская атомная субмарина (тактический номер К-162, проект 661 «Анчар») с крепким, как броня, корпусом из титана приблизилась к корме судна «Саратога». Ударный авианосец 6 флота США планировал легко оторваться. Однако необычная гонщица легко обходила чудо иностранной военно-морской техники, показываясь перед его носом. Команда «отстающих» была шокирована феноменальными скоростными возможностями. Только так и осталась «скромницей» самая быстрая подводная лодка! В мире не было и нет ей равных. Однако на страницах Книги рекордов Гиннеса об этом - ни слова. Военная тайна не терпит шумихи.

Врешь, не уйдешь!

Непревзойденная гордость Штатов корабль типа «Лексингтон» шел из Средиземноморья в атлантический порт Майами, к месту постоянного базирования. Вдруг иностранные моряки узрели: в глубинах их настигает громадный «кит» - субмарина, габариты которой соизмеримы с размерами дома в четыре этажа. Как выяснилось, уйти невозможно: глубинная лодка несколько часов подряд играючи обгоняла авианосец, набравший 30 узлов (55,56 км/час). В этом не было ничего удивительного: «Анчар» (К-162) развивал 44,7 узлов (80,4 км/час).

Хватило мощности всего одной турбины, чтобы набрать и поддерживать фантастическую скорость. Самой быстрой летающей, как машина по шоссе, на планете Земля до этого просто не водилось. Замешательство наблюдателей нарастало. Грозная «Старая Леди» (одно из прозвищ «Саратоги») выглядела абсолютно беспомощной. Советская техника прямо на глазах противника демонстрировала абсолютный мировой рекорд быстроты подводного передвижения. И принадлежал он не Штатам, а стране, в которой, как считали некоторые, по улицам ходят медведи.

Достойный ответ

Ошалевшие очевидцы не могли взять в толк: как можно к русским «плавучим лаптям» применять эпитеты «потрясающая скорость», «самая быстрая»? «Подводной лодки нет круче»? Да, не зря говорят: лучше поверить и обмануться, чем обмануться, не поверив. Оказывается, еще как можно! Известно, что в марте 1971 года на Мотовской мерной линии (участке прибрежной акватории) могла быть зафиксирована скорость 44,85 узлов (83,05 км/час).

Победы требовалось достичь в присутствии наблюдателей с гидрографических судов. В те времена любили делать посвящения крупным партийным событиям. Данный подвиг хотели приурочить к открытию XXIV съезда КПСС. Начался шторм, гидрологи не смогли выйти в море. Когда погода установилась, уже решили не рапортовать. Пока штормило, при стопроцентной нагрузке мощности атомных реакторов субмарина выдала новый рекорд, те самые 44,85 узлов.

Сделав два круга по ветру, на третьем столкнулись с проблемами и прозвучала команда прекратить рискованный эксперимент. Таким образом, в мировой рекорд вошла цифра 44,7. Планка до сих пор не преодолена. В середине 70-х годов XX века советские конструкторы рассчитывали на увеличение объемов производства, наладку серийного выпуска новинки. Но этого не произошло, хотя даже современные подводные лодки Северного флота не дотягивают до показателей полувековой давности.

По причине высокой себестоимости (затраты составили 1% процент бюджета державы) скоростной «убийца авианосцев» оказался единственным, неповторимым и, как упоминалось выше, сверхсекретным. Информация долгие годы доводилась не до всех военнослужащих. О степени проникновения в тему гражданского населения остается только догадываться. Так или иначе, это был суровый ответ социализма на капиталистические «имперские замашки».

Мы вам покажем кузькину мать!

Подробнее о том, как и почему родилась самая быстрая подводная лодка. В мире царила холодная война, стороны, олицетворяющие два разных политических строя, жестко соревновались в наращивании вооружений. В середине XX века Соединенные Штаты Америки разработали особую военную программу. Делалась ставка на стратегию реалистического устрашения, частью которой стала океанская стратегия.

Наступательные силы меняли направление основной мощи, шло ее резкое перенаправление с суши на море. Система поддерживалась при помощи «плавучих аэродромов» - групп ударных авианосцев. Стране победившего социализма срочно требовалась не только современная, новая техника. Речь шла о том, что вот-вот появится самая быстрая подводная лодка. СССР в 60-е годы минувшего столетия крупных кораблей настроить не успел: сравнительно недавно отгремела война по защите Отечества от немецко-фашистских захватчиков. Страна едва оправилась от разрухи. Выход нашелся: руководитель государства Никита Сергеевич Хрущев решил показать всем самоуверенным кузькину мать в виде непревзойденного подводного флота.

Неплохо бабахнуть прямо из глубин

Важное место регулярному совершенствованию военной отводилось еще до того, как появилась самая быстрая подводная лодка. В мире жесткого противостояния, на волне океанской стратегии такая необходимость достигла апогея. Как известно, подлодки Страны Советов образца шестидесятых годов имели серьезный недостаток: ракеты могли запускаться для поражения цели только при подъеме с глубины, после всплытия.

Часто именно в этом положении субмарины «засвечивались» противником и уничтожались (если не успевали вовремя «унырнуть»). Вскоре появился «Аметист» - ракетный комплекс, способный стартовать из покрытых мраком глубин. Он создавался под контролем конструктора ракетно-космической техники Владимира Челомея (фото вверху). Новинку сразу же приняли на вооружение, хотя масса боевой головки стала меньше, как и дальность стрельбы. Все эти на первый взгляд отрицательные факторы с запасом компенсировались возможностью наносить скрытый внезапный удар.

Секретная миссия

Предполагалось, что постоянно перемещающуюся цель будет отслеживать всевидящее «око» автономной системы управления и наведения. Это позволяло упростить задачу ухода от сторожевых судов (кораблей сопровождения) возможного врага. На борт намеревались установить сразу десять самолетов-снарядов (крылатых ракет) П-70. Как воздух, нужна была самая мощная подводная лодка! В мире кораблей, способных погружаться и действовать под водой, ни при каких обстоятельствах не могло быть «клонов» и конкурентов.

К работе привлекли даже не сотни, а тысячи специалистов, все они подписали обязательство о неразглашении государственной тайны. Конструкторские решения, использовавшиеся ранее, отметались сразу: рождалась субмарина будущего. Ориентировались на дальность полета крылатой ракеты с красивым названием «Аметист». Она невелика - восемьдесят километров. Дабы субмарина динамично подходила к плавучим аэродромам на дистанцию атаки, требовалось наделить ее высокими скоростными способностями (приравненными к торпедным).

Навороченный и эргономичный

В обстановке напряженности и тайн рождалась самая лучшая подводная лодка. В мире и в стране никто не знал имени руководителя проекта. Непререкаемый научный авторитет, высококлассный специалист-кораблестроитель, академик Николай Исанин (как в свое время небезызвестный конструктор космического корабля «Восток» Сергей Королев) был фигурой строго засекреченной. Под его чутким и строгим началом коллектив работал круглыми сутками. На определенном этапе руководство взял в свои руки Николай Шульженко. Кропотливая напряженная деятельность принесла богатые плоды.

В декабре 1960 года проект подлодки будущего был готов. Количество авангардных технических решений «зашкаливало» - 398: штурвал как у самолета, телемеханика, телекамеры, автоматика, ну и, конечно, тот самый прочный титановый корпус, который изготовил северодвинский завод «Севмаш» в 1962 году. Сама К-162 была заложена на этом же предприятии в декабре 1963-го (заводской номер 501). Важная роль отводилась эргономичности.

Четыре потенциальные кругосветки

Энергетику обеспечивали два атомных реактора. Проект 661 включал двухвальную пароэнергетическую установку (40 000 лошадиных сил каждая, в 2 раза выше показателей всех зарубежных и отечественных «собратьев»). Во многом благодаря этому был завоеван титул «самая быстрая подводная лодка». В мире, где только осваивался, образец техники на грани фантастики придавал нашей стране уверенность в своих силах.

Ядерного горючего в реакторах хватило бы на четыре кругосветных плавания (при повышении экономичности и безопасности). «Биография знаменитости» прошлого короткой строкой: лодка (с января 1978 года значилась под тактическим номером К-222) была пущена на воду в 1968-ом; списана в 1988-м; окончательно утилизирована в 2010-м на «Севмаше».

Шум не на пользу

Самая лучшая подводная лодка в мире не могла выпускаться серийно еще по ряду причин. Классный титановый корпус отличался чрезвычайной сложностью изготовления. К концу 80-х годов двадцатого века устарели ракеты П-70 «Аметист» (основное вооружение). Потенциальный противник разработал новые приборы обнаружения. Гидроакустические системы с высокой степенью гарантии легко находили расположение К-162 (К-222). Ситуацию осложняла высокая шумность «Анчара».

Развивалась противолодочная авиация. У грозы океанов «кита» (советские моряки за дороговизну и юркость называли лодку «Золотая рыбка») оставалось все меньше шансов выжить. Казалось бы, утилизация, начавшаяся в 2008 году, - рядовое событие. Человечество пока не изобрело вечного двигателя. Все однажды приходит в негодность. Но это был уникум, рекордсмен, который мог бы стать музеем достижений конструкторской, инженерной мысли. Не уберегли.

Быльем поросло

К-222 пошла на металлолом, как ржавая кровать или старый чайник. И оснащенная системами «Сигма-661» (всеширотная), «Радан-1», «Нихром» (определял принадлежность объекта к определенному государству), носитель гидроакустического комплекса «Рубин»! Ломать - не строить… Бытует мнение: сегодня мог наращивать популярность прекрасный туристический объект.

После долгого секретного существования наверняка «поведала» бы много интересного о своем непростом житье самая мощная подводная лодка. В мире не так много чудес, как кажется. Любители техники считают, что «Анчар» был одним из необычных предметов и явлений. Опыт титановых конструкций все же использовали в других разработках (685, 705, 945, 945А и др.), а ракеты «Аметист» еще пригодились на лодках «Скат» (строились по проекту 670).