Проблемы гуманизации труда и совершенствование управления поточным производством. Гуманизация труда – основное направление повышения качества трудовой жизни Гуманизация трудовой деятельности как проблема


сих пор мы говорили о том, какой работник нужен производству: трудовая деятельность требует от человека профессионализма, квалификации, общей культуры, дисциплинированности, исполнительности, инициативы то. ОЩ.

Теперь подойдем к трудовой деятельности с другой стороны: насколько она соответствует природе человека, как способствует (или препятствует) развития в ней подлинно человеческих качеств

С развитием индустриального производства человек освободился от многих физических усилий при выполнении трудовых операций. Однако если ремесленник создавал законченную вещь, которая была воплощением его личной ю айстерности, что представляла его личные качества, работник индустриального труда наряду со средствами труда рассматривается лишь как фактор производства. Это нарушает гармонию труда с основными биологическими и психологическими чертами, присущими развития человеческого жизненнотя.

Этот результат индустриального производства называется дегуманизацией труда. Наиболее полно дегуманизация труда проявилась в его организации по системе американского инженера. ФУ. Тейлора (1856-1915). Т. Тейлор разработал систему организационных мер, включала хронометраж трудовых операций, инструкционные карты и т.д., которая сопровождалась системой дисциплинарных санкций и стимулирования труда дифференциал на система оплаты труда означала, что трудолюбивый работник дополнительно вознаграждается, а лентяй не может получить незаработанные денгроші.

Система. Тейлора характеризовалась исключением рабочих из подготовки и контроля трудового процесса; определению сверху рабочего ритма, норм и перерывов; исключением рабочих из творческих ролей и ограничении нием их деятельности выполнением. Сам. Тейлор писал:"Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приемов работы, приспосабливать их к ряду введенных форм и привыкнуть принимать и в иконуваты директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые ранее оставались на его личное усмотрение".

Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду я как к чему-то вынужденному, выполняемого только по необходимостию.

Большое значение имеют условия труда. В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Потенциально опасными являются факторы физико ични (шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и другие излучения), химические (газы, пары, аэрозоли), биологические (вирусы, бактерии, грибкии).

Особенно вредны, экстремальные условия труда вызывают смерть, тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные травмы

Гуманизация труда означает процесс ее очеловечивания. Прежде всего необходимо устранить факторы, угрожающие здоровью людей в технизированные среде. Опасные для здоровья человека функции, операции, связан ные с трудом, монотонным трудом"на современных предприятиях перекладываются на робототехникуку.

Современные технологические процессы предполагают максимальную интеллектуализацию труда, такую??ее организацию, когда личность не сводится к простому исполнителя отдельных операций. Иными словами, речь идет о сми ину содержания труда, что на современном этапе научно-технического прогресса может стать более разнообразным, более творческием.

Особое значение имеет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это усовершенствование трудовой среды, т.е. условий, при которых проходит трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимодействием емин между участниками труда, создание благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замыселдуму.

Трудовая деятельность - это самое важное в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере она может утвердить себя как личность ь. Процесс гуманизации труда расширяет эти возможности. Использовать их - дело каждого из вавас.

Основные понятия

Труд. Материальное производство. Условия труда. Культура труда. Гуманизация

Средства труда. Предмет труда. Технология. Разделение труда. Профессионализм. Квалификация. Дисциплина. Инициатива

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются особенности материального производства?

2. Какие основные средства труда?

3. От чего зависит содержание труда?

4. Что такое гуманизация труда?

1. Какова профессия вам больше знакома?. Подумайте, как можно повысить производительность этой трудовой деятельноститі.

2. Поясните смысл и происхождение пословиц"Ремеслу везде почет","Мастерство везде в почете","Кто что знает, тем и хлеб добывает","Дело мастера боится","Барской работы не переделаешь","Послал. Б. Бог работу, так отнял черт охоту".

3 немецкие поэт и ученый. ЙВ. Гете писал:"Любому жизни, любой деятельности, любому искусству должно предшествовать ремесло, может быть усвоен только при известной специализации. Приобретение повног го знания, полного умения в области какого-либо одного предмета дает больше знаний, чем усвоение наполовину сотни различных предметов"Согласны ли вы с этим утверждением?. Аргументируйте свою соответствующиховідь.

Самойлюк Тамара Андреевна , старший преподаватель, Сибирская государственная геодезическая академия, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Цыганкова И.В., Моргунов В.А. Генезис формирования концепции качества трудовой жизни // Технология машиностроения. – 2008. – №1.
2. Шабурова А.В. Формирование механизма воспроизводства трудового потенциала работников в условиях активизации инновационной деятельности. Современные технологии, системный анализ, моделирование // Иркутский государственный университет путей сообщения. Спецвыпуск. – 2008.
3. Мамытов Е.Г. Социально-трудовые отношения в условиях рынка. – М.: МАКС Пресс, 2008.
4. Соломадина Т.О., Соломадин В.Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, тестах, кейсах). – М.: Управление персоналом, 2005.
5. Гутнов Р.Р. Современная концепция управления человеческими ресурсами. – М.: Социум, 2007.
6. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Управление человеческими ресурсами: Модуль 4: Учебно- практическое пособие. – М.: Дело, 2009.

Гуманизация труда является неотъемлемой частью социальной среды организации. В современном понимании гуманизация труда есть приспособление той или иной стороны трудовой жизни к человеку: усиление социальной ориентации производства, создание максимально благоприятных для работника условий труда, предоставление ему возможностей для самовыражения и самоутверждения, реализации своих способностей, трудового потенциала и творческой инициативы, применения на практике имеющихся у него знаний, умений и навыков.

Гуманизм как целостная система взглядов означает признание социальной ценности человека, права личности на свободное и всестороннее развитие, проявление своих способностей во всех сферах жизнедеятельности. Гуманистические идеи были изначально ориентированы на уважение людей к человеческому достоинству, восприятие благосостояния людей как основного критерия общественных отношений.

Всеобщая декларация, отстаивая гуманизм, провозглашает гражданские, политические, социально-экономические права и свободы личности. Среди них зафиксированы, в частности, неотъемлемые права на труд и свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, равную оплату за равный труд и вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи; на создание профессиональных союзов и вхождение в них для защиты своих интересов; на социальное обеспечение и такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья, благосостояния и достойного существования; на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск; на образование, свободное участие в культурной жизни общества, научном прогрессе и пользовании его благами.

Могут быть обозначены шесть основных направлений (Рисунок№3) гуманизации труда. Эти ориентиры призваны обеспечивать гуманистический подход к управлению персоналом, развитию социальной среды организации.

Рисунок №3

Шесть основных направлений гуманизации труда


1. Признание приоритетной роли человека как главного компонента любой социальной системы, включая и отдельную организацию (предприятие, фирму). Оно отражает значимость личного, человеческого фактора трудовой деятельности, учитывает трудовой потенциал работника, его физические и духовные способности, а также потребности, интересы и мотивы, указывает тем самым на качества субъекта трудового процесса, взаимодействующего с вещественным фактором, предметами и средствами труда, окружающей природной и социальной средой.

Потенциал личности проявляется в ее физических и интеллектуальных возможностях достигать результативной трудовой отдачи. Он находит выражение в таких качествах, составляющих «человеческий капитал», как здоровье, запас знаний, профессиональный опыт, компетентность. В условиях современного научно-технического и социального прогресса, расширения масштабов механизированного и увеличения доли автоматизированного труда требования к уровню квалификации и культуры работников значительно возрастают.

2. Совершенствование организационно-технического и социально-экономического содержания трудового процесса . Это направление гуманизации труда вбирает в себя целесообразность выполняемого работником круга обязанностей, оптимального объема, состава и характера возлагаемых на него функций, рационализацию производства и трудовых операций, осознанное отношение к делу, цели и результатам прилагаемых усилий. Перечисленное находится в прямой зависимости не от физических данных человека, но и от его интеллекта, квалификации, обширности и конкретности знаний, степени самостоятельности, инициативы и ответственности.

3. Улучшение условий, охраны и безопасности труда с учетом приоритетной роли человека в материальном и духовном производстве. Это направление гуманизации труда непосредственно связано с содержанием и организацией труда, степенью безопасности предмета и средств труда на каждом рабочем месте, состоянием производственной и социальной среды со всем, что так или иначе воздействует на здоровье, настроение и трудоспособность работников.

К условиям труда принято относить технологию производства, формы организации трудового процесса, характеристики используемых технических средств и оборудования, а также производственной среды.

Собственно охрану труда составляют система безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В нее входят правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

4. Усиление мотивации и формы стимулирования работников . Предназначено, так же как и улучшение условий и охраны труда, быть источником трудовой активности, инициативы, воодушевления, высокой эффективности совместной работы: Справедливая оценка администрацией и общественностью организации результатов деятельности отдельного работника или группы является веским основанием как для материального вознаграждения, оплаты труда, так и для различных видов морального поощрения.

Еще более существенным шагом на этом пути является внутренняя потребность человека в труде, удовлетворение которой теснейшим образом связано как с компенсацией трудового вклада в денежной и других материальных формах, так и с самореализацией и самоутверждением работника, общественным признанием его заслуг. Не подлежит сомнению, что в нормальных условиях современный человек успешно трудится в силу не только материальной необходимости, но и установок духовного и нравственного порядка.

5. Создание и поддержание здоровой социально-психологической и духовно-нравственной атмосферы совместной деятельности . Этот универсальный ориентир гуманизации труда, как в любой другой сфере жизни, представлен, прежде всего, моралью особой формой общественного сознания и социальных связей. Нравственные установки выражаются в моральных нормах, которые, основываясь на общественных оценках, убеждениях и привычках людей, воспринимаются как некие идеалы добра и зла, долженствования, справедливости и т.п. Это не правила получения какого-то результата в силу внешней целесообразности, а внутреннее повеление поступать в данной ситуации именно так, а не иначе.

Моральные нормы, тесно связанные с обычаями, традициями, правом и другими типами регуляции действий человека, фиксируются в разного рода принципах и заповедях, Свою моральную позицию человек должен осознать сам, принять ее как руководство к действиям, внутреннюю мотивировку поведения и самоконтроля. Следовательно, глубокое восприятие сотрудниками нравственных ценностей, требований высокой морали достигается и воспитанием (т.е. систематическим воздействием на становление характера работника, освоение им определенной культуры, навыков, норм социального поведения), и самовоспитанием, поскольку человек способен к целеустремленному совершенствованию своих интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств, умения взаимодействовать с другими людьми.

Процесс гуманизации не может обойтись без повышенного внимания к трудовой морали тем нравственным установлениям и общезначимым предписаниям, которым должны следовать отдельный человек, рабочая группа, коллектив в своем отношении к делу и его результатам. Такая мораль выражается в утверждениях общественного мнения, правилах и нормах, регулирующих мотивацию трудового поведения, направленность и эффективность личного фактора труда. В настоящее время гуманизация труда опирается на высоконравственные принципы, среди которых главенствует понимание труда как жизненной необходимости, возможности получения средств для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, реализации социальной сущности человека. Эти принципы вбирают уважительное отношение к полезному для общества делу, профессиональному и хозяйственному успеху, осуждение праздности и лени, стремления поживиться за чужой счет, обогатиться нечестным путем. Они пронизаны уверенностью в том, что желание и готовность работать с полной отдачей, на совесть должно быть свойственно каждому человеку, ибо труд нужен как воздух, как свобода проявить себя, как радость и высшая ценность.

Следование благородным требованиям трудовой морали, отношение сотрудников к совместной работе и друг к другу в сфокусированном виде высвечивает социально-психологический климат организации. Устойчивое эмоционально-нравственное состояние межличностных и групповых связей, здоровая атмосфера этих отношений дают возможность каждому работнику чувствовать себя частью коллектива, обеспечивают интерес к общему делу, побуждают к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.

Один из наиболее действенных мотивов творческого труда – продвижение по службе. Большое значение имеет и возможность прохождение дополнительной практики за границей, участие в международных выставках и т.д.

6. Обеспечение функционального сотрудничества и социального партнерства в трудовых отношениях . Наряду с другими эти отношения включают связи отдельных работников и рабочих групп, выполняющих смежные трудовые Операции, а потому непосредственно заинтересованных в конструктивном рабочем сотрудничестве, взаимной помощи и ответственности друг перед другом. Не меньшее значение имеют элементы трудовых отношений, отличающиеся четко выраженным социальным характером. К ним в первую очередь относятся продуктивная занятость и социальная защита работающих, участие сотрудников в управлении организацией.

Уровень и качество жизни критерий условий человеческого существования, который характеризуется как благосостоянием людей, степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей, соответствующих сложившимся в данном обществе обычаям, традициям и социальным нормативам, так и личными притязаниями (запросами) конкретного человека. Важнейшими элементами уровня жизни считаются условия труда, быта и досуга людей. Они же являются первоосновой качества трудовой жизни, тех условий, в которых осуществляется трудовая деятельность, обеспечиваются благосостояние и свободная реализация потенциала личности.

В целом эффективное управление персоналом в социальной среде призвано обеспечить благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений.

Своевременное комплектование социальной среды всех ключевых подразделений предприятия становится невозможным без четкого планирования, развития, ориентира внутренней политике предприятия.

Своевременное развитие социальной сферы представляет собой переход от менее зрелого состояния к более высокому уровню.

Усиление материально-технического обеспечения и научно-методического обеспечения развития социальной среды является неотложной задачей для большинства предприятий.

В работе с персоналом организации важно считаться с утвердившимся взглядом на труд как на сознательную, целесообразную деятельность, как на средство самовыражения и самоутверждения личности, реализацию её опыта, интеллектуального и творческого потенциала, нравственного достоинства.

Полноценное информационное обеспечение социального развития требует изучения общественного мнения и настроения работников, выявления вопросов, вызывающих повышенное внимание и наибольший интерес.

Даже решение малой и незначительной проблемы того или иного работника приближает к достижению заметных перемен к лучшему в социальной среде организации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабинцев В.С. Менеджмент и стратегическое управление. /М., 1997.- 94 с.

2. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. 167 с.

3. Дятлов В. А., Кибанов А. Я, Пихало В. Т. Управление персоналом. /М.: Издательство ПРИОР 1998. – 237 с.

4. Ю.Красовский. Управление поведением на фирме. /М.: Инфра-М, 1997.- 178 с.

5. Кричевский Р. Л. Если Вы- руководитель… /М., 1996. - 183 с.

6. Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. Учебное пособие для вузов. /М.: Издательство «Экзамен», 2004.- 256 с.

7. Седегов Р.С., Кабушкин Н.И., Кривцов В.Н. Управление персоналом: Сотрудники как фактор успеха предприятия. /Мн.: Издательство БГЭУ, 1997.- 178 с.

8. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента./ М.: «Дело», 1997.- 146 с.

9. Цветаев В. М. Управление персоналом. /С-П.,: ПИТЕР 2000.– 163 с.

10. Цандер Э. Практика управления/ М., 1993


Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. С. 12

Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. С. 30

С развитием индустриального производства человек освободился от многих физических усилий при выполнении трудовых операций. Однако если ремесленник создавал законченную вещь, которая была воплощением его личного мастерства, как бы представляла его личные качества, работник индустриального труда наряду со средствами труда рассматривается лишь как фактор производства. Это нарушает гармонию труда с основными биологическими и психологическими чертами, свойственными развитию человеческой жизни. Т.е. в процессе индустриального развития человек превратился в придаток машины - произошло превращение человека в «фактор производства». Этот результат индустриального производства называется дегуманизацией труда .

Наиболее полно дегуманизация труда, проявилась в его организации по системе американского инженера Ф.У.Тейлора (1856-1915). Тейлор разработал систему организационных мер, включавшую хронометраж трудовых операций, инструкционные карточки и т.п., которые сопровождались системой дисциплинарных санкций и стимулированием труда. Дифференциальная система оплаты труда означала, что трудолюбивый рабочий дополнительно вознаграждается, а лодырь не может получить незаработанные деньги.

Система Тейлора характеризовалась исключением рабочих из подготовки и контроля трудового процесса; определением сверху рабочего ритма, норм и перерывов; исключением рабочих из творческих ролей и ограничением их деятельности исполнением. Сам Тейлор писал: «...Развитие научной организации труда предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личное суждение индивидуального рабочего...» «Труд каждого рабочего целиком учитывается в плане дирекции по меньшей мере на один день вперед, и каждый отдельный рабочий получает в большинстве случаев подробную письменную инструкцию, регулирующую во всех деталях урок, который он должен выполнить, как равно и средства, подлежащие с его стороны использованию в работе» «Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение».Тейлор Ф.У. Научная организация труда // Научная организация труда и управления / Под ред. А.Н.Щербаня. - М.: Просвещение, 1965. - С.217.

Хотя система Тейлора обеспечила значительное повышение производительности труда и содержала в себе немало рациональных решений, соответствующих уровню материального производства начала ХХ в., однако обозначилась проблема: насколько возможно в данных технических и общественных условиях гуманизировать человеческий труд?

Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости.

Большое значение имеют условия труда . В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Выделяются следующие группы элементов условий труда :

1. Санитарно-гигиенические элементы (освещенность, шум, вибрация, ультразвук, разнообразные излучения и т.п.).

2. Психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, монотонность работы, рабочая поза и т.п.).

3. Социально-психологические элементы (психологический климат трудового процесса, его некоторые социальные характеристики).

4. Эстетические элементы (художественно-конструкторские качества рабочего места, архитектурно-художественные качества интерьера и т.п.). Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. ак. РАН Г. В.Осипова. - М.: Наука, 1998. - С.843.

Потенциально опасными являются факторы :

Физические, такие как шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и другие излучения;

Химические - газы, пары, аэрозоли;

Биологические, это могут быть вирусы, бактерии, грибки.

Особо вредные, экстремальные условия труда (например, добыча угля в шахтах) опасны возможностью крупных аварий, серьезных травм, тяжелых профессиональных заболеваний, и даже гибелью людей.

Гуманизация труда означает процесс его «очеловечивания» - т.е. улучшение условий труда, повышение его культуры, создание условий для творческой самореализации работника. Прежде всего, необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью в технизированной среде. Опасные для здоровья человека функции, операции, связанные с большими усилиями, монотонным трудом, на современных предприятиях перекладываются на робототехнику. Современные технологические процессы предполагают максимальную интеллектуализацию труда, такую его организацию, когда личность не низводится до простого исполнителя отдельных операций. Иными словами, речь идет об изменении содержания труда, который на современном этапе научно-технического прогресса может стать более многообразным, более творческим.

Особое значение имеет и культура труда . Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.

Таким образом, гуманизация зависит от объективности труда в процессе трудовой деятельности, условий труда и отношений к человеку.

Трудовая деятельность -- это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. Процесс гуманизации труда расширяет эти возможности. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; - М.: Просвещение, 2008. - С. 190-191.

Гуманизация труда - приспособление (адаптация) той или иной стороны трудовой деятельности к человеку. Гуманизация труда предполагает создание наиболее благоприятных условий и организации труда для максимальной реализации трудового потенциала работников.

Складывающаяся в России система законодательных норм, заданная социальной направленностью государства, ориентирует работодателей на поддержание следующих минимально необходимых социальных условий труда, или обеспечение гуманизации труда и качества трудовой жизни :

    обеспечение уровня минимальной заработной платы;

    предоставление дополнительных льгот и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных производствах;

    изыскание средств на формирование жилищных фондов для строительства или приобретения жилья;

    аттестация рабочих мест по условиям трут и подготовка к проведению сертификации производств на соответствие требованиям безопасности труда.

Таким образом, социальные стратегии тесно переплетаются с системой социального партнерства - они могут служить взаимодополняющими инструментами, особенно при определении состояния социальных параметров организации и формировании моделей по их улучшению.

В целом комплексе социальных задач организации, решаемых в рамках стратегического планирования, особую значимость представляют две группы задач:

    Социальные задачи, которые должны решаться непосредственно в организации в интересах всех (или большинства) членов трудового коллектива. Это улучшение условий труда, отдыха, взаимоотношений в коллективе, форма, размер оплаты труда и другие вопросы, непосредственно влияющие на характер общественно-производственных отношений, по которым можно судить об уровне необходимых социальных условий. Большинство из этих аспектов являются предметом коллективного договора, заключаемого между работодателем (собственником), трудовым коллективом и отраслевым профсоюзом.

    Социальные задачи, характеризующие уровень развития объектов социальной инфраструктуры на предприятии, в которой в большей степени заинтересованы отдельные работники и местные органы власти. Это обеспеченность благоустроенным жильем работников предприятия, наличие детских дошкольных учреждений, оздоровительных и медицинских учреждений для работников и членов их семей, наличие образовательных учреждений и др. (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Группы, заинтересованные в реализации социальных стратегий предприятия

Социальные аспекты организации, связанные с вопросами социального развития организации, являются особенно важными. Параметры данного блока социальных стратегий должны постоянно находиться под контролем трудового коллектива, профсоюза и собственников предприятия и быть достоянием гласности. Как показывают события последних лет (выступление шахтеров, забастовки работников бюджетной сферы и др.), игнорирование или недостаточное внимание к социальным показателям данного блока может привести к нежелательным явлениям. Безусловно, главным субъектом является коллектив работников, который сопоставляет условия своей жизнедеятельности с аналогичными условиями работников предприятий данной отрасли региона (города). Следовательно, объективная информация, характеризующая уровень социального развития организации, должна быть предоставлена в сравнении с аналогичными предприятиями территории.

Вторая группа социальных задач может способствовать повышению мотивации работников к улучшению социально-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности и выполнению корпоративной стратегии организации.

В целом социальная стратегия организации представляет собой целостную систему субстратегий, направленных на решение всего комплекса задач организации (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Система социальных стратегий организации

Предлагаемая систематизация социальных стратегий предприятия показывает, что наряду со стратегиями, реализуемыми в интересах трудового коллектива, могут разрабатываться стратегии по отношению к потребителям, поставщикам и местным сообществам, т.е. к тем группам, которые находятся во внешней среде. Могут быть выработаны специальные субстратегии, учитывающие конкретные особенности этих групп.

Необходимость использования социальных стратегий в комплексе с генеральными стратегиями организации обусловлена наличием важнейшей проблемы - сопротивление персонала осуществлению стратегического планирования. На эту проблему указывают как российские, так и зарубежные исследователи, в частности И. Ансофф: «Когда управляющие высшего звена решали поставить принятие стратегических решений на систематическую основу путем введения стратегического планирования, организация оказывала сопротивление новой системе. Когда же планирование все же осуществлялось, многие системы переставали «срабатывать», планирование начинало хиреть, а стратегия не оказывала никакого влияния на реализацию продукции. В дополнение к этому четко прослеживалась тенденция к выталкиванию системы планирования из фирмы и возврату к старым, менее радикальным методам принятия решений... Сопротивление изменениям не ограничивается введением стратегического планирования. Оно возникает всякий раз, когда организационное изменение влечет за собой разрыв в сложившемся поведении, критериях и структуре управления. Таким образом, существенные стратегические преобразования вызывают сопротивление не только планированию, а всему процессу перемен. Это сопротивление - не случайность, а фундаментальная проблема, заслуживающая внимания наряду с формулированием самой стратегии».

Сопротивления процессу стратегического управления сложно избежать, так как основным фактором сопротивления являются работники организации. Следовательно, на этапе реализации стратегии необходимо учитывать целевые установки всех групп, которые связывают свои интересы с существованием и деятельностью организации, и прежде всего интересы членов трудового коллектива. Это возможно только при соблюдении интересов работников организации, т.е. при осуществлении социальных стратегий в рамках единой корпоративной стратегии предприятия.

Понятно, что если одна группа социальных стратегий, влияющая на уровень «социального развития организации», должна осуществляться организацией самостоятельно, то другая, направленная на развитие объектов социальной инфраструктуры,- совместно с другими предприятиями, сообществами и учреждениями при поддержке местных органов власти.

Анализируя опыт стратегического планирования на российских предприятиях, Г.Б. Клейнер считает целесообразным «...приступить к системной разработке стратегии «кустовым» способом. Крупные блоки стратегии (не несущие коммерческой тайны) лучше разрабатывать не изолированно на одном предприятии, а в тесном контакте и синхронно с группой других предприятий, входящих в его окружение. Речь может идти либо о сетевых партнерах, либо о группе территориально близких предприятий, скажем предприятий одного города (поселка). Такая групповая разработка некоторых видов стратегии (например, товарно-рыночной или социальной) могла бы существенно снизить организационные затраты, повысить реалистичность и действенность стратегии, а также степень соответствия взаимных ожиданий сетевых агентов. Процедура группового формирования интегрированной стратегии должна предусматривать участие в процессе коллективов предприятий и способствовать их выходу на новый уровень внутренней сбалансированности и формирования благоприятной позиции в рыночной среде».

Безусловно, реализация социальных стратегий требует значительных затрат времени и ресурсов, отдача от которых может проявиться не сразу. В этом случае весомым аргументом в пользу разработки и реализации социальных стратегий может стать определение их значимости в повышении эффективности производства.