Подводный флот сша. Американская апл, которую стоит бояться Американский подводный


Рейтинг атомных подлодок России и США. Кто сильнее?
Американцы заявляют, что в случае даже безъядерной войны русские подводные лодки будут уничтожены за 12 - 15 суток. Мол, все они шумные, их легко засечь и потопить даже обычными торпедами или бомбами. Это блеф?

Мы предложили читателям нырнуть в глубины Мирового океана. И посмотреть: кто сильнее под водой - американские субмарины или российские подлодки. И у кого мощнее оружие. Сегодня военный эксперт полковник Михаил ПОЛЕЖАЕВ и обозреватель «КП» полковник Виктор БАРАНЕЦ продолжают сравнивать подводные силы двух сверхдержав.

Кто сильнее шумит?

Михаил Александрович, сколько сейчас атомных подлодок у России и США?

Мы считаем только подлодки с баллистическими ракетами, да? У России в строю таких лишь 12, а средний «возраст» - 26 лет. Лодок, несущих более 16 ракет, нет. Основу же российского флота составляют всего 6 подводных ракетоносцев проекта «Дельфин» (по натовской классификации Delta-IV). У США - 18 подлодок типа «Огайо», 4 из них проходят средний ремонт и модернизацию. Каждая лодка несет 24 ракеты.

Американцы заявляют, что в случае даже безъядерной войны русские подводные лодки будут уничтожены за 12 - 15 суток. Мол, все они шумные, их легко засечь и потопить даже обычными торпедами или бомбами. Это блеф?

Наиболее уязвимым подводный корабль делает его шумность. Шумит все: механизмы, устройства, винты и обтекающая лодку вода. Шум у каждого типа лодки свой. Кто первым услышал, обнаружил, тот и победил. А обнаружит первым тот, у кого ниже уровень шумности и чувствительнее акустика. Поэтому одной из главных задач в подводном кораблестроении является снижение шумности. Программы развития атомных подводных лодок США и подчинены именно достижению превосходства в дальности обнаружения и меньшей шумности. И в этом американцы преуспели.

Но споры насчет «кто сильнее, кто слабее» теоретические. Правоту той или другой стороны может доказать только практика, то есть война (тьфу-тьфу!). Сейчас, в мирных условиях, подводные корабли внимательно следят друг за другом и определяют характеристики «оппонентов». К примеру, американская подлодка типа «Лос-Анджелес» и русская «Щука» (по американской классификации Victor-III) приблизительно равноценные корабли. Американцы считают, что «Щука» обнаруживает «Лос-Анджелес» в глубоководных районах на расстоянии 125 миль, а «Лос-Анджелес» - «Щуку» на расстоянии чуть ли не 500 миль.

Когда беседуешь с русскими подводниками, они часто рассказывают байки о том, как своими перископами чуть ли не чешут бока американских кораблей, а те ничего не подозревают…

Хотите быль? Зимой 1996 года российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь матросу, перенесшему на борту «Щуки» операцию. У него возник перитонит, лечение которого возможно лишь в стационаре. «Щука» всплыла, подошел эсминец «Глазго», его вертолет забрал больного и доставил на берег. Британские СМИ дружно выразили недоумение: в то время когда в Лондоне шли переговоры об эвакуации больного, в Северной Атлантике, как раз в том районе, где находилась «Щука», проходили противолодочные маневры НАТО. Однако подлодку удалось засечь лишь тогда, когда она сама всплыла в надводное положение, чтобы передать на вертолет несчастного матроса…

А как вы оцениваете технические возможности тех атомных подлодок США и России, которые сейчас находятся в строю?

У той же «Щуки» есть вполне современный «детеныш» - «Щука-Б». Уровень ее шумности в 4 - 4,5 раза ниже шумности «мамаши». Здесь Россия даже обогнала американцев. Дальность обнаружения гидроакустического комплекса «Скат-3» возросла втрое и практически сравнялась с американским AN/BQQ-5.

Кроме того, на новых «Щуках» установлена не имеющая мировых аналогов система обнаружения подводных лодок и кораблей противника по кильватерному следу спустя многие часы после их прохождения.

На «Щуках» есть уникальная система слежения, которая позволяет читать следы вражеских лодок. На воде!

Лодка за миллиард

А что же впереди?

Основу подводного флота России как минимум до 2015 года составят «Кальмары» (которые будут заменяться крейсерами типа «Юрий Долгорукий») и «Дельфины».

Во что обходится атомный флот? Можете назвать цифры?

На постройку «Долгорукого» казна уже израсходовала около миллиарда долларов. При достройке эта цифра вырастет на несколько десятков миллионов. Каждая «Булава» - это тоже несколько десятков миллионов. То есть до 1,5 миллиарда долларов стоимость готового «Долгорукого» вырастет наверняка.

Считаем дальше. На конец минувшего года на Северном и Тихоокеанском флотах в боевом составе осталось 12 атомных подводных ракетных крейсеров. Есть еще «Дмитрий Донской» проекта 941 («Акула»). Цена каждого такого корабля примерно по миллиарду долларов.

Атомный флот США чему учит Россию?

США как главная сверхдержава в военном строительстве отдала предпочтение военно-морским силам и в первую очередь их ракетно-ядерной составляющей, сосредоточив на атомных ракетных подводных лодках до 65 - 70% ядерного потенциала. Это ведь не просто так? Это очередной вызов. И на него придется отвечать. Не опоздать бы…

«Булава» пролетела успешно

18 сентября подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» провел еще один испытательный пуск баллистической ракеты «Булава». Если верить официальным источникам, полет был успешным. По словам помощника главкома ВМФ России Игоря Дыгало, пуск был произведен из подводного положения в акватории Белого моря.

Параметры траектории отработаны в штатном режиме, - сказал Дыгало. - Учебные блоки достигли испытательного полигона «Кура», расположенного на полуострове Камчатка в 380 км севернее Петропавловска-Камчатского.

Однако успешный пуск «Булавы» не открывает ей долгожданную дорогу на новые подводные лодки в ближайшее время. В Главном штабе ВМФ корреспонденту «КП» сообщили, что ракета будет принята на вооружение только в 2009 году .

Подводные лодки ВМФ России

Про деятельность организации Naval Analyses слышали уже многие, кому небезразличны вопросы, связанные с флотом. Ее специалисты анализируют как вопросы современных военно-морских сил, так и все, что касается кораблей прошлого. Пожалуй, одним из самых интересных графиков, созданных Naval Analyses, стала инфографика, демонстрирующая состав подводных сил современного ВМФ РФ. Речь идет как об атомных, так и о дизель-электрических подлодках (как известно, в отличие от США, Россия совмещает два типа энергетических установок на подводном флоте). На графике можно видеть ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН), атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК), многоцелевые атомные подводные лодки, а также субмарины специального назначения.

Специалистам Naval Analyses можно простить некоторые спорные моменты и неточности. Например, то, что в число представленных стратегических подводных лодок проекта 955 «Борей» они внесли атомную субмарину «Князь Владимир», которая в действительности войдет в состав флота не ранее 2019-го. По имеющимся данным, сейчас лодка проходит заводские и государственные испытания. Аналогичное можно сказать в отношении новейшей многоцелевой лодки К-561 «Казань» проекта 885 «Ясень». Субмарина может быть включена в состав флота в 2019 году. В целом график наглядно показывает, что российский подводный флот занимает по общему потенциалу второе место в мире. Сразу после подводных сил США.

Подводные лодки ВМС США

Сам собой, обойти стороной ВМС США в Naval Analyses не могли, и одна из работ показывает все субмарины, которые имеются в распоряжении американского флота. На графике можно видеть основу ядерной триады США - стратегические субмарины типа «Огайо». В варианте ПЛАРБ каждая из них несет на борту 24 баллистические ракеты Trident II D5. АПЛ типа «Огайо» даже сейчас можно назвать самым разрушительным кораблем в . Стоит, впрочем, отметить, что часть этих субмарин была переоборудована под носители крылатых ракет, перейдя таким образом в разряд ПЛАРК.

Однако фанатам ВМС США, вероятно, интереснее численный состав новейших многоцелевых субмарин четвертого поколения. Речь идет про «Вирджинию» и «Сивулф». И если последних американцы построили лишь три штуки, то «Вирджинии» США намерены произвести большой партией в 30 кораблей. Таким образом, общий потенциал подводного флота США будет находиться на очень высоком уровне даже после окончательного вывода из состава флота заслуженных многоцелевых субмарин типа «Лос-Анджелес». Последних, к слову, за все время произвели 62 единицы.

Подводные лодки ВМС Китая

Многим, наверное, самой интересной работой серии покажется график, демонстрирующий состав подводного флота КНР. Это неудивительно, если учесть, как редко в русскоязычных СМИ представляется информация о китайских подводных лодках. Поднебесная в обозримом будущем нацелилась на то, чтобы иметь военно-морские силы, которые будут занимать как минимум второе место в мире по совокупному потенциалу. Нужно полагать, это касается также и атомных подводных лодок с баллистическими ракетами.

При этом конкретно сейчас подводные силы Китая выглядят скорее странно, нежели угрожающе. Это вызвано в том числе слишком сильно заметными заимствованиями у Советского Союза/России. Например, ПЛАРБ проекта 094 «Цзинь» сложно визуально отличить от привычного советского ракетоносца проекта 667БДРМ «Дельфин». По имеющимся данным, субмарины типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия до 12 тыс. км. Данные ракеты считают подводным вариантом китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31.

Стратегические субмарины проекта 092 «Ся», также представленные на графике, очень сильно устарели, однако Китай продолжает их эксплуатировать. Отметим, что усилить морскую составляющую ядерной триады КНР призваны перспективные стратегические субмарины проекта 096 «Тэнг». Каждая из них, по имеющимся данным, будет нести 24 баллистические ракеты, что можно сравнить разве что с уже упомянутыми американскими АПЛ типа «Огайо». Хотя вряд ли у Китая будут ракеты с характеристиками Trident II D5.

Подводные лодки Евросоюза

Еще более сложно все обстоит с составом подводных флотов стран Евросоюза. Достаточно сказать, что сейчас он формально включает в себя подводные лодки Великобритании, но это пока. Ожидается, что страна покинет Европейский союз 29 марта 2019 года. В целом британский флот часто преследуют серьезные трудности. В 2017 году сообщалось, что из строя вышли все новейшие британские многоцелевые АПЛ типа «Астьют». Источник также рассказал о проблемах с «предшественницами» данных лодок - «Трафальгардами».

Не считая Великобританию, мощнейшими подводными силами в Европе располагает Франция. Напомним, последняя имеет в своем составе четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения «Триумфан». Что касается многоцелевых лодок, то здесь Пятая республика может похвастаться шестью атомными подводными лодками «Рюби», построенными в 1976-1993 годах. Стоит отметить, что АПЛ класса «Рюби» являются самыми маленькими стоящими на вооружении атомными подводными лодками в мире. Каждая из них имеет подводное водоизмещение в 2607 тонн.

Немецкий подводный флот на фоне британского и французского выглядит бледно, хотя в годы Второй мировой действия немецких подводников вселяли ужас в сердца бывалых американских и британских моряков. Современная Германия вообще не имеет атомных субмарин, а дизель-электрических подлодок, которые есть в распоряжении Deutseche Marine, всего шесть. Впрочем, это весьма современные субмарины проекта 212А, которые заинтересовали ряд иностранных заказчиков.

Достаточно мощным флотом, состоящим из дизель-электрических субмарин, также может похвастаться Италия.

Весьма многочисленным подводным флотом, как следует из графика, обладают греческие ВМС.

Стоит отметить, что представленные нами графики - далеко не единственные из числа созданных Naval Analyses. Посетив сайт организации, вы сможете, в частности, ознакомиться с численным составом флотов стран Латинской Америки, надводным потенциалом стран ЕС и многими другими интересными фактами, касающимися современных (и не только) флотов мира.

Для любой страны - это мощный геополитический механизм сдерживания. А подводный флот самим своим наличием влияет на международные отношения и эскалацию конфликтов. Если в XIX веке границу Британии определяли борта ее военных фрегатов, то в XX веке лидером Мирового океана становится военно-морской флот Соединенных Штатов Америки. И американские сыграли в этом не последнюю роль.

Первостепенное значение

Подводный флот приобретает для Америки все большее значение. Исторически территория страны была ограничена водными границами, затрудняющими скрытное нападение противника. С появлением в мире современных подводных субмарин и ракет "подводная лодка - воздух" эти границы становятся для Америки все более призрачными.

Обострившееся противостояние международных взаимоотношений с мусульманскими странами делает угрозу для жизни граждан Америки реальной. Иранские исламисты не оставляют попыток обзавестись ракетами «подводная лодка - воздух», и это угроза для всех прибрежных центров Америки. И в таком случае разрушения будут колоссальны. Противостоять нападению уже из-под воды может только такой же соперник.

Нынешний президент США Дональд Трамп в своих первых интервью заметил, что намерен и далее увеличивать подводный флот США. Но при одном условии - снижении его стоимости. Над этим стоит задуматься корпорациям, которые строят атомные американские подводные лодки. Прецедент уже есть. После того как Дональд Трамп сказал, что обратится в компанию Boeing за предложением более дешевых истребителей, компания Lockheed Martin снизила стоимость истребителя F -35.

Боевая мощь

Сегодня подводные лодки США преимущественно имеют атомные источники энергии. А это означает, что при проведении операций ограничения в боеспособности будут только в количестве пищи и воды на борту. Самый многочисленный класс субмарин «Лос-Анджелес». Это лодки третьего поколения с водоизмещением порядка 7 тонн, глубиной погружения до 300 метров и стоимостью порядка 1 миллиона долларов. Однако в настоящее время Америка заменяет их лодками четвертого поколения класса «Вирджиния», более оснащенными и стоящими 2,7 миллиона долларов. И цена эта оправдана их боевыми характеристиками.

Боевой состав

Сегодня лидирует и по количеству, и по оснащению морского вооружения. В военно-морские силы США входит 14 стратегических атомных подводных лодок и 58 многоцелевых подводных лодок.

Подводный флот американских военных оснащен двумя видами субмарин:

  • Океанские баллистические лодки. Глубоководные субмарины, цель которых доставка вооружения к пункту назначение и выпуск баллистических ракет. Другими словами их называют стратегическими. Оборонное оружие не представлено сильной огневой мощью.
  • «Лодки - охотники». Высокоскоростные лодки, цели и задачи которых разносторонни: доставка крылатых ракет и миротворческих сил в зоны конфликта, молниеносное нападение и уничтожение сил противника. Такие субмарины называют многофункциональными. их специфика - скорость, маневренность и скрытность.

Начало развития подводного мореплавания в Америке начинается с середины позапрошлого века. Объем статьи не предполагает такого массива информации. Сосредоточимся на атомном арсенале, который получил развитие после окончания Второй мировой войны. Краткий обзор подводного атомного арсенала Вооруженных сил Америки проведем, придерживаясь хронологического принципа.

Первые экспериментальные атомные

В на верфи в Гротоне в январе 1954 года была спущена на воду первая американская подводная лодка «Наутилус» (USS Nautilus) водоизмещением около 4 тысяч тонн и длиною в 100 метров. Она вышла в первое плавание через год. Именно «Наутилус» в 1958 году первый прошел под водой Северный полюс, что чуть не закончилось трагедией - поломкой перископа из-за сбоя систем навигации. Это была экспериментальная и единственная многоцелевая торпедная лодка с сонарной установкой в носовой части, а торпедами и в задней. Подводная лодка «Барракуда» (1949-1950) показала такое расположение наиболее удачным.

Атомные американские подводные лодки появлением обязаны военно-морскому инженеру, контр-адмиралу Хайману Джорджу Риковеру (1900-1986).

Следующим экспериментальным проектом стала USS Seawolf (SSN-575), выпущена тоже в единственном экземпляре в 1957 году. Она имела реактор с жидким металлом в качестве теплоносителя в первом контуре реактора.

Первые серийные атомные

Серия из четырех подводных лодок, построенных в 1956-1957 годах - «Скейт» (USS Skate). Они находились в составе вооруженных сил США и списаны были в конце 80-х годов прошлого столетия.

Серия из шести лодок - «Skipjack» (1959). До 1964 года это самая крупная серия. Лодки имели «альбакоровскую» форму корпуса и наивысшую скорость до серии «Лос-Анджелес».

В это же время (1959-1961) запускается специализированная серия атомных лодок в количестве пяти - «Джордж Вашингтон». Это лодки первого баллистического проекта. На каждой лодке находилось 16 ракетных шахт для ракет Polaris A-1. Точность стрельбы увеличивал гигроскопический успокоитель качки, в пять раз снижающий амплитуду на глубине до 50 метров.

Затем последовали проекты атомных подводных лодок по одному экспериментальному экземпляру серий Triton, Halibut, Tullibe. Американские конструкторы экспериментировали и совершенствовали системы навигации и энергетические системы.

Крупная серия многофункциональных лодок, пришедшая на смену Skipjack, состоит из 14 атомных субмарин Treaher.Последняя была списана в 1996 году.

Серия Benjamin Franklin - подводные лодки типа ракетоносцев «Лафайет». Сначала они были вооружены баллистическими ракетами. В 70-х годах перевооружены ракетами «Посейдон», а затем «Трайдент-1». Двенадцать лодок серии Benjamin Franklin в 1960 годах вошли в состав флота стратегических ракетоносцев, названного «41 на страже Свободы». Все корабли этого флота были названы именами деятелей американской истории.

Самая крупная серия - USS Sturgeon - многофункциональных атомных лодок включает 37 субмарин, созданных в период 1871 по 1987 годы. Отличительная особенность - пониженный уровень шума и датчики для подледного плавания.

Лодки, несущие службу в ВМФ США

С 1976 года по 1996 оснащение ВМФ производится многоцелевыми лодками типа Los Angeles. Всего выпущено 62 лодки данной серии, это самая многочисленная серия субмарин многоцелевого назначения. Вооружение торпедное и вертикальные пусковые установки ракет типа «Томагавк» с системами самонаведения. Девять лодок класса Los Angeles участвовали в Реакторы GE PWR S6G мощностью 26 МВт разработаны "Дженерал Электрик". Именно с этой серии начинается традиция называть лодки именами городов Америки. Сегодня в составе ВМФ США 40 лодок данного класса несут боевую службу.

Серия стратегических атомных подводных лодок, выпущенных с 1881 по 1997 год, состоит из 18 субмарин с баллистическими ракетами на борту - серия «Огайо». Подводная лодка этой серии вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами с индивидуальным наведением. Для защиты они вооружены 4 торпедными аппаратами. «Огайо» - подводная лодка, составляющая основу наступательных сил флота США, 60% времени он находятся в море.

Последний проект атомных подлодок многоцелевого назначения третьего поколения «Сивулф»(1998-1999). Это самый секретный проект ВМФ США. Его называли «усовершенствованный Лос-Анджелес» за особенную бесшумность. Он появлялся и исчезал не замеченный радарами. Причина - специальное звукоизолирующее покрытие, отказ от винта в пользу двигателя типа водомета и широкого внедрения датчиков шума. Тактическая скорость в 20 узлов делает его таким же шумным, как «Лос-Анджелес», стоящий на причале. Всего лодок этой серии три: «Сивулф», «Коннектикут» и «Джимми Картер». Последняя введена в эксплуатацию в 2005 году, и именно этой лодкой управляет терминатор во втором сезоне телесериала «Терминатор: Хроники Сары Коннор». Это лишний раз подтверждает фантастичность этих лодок как внешне, так и по содержанию. «Джимми Картер» называют еще «белым слоном» среди субмарин за его размеры (лодка длиннее собратьев на 30 метров). А по своим характеристикам эта субмарина может считаться уже подводным кораблем.

последнего поколения

Будущее в подводном кораблестроении началось с 2000 годов и связано с новым классом лодок класса USS Virginia. Первая лодка такого класса SSN-744 спущена на воду и введена в эксплуатацию в 2003 году.

Подводные лодки ВМС США данного типа называют складом оружия из-за оснащения мощным арсеналом, и «идеальным наблюдателем», из-за самых сложных и чувствительных сенсорных систем, когда-либо устанавливаемых на субмаринах.

Передвижение даже по относительному мелководью обеспечивает атомный двигатель с ядерным реактором, план которого засекречен. Известно, что реактор рассчитан на срок службы до 30 лет. Уровень шумности снижается за счет системы изолированных камер и современной конструкции энергетического блока с «глушащим» покрытием.

Общие тактико-технические характеристики лодок класса USS Virginia, которых на сегодня введено в эксплуатацию уже тринадцать:

  • скорость до 34 узлов (64 км/ч);
  • глубина погружения составляет до 448 метров;
  • от 100 до 120 членов экипажа;
  • надводное водоизмещение - 7,8 тонны;
  • длина до 200 метров, а ширина около 10 метров;
  • атомная силовая установка типа GE S9G.

Всего в серии предусмотрен выпуск 28 АПЛ "Вирджиния" с постепенной заменой арсенала ВМФ на лодки четвертого поколения.

Лодка Мишель Обамы

В августе прошлого года на военной верфи в Гротоне (штат Коннектикут) состоялся ввод в эксплуатацию 13 субмарины класса USS Virginia с бортовым номером SSN -786 и названием «Иллинойс» (Illinois). Названа она в честь родного штата тогдашней первой леди Мишель Обамы, которая принимала участие в ее спуске на воду в октябре 2015 года. Инициалы первой леди, по традиции, выбиты на одной из деталей субмарины.

Атомная подводная лодка «Иллинойс» длиной 115 метров и с 130 членами экипажа на борту оснащена необитаемым подводным аппаратом для обнаружения мин, шлюзом для водолазов и другим дополнительным оборудованием. Предназначение данной субмарины проведение прибрежных и глубоководных операций.

Вместо традиционного перископа на лодке действует телескопическая система с телекамерой, установлен лазерный датчик инфракрасного наблюдения.

Огневая мощь лодки: 2 установки револьверного типа по 6 ракет и12 вертикальных крылатых ракет класса «Томагавк», а также 4 торпедных аппарата и 26 торпед.

Общая стоимость субмарины - 2,7 миллиарда долларов.

Перспектива военного подводного потенциала

Высшие чины ВМФ США настаивают на постепенной замене дизельно-топливных подводных лодок на лодки, практически не имеющие ограничений в ведении боевых операций - с атомными двигательными установками. Четвертое поколение АПЛ "Вирджиния" предусматривает выпуск 28 субмарин данного класса. Постепенная замена арсенала военно-морских сил на лодки четвертого поколения повысит рейтинг и боеспособность американской армии.

Но конструкторские бюро продолжают работать и предлагать свои проекты армии.

Десантные американские подводные лодки

Скрытная высадка войск на территории противника - вот цель всех десантных операций. После Второй мировой войны такая технологическая возможность у Америки появилась. Бюро кораблестроения (Bureau of Ships) получило заказ на десантную субмарину. Проекты появились, но десантные войска не имели финансового обеспечения, а флот не заинтересовался идеей.

Из всерьез рассматриваемых проектов можно упомянуть проект фирмы Seaforth Group, появившийся в 1988 году. Спроектированная ими десантная субмарина S-60 предполагает спуск в воду на расстоянии 50 километров от берега, погружение на глубину 5 метров. Со скоростью в 5 узлов подводный катер достигает береговой линии и высаживает 60 десантников по выдвигающимся мостикам на расстоянии до 100 метров от берега. Пока проект никто не купил.

Надежность, проверенная временем

Самая старая подводная лодка в мире, которая до сегодняшнего дня находится на вооружении - это подводная лодка "Балао SS 791 Hai Shih" («Морской лев»), входящая в состав ВМС Тайваня. Американская субмарина времен Второй мировой войны, построенная на верфи Portsmouth Naval Shipyard, в 1945 году пополнила военный подводный флот США. На ее счету один боевой поход в августе 1945 в Тихом океане. После нескольких модернизаций, в 1973 году она была передана Тайваню и стала первой действующей лодкой Китая.

В январе 2017 года в прессе появилась информация о том, что в течение 18 месяцев планового ремонта на верфях судостроительной корпорации Taiwan International Shipbuilding Corporation «Морскому льву» проведут общий ремонт и замену навигационного оборудования. Эти работы продлят срок службы субмарины до 2026 года.

Ветеран субмарин американского производства, единственный в своем роде, планирует отметить восьмидесятилетний юбилей в боевом строю.

Исключительно трагические факты

Открытой и гласной статистике по потерям и аварийности в подводном флоте США нет. Впрочем, то же самое можно сказать и о России. Те факты, которые стали достоянием общественности, будут представлены в данной главе.

В 1963 году двухдневный тестовый поход закончился гибелью американской субмарины «Трешер». Официальная причина катастрофы - поступление воды под корпус лодки. Заглушенный реактор обездвижил субмарину, и она ушла на глубину, забрав жизнь 112 членов экипажа и 17 гражданских специалистов. Обломки субмарины находятся на глубине 2 560 метров. Это первая технологическая авария атомной подводной лодки.

В 1968 году в Атлантическом океане бесследно пропала многоцелевая атомная субмарина «Скорпион» (USS Scorpion). Официальная версия гибели - детонация боекомплекта. Однако и сегодня тайна гибели данного судна остается загадкой. В 2015 году ветераны ВМФ США в очередной раз обратились к правительству с требованием создать комиссию по расследованию данного инцидента, уточнения количества жертв и определения их статуса.

В 1969 году курьезно затонула подводная лодка USS Guitarro с бортовым номером 665. Произошло это у причальной стенки и на глубине в 10 метров. Несогласованность действий и халатность специалистов по калибровке инструментов привели к затоплению. Поднятие и восстановление лодки стоило американскому налогоплательщику порядка 20 миллиона долларов.

Лодка класса «Лос-Анджелес», которая принимала участие в съемках фильма «Охота за Красным Октябрем», 14 мая 1989 года в районе берегов Калифорнии зацепила трос, соединяющий буксир и баржу. Лодка осуществила погружение, затянув за собой буксир. Родственники одного члена экипажа буксира, погибшего в тот день, получили компенсацию от ВМФ в размере 1,4 миллиона долларов.

Будущее ВМС США в самой современной подводной лодке США класса «USS Virginia » оснащенной новейшими технологиями, способной подплывать к самому берегу и тайно следить за сведениями потенциальных врагов и быть в готовности нанести ответный удар несокрушимой силы. Атомные подводные лодки класса «USS Virginia » представляют совершенно новый класс подводного флота США. Самые современные и самые разносторонние субмарины в мире и обладают ошеломляющими способностями. Первая подводная лодка в серии под названием «USS Virginia » (SSN-744) была заложена в сентябре 2000 года, спущена на воду 16 августа 2003 года, а введена в эксплуатацию 23 октября 2004 года.

Это один большой склад оружия. Подлодка « USS Virginia » может устраивать разрушительные атаки , используя торпеды, может посылать крылатые ракеты на расстояние до 1500 км с высокой точностью, а чтобы избежать встречи с потенциальным противником современная подводная лодка способна погружаться под воду на глубину до 250 м. Этот класс подводной лодки стоит на голову выше других за счет потрясающей способности следить. Ее прозвали «идеальным наблюдателем» и на то есть причина подводные лодки США класса «USS Virginia » обладают самыми сложными сенсорами, которые когда-либо устанавливались на американские субмарины.

Атомные подводные лодки оснащены новейшей системой навигации, которая позволяет точно проходить по мелководью и определять точные координаты. Субмарина «USS Virginia » это морской обитатель внушительных размеров. Такое «морское чудовище» спокойно передвигается под водой благодаря динамической силе, которую придает ядерный реактор. План его работы держится в строжайшем секрете. Известно то, что двигатель вырабатывает колоссальное количество энергии. Компактный ядерный реактор превращает морскую воду в пар. Перегруженный пар вращает массивные турбины, которые в свою очередь заставляют субмарину двигаться вперед. Кроме этого ядерная энергетическая установка вырабатывает электроэнергию всем приборам и оборудованию на этом подводном корабле оснащенным самой современной техникой. Реактор рассчитан на 30 лет работы, а это значит, что за весь срок службы современную подводную лодку не надо будет заправлять.

Сегодня атомные подводные лодки класса «USS Virginia » это история поразительного успеха. Подводный флот США располагает двумя основными видами субмарин: глубоководные океанские баллистические подводные лодки, у которых одна стратегическая задача доставлять ядерный заряд в любую точку мира; другой вид это лодки-охотники созданные для нападения и молниеносного уничтожения силы противника. Последние созданы передвигаться быстро и поражать вражеские корабли и суда, доставлять в место военных действий крылатые ракеты и миротворческий контингент.

современная подводная лодка «USS Virginia»

проект современной подводной лодки

строительство 774 « USS Virginia »

современная подводная лодка « USS Virginia » испытания

первая атомная подводная лодка класса « USS Virginia »

USS New Hampshire»

современная подводная лодка « USS North Carolina»

перед боевым походом


До атомной подводной лодки «USS Virginia » вершиной военного кораблестроения считалась субмарина класса «Seawolf ». Подводный боевой корабль был разработан во времена холодной войны для потенциальных глубоководных сражений против мощного советского флота, но в начале 90-х политический климат драматически изменился, и почти за одну ночь рухнуло государство под названием СССР. Главный враг США просто исчез, дорогостоящая гонка вооружений между двумя сверхдержавами больше не была актуальна. В этом новом смелом мире совершенно естественным оказалось то, что военный бюджет стран был урезан и атомные подводные лодки класса «Seawolf » были уже не нужны. Но к концу 90-х у США и их союзников появились новые враги - маленькие террористические группировки. Они заставили заново пересмотреть военное руководство о выделении средств из бюджета. А какой смысл в многочисленном подводном флоте , если у террористов нет морской силы. Сегодня военно-морские силы должны быть лучше информированы о возникновении врага из не откуда. Поэтому в 1995 году правительство США пришло к выводу о создании нового класса атомных подводных лодок. Но подводный флот поставил жесткие условия разработчикам субмарины. Новый класс подводной лодки должен обладать исключительными способностями слежения, они должны преодолевать мелководье с исключительной точностью, они должны оставаться в неподвижном состоянии несколько дней в независимости от подводных течений и положения плавучего якоря. Современная субмарина должна обладать хитроумной маневренностью и исчезать под водой на период до трех месяцев без всплытия. Этим требованиям соответствуют атомные подводные лодки класса «USS Virginia » и первые образцы были построены за меньшие бюджетные средства, чем «Seawolf ».

Современная подводная лодка «USS Virginia » стала первой конструкцией разработанная в трехмерном изображении на компьютерах, которое потом превратилось в морское судно. Программа, которая сделала возможным реализацию этого проекта, была уже проверена на предыдущих работах и применялась при разработке авиалайнеров «Боинг». Все конструктора имеют доступ к трехмерной компьютерной модели, что позволяет работать инженерам в одном и том же виртуальном пространстве одновременно. Компьютерный дизайн оказывает помощь в этом аспекте.

Будущее приемов ведения войн совершенно не четко, поэтому современная субмарин а способна адаптироваться к новым условиям. Современная тактика войны меняется, и атомные подводные лодки новых классов должны меняться вместе с ней, чтобы всегда быть на высоте. Для создания такой возможности адаптации конструкторы субмарины создали так называемый модульный дизайн, который включил в себя открытую систему архитектуры, т. е. основная конструкция состоит из больших открытых пространств. В эти пространства могут быть помещены заранее созданные модули: такие как системы оружия или гидролокационная станция. Эти модули могут быть установлены как единые системы. Они позволяют брать на борт усовершенствованные системы, при этом конструкцию подводной лодки не надо заново проектировать. Это сэкономило средства и атомные подводные лодки класса «USS Virginia » получили право на жизнь. Также благодаря беспрецедентному поступку - объединение двух судостроительных гигантов возле одного проекта «General Dynamics Electric Boat » и «Northrop Grumman Newport News » дало возможность строить атомоходы.

на борту подводной лодки « USS Virginia »

«Virginia » самая современная атомная подводная лодка в мире с технической точки зрения. Она была построена с использованием революционных методов, в результате чего было сэкономлено много средств и времени. На подлодке «Virginia » нет перископа. Вместо него она получила маску-мультисенсор и камеры, которые передают изображение со всех сторон подводного корабля. Эти сенсоры подключены к дисплею на пункте управления и впервые в истории подводного флота все кто находится на нем, могут наблюдать за происходящим на поверхности. Современная подводная лодка оснащена системой, которая позволяет воспроизвести точную картину расположения мин. Она способна находить их и производить детонирование на безопасном расстоянии. Уникальность атомных подводных л одок класса «Virginia » состоит в том, что они могут адаптироваться к мелководью. Это осуществляется благодаря точности управления. Все балластные отсеки подключены к одной центральной программе. Также благодаря этой специальной программе управления, подлодка может оставаться неподвижной, даже не смотря на течения. Для выхода водолазов с субмарины предусмотрен специальный отсек на 9 человек, а не как у других через торпедные аппараты. Малая шумность субмарины обеспечивается размещением гребного винта в трубе, которая поглощает шум, и кроме этого весь корпус покрыт слоем резины.

Первая подводная лодка настолько прекрасно прошла все ходовые испытания, что она поступила на вооружение на год раньше запланированного срока. На сегодняшний день в строю находится пять подводных лодок этого класса: « USS Virginia », « USS Texas», « USS Hawaii», « USS North Carolina», « USS New Hampshire», но всего запланировано к спуску тридцать единиц, это название некоторых из них: « USS New Mexico», « USS Missouri », « USS California», « USS Mississippi», « USS Minnesota», « USS North Dakota», « USS John Warner», «SSN-786», «SSN-787», «SSN-788», «SSN-789», «SSN-790», «SSN-791».

Атомные подводные лодки «USS Virginia » стали ярким событием в истории подводного флота США. Новые возможности позволяют этому классу подлодок быть больше чем просто военным судном для морских сражений с врагом в открытом океане. Конфликты и операции, в которых придется им участвовать, возможно, никогда не станут достоянием общественности, потому что всегда будут военные тайны.

торжественный спуск очередной подводной лодки на воду

Технические характеристики атомной подводной лодки « USS Virginia » (SSN-774):
Длина - 115 м;
Ширина - 10 м;
Водоизмещение - 7800 тонн;
Судовая силовая установка - ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость - 25 узлов;
Глубина погружения - 250 м;
Экипаж - 134 человека;
Вооружение:
Крылатые ракеты «Tomahawk » -12;
Торпедных аппаратов 533 мм - 4;

Подлодка «Flasher» не топила вражеские авианосцы или транспорты с танками, однако активно выпускала из японской экономики «кровь войны» - нефть. Эта субмарина отправила на дно семь танкеров общим тоннажем в 50 581 брт, что примерно соответствует ёмкости тысячи стандартных железнодорожных цистерн. За свою карьеру Flasher не получил боевых повреждений, а возможно и вовсе не был атакован вражескими противолодочными кораблями, став редким примером сочетания удачливости и высокой эффективности в морской войне.

Подлодки типа Gato (в переводе с английского - «кошачья акула») являются самыми многочисленными субмаринами военно-морского флота США времён Второй мировой: в войне приняли участие все 73 построенные лодки. К этому типу принадлежит и самая удачливая американская субмарина «Flasher» (SS-249), имеющая тоннаж потопленных судов 100 231 брт (по подсчётам Комитета по оценке армии и флота, JANAC).

Технические характеристики

Подводные лодки типа Gato имели конструкцию, состоявшую из двух корпусов. Внутренний корпус обладал высокой прочностью, а лёгкий внешний дополнялся надстройкой и палубой, имевшей позади и впереди мостика усиленную конструкцию с расчётом на установку пушек.

Внутренний корпус лодки диаметром в 4,9 м и толщиной стенки в 14,3 мм в горизонтальной плоскости разделялся водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков, каждый из которых делился на верхнюю и нижнюю секции. Девятым отсеком считалась боевая рубка, закреплённая поверх корпуса и сообщавшаяся с ним через входной люк.

Между корпусами располагались балластные цистерны, предназначенные для обеспечения погружения и всплытия подлодки и объединённые в четыре группы, имевшие различное назначение.

Цистерны обеспечивали погружение лодки на глубину до 90 м. Интересной особенностью цистерн главного балласта являлась возможность их продувки от внешнего источника - спасательного судна.


«Flasher» в надводном положении у Атлантического побережья США, 4 ноября 1943 года.
navsource.org

Экипаж и его размещение

В состав штатного экипажа субмарины входили 6 офицеров (капитан, старший помощник, лейтенант и 3 младших офицера), 5 старших унтер-офицеров и 49 матросов. Максимальная возможная численность экипажа достигала 85 человек. Офицеры проживали в четырёх каютах, расположенных в верхней секции носового аккумуляторного отсека (капитан, старший помощник и лейтенант - в одноместных каютах, младшие офицеры в трёхместной каюте), старшие унтер-офицеры - там же в пятиместной каюте. Спальные места матросов располагались в трёх отсеках: 10 (по другим данным 14) мест - в носовом торпедном отсеке, 36 - в кормовом аккумуляторном отделении, 15 - в кормовом торпедном отделении. В нормальных условиях на лодке имелся избыток спальных мест (несбыточная мечта для подводников других флотов!), и лишь при максимальной численности экипажа койки занимали в две смены. Такие условия проживания были обусловлены длительным сроком патрулирования, которое должны были вести субмарины (по проекту - до 75 суток).

Кондиционирование и регенерация воздуха в отсеках

Одной из главных проблем обеспечения жизнедеятельности подлодки является поддержание на её борту состава воздуха, пригодного для дыхания. Для этого необходимо:

  • поддержание уровня кислорода (при падении его уровня ниже минимально допустимого наступает удушье);
  • поддержание уровня двуокиси углерода (при превышении допустимого уровня воздух становится непригодным для дыхания);
  • контроль влажности и температуры воздуха для снижения расхода кислорода и замедления выделения углекислого газа.

* - применяется для расчётов на длительное пребывание лодок под водой

На подлодках времён Второй мировой войны применялась раздельная система регенерации, состоявшая из баллонов с кислородом и средствами очистки воздуха от двуокиси углерода, к последним относились регенерационные патроны, использовавшие электрические машинки для прососа воздуха. Кроме того, применялась система, принцип действия которой основывался на способности регенерационных установок поглощать двуокись углерода и пары из воздуха, одновременно выделяя кислород. В отличие от раздельной системы, обеспечивавшей нахождение под водой малых подлодок до 48 часов, а больших до 72 часов, регенерационные установки не потребляли энергии, работали бесшумно и могли обеспечить пребывание корабля под водой на срок до 15 суток.

На подлодках типа Gato для очистки воздуха от двуокиси углерода использовались 37 контейнеров с углекислотным абсорбентом, которые равномерно распределялись по жилым помещениям. При достижении четырёхпроцентного уровня концентрации СО2 контейнер предписывалось вскрыть и рассыпать абсорбент равномерным слоем по четырём койкам, что должно было ускорить поглощение вредного газа.

Для поддержания концентрации кислорода на уровне 17% в отсеках имелось 11 кислородных баллонов: по два в торпедных отсеках и по одному во всех остальных, включая боевую рубку.


«Flasher» в Пёрл-Харборе, апрель 1945 года. Хорошо видна эмблема лодки и спаренная 20-мм зенитная установка.
navsource.org

Энергетическая установка

Дизель-электрическая установка подлодки Flasher состояла из четырёх дизелей General Motors мощностью 5400 л.с. и электродвигателей General Electric мощностью 2740 л.с. Максимальная скорость лодки в надводном положении составляла 20,25 узла, в подводном положении - 8,75 узла. Максимальная дальность плавания в надводном положении составляла 11 800 миль при скорости 10 узлов, в подводном положении - 100 миль при скорости 3 узла.

Вооружение

Основным вооружением субмарины являлись десять торпедных аппаратов калибра 533 мм: шесть носовых и четыре кормовых. Боекомплект состоял из 24 торпед: 10 в аппаратах, 10 запасных торпед в носовом торпедном отсеке, 4 торпеды в кормовом торпедном отсеке. В ходе войны американцы использовали два типа торпед: парогазовую Мk14 и электрическую Мk18, созданную на базе трофейной немецкой торпеды G7.

Формально Мk14 обладала лучшими техническими характеристиками по сравнению с Мk18, но оставляла за собой след на воде и, несмотря на многочисленные переделки, имела невысокую надёжность. Так, в ходе испытаний 1943 года из десяти торпед, сброшенных с высоты 27 м на стальную плиту, на семи не сработали взрыватели. Эксплуатация выявила ряд недостатков и у Мk18:

  • воспламенение водорода, выделяемого аккумуляторами;
  • замедление хода торпед при снижении температуры аккумуляторных батарей в холодной забортной воде;
  • слабое хвостовое оперение.

После доработки торпеды Мk18 стали самыми удачными в американском флоте: за годы Второй мировой войны ими было потоплено 65% от общего числа уничтоженных кораблей противника.

Для управления торпедной стрельбой использовался прибор вычисления курса Torpedo Data Computer Mk.III, позволявший вычислять угол упреждения для любого из десяти торпедных аппаратов в отдельности или для всех сразу.


127-мм орудие с подлодки «Flasher» в экспозиции парка Наутилус (город Гротон, штат Коннектикут).
navsource.org

Артиллерийское вооружение лодки по проекту состояло из одного 76-мм орудия, расположенного на палубе перед рубкой, а также двух 12,7-мм и двух 7,62-мм пулемётов, которые во время погружения убирались внутрь. Во время войны 76-мм орудие заменили на 127-мм, а пулемёты - на 40-мм орудие Bofors и спаренную 20-мм установку Oerlikon.

Средства визуального и радиотехнического обнаружения

Подводные лодки типа Gato оснащались двумя перископами (малозаметным боевым Type 2 и универсальным Type 3), а также радиолокационными станциями контроля воздушной среды SD (к концу войны заменены на SV) и водного пространства - SJ (с 1944 года заменялись на ST). Интересно, что все американские РЛС кроме SD могли использоваться лодкой, погрузившейся на перископную глубину. Наличие РЛС существенно улучшало возможности субмарин по поиску вражеских конвоев, а также усиливало их безопасность в надводном положении, что было немаловажно во время длительных переходов.

Субмарины типа Gato не обладали выдающимися техническими характеристиками, однако нанесли ощутимый урон японскому военному и гражданскому флоту: в десятке лидеров среди американских субмарин по потопленному тоннажу восемь подлодок этого класса.

История службы

Подлодка «Flasher» (SS-249) была заложена 30 сентября 1942 года на судостроительной верфи Electric Boat Co. в Гротоне, штат Коннектикут, спущена на воду 20 июня 1943 года и вошла в строй 25 сентября 1943 года. Первым её командиром стал лейтенант-коммандер Рубен Торнтон Уитакер.


Почтовая открытка в честь спуска на воду подлодки «Flasher».
navsource.org

За время Второй мировой войны лодка совершила шесть полноценных боевых походов, проведя в море 326 дней, в том числе около 210–240 дней непосредственно в зоне активных боевых действий.

Результаты боевых походов подлодки «Flasher»

Поход

Итого

Продолжительность похода, дней

Потопленные боевые корабли

Водоизмещение потопленных кораблей, т

Потопленные транспорты

Тоннаж потопленных транспортов, брт

Потопленные танкеры

Тоннаж потопленных танкеров, брт

Повреждённые суда

Тоннаж повреждённых судов, брт

нет данных

* - в том числе 34 дня в зоне активных боевых действий

В условиях военного времени сроки боевой подготовки субмарины были весьма сжатыми. Уже в двадцатых числах ноября 1943 года лодка начала переход из Нью-Лондона в зону боевых действий. 15 декабря она прибыла в Пёрл-Харбор, а 6 января 1944 года вышла в свой первый боевой поход.


Боевой флаг подлодки «Flasher».
navsource.org

Первый поход (6 января – 29 февраля 1944 года)

Целью первого боевого похода лодки являлось патрулирование акватории в районе островов Миндоро и Лусон, входящих в состав Филиппинского архипелага. Свой боевой счёт «Flasher» открыл уже 18 января, торпедировав в 140 милях к западу-юго-западу от острова Минамитори судно «Yoshida Maru» тоннажем 2921 брт, использовавшееся японцами в качестве канонерской лодки.

5 февраля, прибыв в район боевого патрулирования, субмарина в 60 милях к западу от Миндоро потопила японской армейский транспорт «Taishin Maru» тоннажем 1723 брт.

14 февраля подлодка одержала двойную победу, торпедировав у острова Лусон армейский транспорт «Minryo Maru» и танкер «Hokuan Maru» (тоннаж - 2193 и 3712 брт соответственно). После окончания патрулирования «Flasher» прибыл на ремонт в австралийский порт Фримантл, который и стал его базой во всех следующих походах.

Второй поход (4 апреля – 28 мая 1944 года)

Целью второго похода являлось патрулирование в Южно-Китайском море вдоль побережья Французского Индокитая. Интересно, что жертвами подлодки в её втором походе стали суда, ходившие под флагом формально нейтрального Французского государства, более известного как Вишистская Франция. Первой жертвой подлодки стал французский сухогруз «Song Giang Go» тоннажем 1065 брт, который «Flasher» торпедировал 29 апреля в пяти милях от мыса Варелла (судно затонуло на следующий день).

Уничтожив сухогруз, субмарина продолжила движение вдоль побережья и 30 апреля в районе острова Хайнань потопила французскую канонерскую лодку «Tahure», после чего взяла курс на Филиппины. 3 мая в 300 милях к востоку от мыса Варелла она потопила японский транспорт «Teisen Maru» тоннажем 5050 брт, а четырьмя днями позже близ острова Минданао повредила транспорт «Aobasan Maru» тоннажем 8811 брт. Трудно сказать, почему во время второго похода американцы дважды не добили торпедированные суда. Возможно, это произошло из-за нехватки боевого опыта либо в результате действий вражеской противолодочной обороны.


Подлодка «Flasher». Фотография сделана во время Второй мировой войны.
navsource.org

Третий поход (19 июня – 7 августа 1944 года)

Во время третьего боевого похода «Flasher» вёл патрулирование Южно-Китайского моря в составе «волчьей стаи» совместно с лодками «Angler» (SS-240) и «Crevalle» (SS-291). На первом этапе «Flasher» действовал в одиночку: 28 июня он обнаружил конвой из тринадцати судов к юго-востоку от Сингапура, а 29 июня атаковал его в надводном положении. Американцам удалось потопить транспорт «Niho Maru» тоннажем 6079 брт и повредить танкер «Notoro». Следующей жертвой подлодки стал транспорт «Koto Maru» тоннажем 9557 брт, потопленный в двенадцати милях к северу от мыса Варелла.

Одну из двух своих самых известных атак «Flasher» провёл 19 июля 1944 года, торпедировав японский крейсер «Oi» водоизмещением более 5000 т. Несмотря на известность этого боя, у историков нет единого мнения о месте его проведения. По одним данным, это произошло в 280 милях от мыса Варелла, по другим - в 570 милях от Гонконга на подходе к Маниле. Атаки на крейсер производились в комфортных условиях, так как из-за проблем с машинами «Oi» двигался со скоростью всего 12 узлов. В ходе первой атаки «Flasher» выпустил четыре торпеды, две из которых попали в левый борт крейсера. Взрывы привели к возгоранию топлива и затоплению водой носовых машинных отделений, корабль получил крен на левый борт и потерял ход.

Сопровождавший крейсер эсминец «Shikinami» попытался атаковать «Flasher», но безрезультатно: субмарина не только не получила повреждений, но и впервые в своей истории решилась на повторную атаку. Спустя два часа после первой атаки подлодка с дистанции 3 км выпустила по крейсеру ещё четыре торпеды. По американским данным, одна из них взорвалась в районе носового машинного отделения левого борта, по японским - все торпеды прошли мимо, а взрыв, оторвавший нос крейсера, произошёл внутри него. Так или иначе, «Oi» затонул спустя два часа, а честь его потопления, бесспорно, принадлежит подлодке «Flasher».


Японский крейсер «Oi».
navsource.org

Совместную атаку субмарины «волчьей стаи» провели в ночь с 25 на 26 июля против японского конвоя к востоку от острова Лусон. Жертвами подлодки Flasher стали танкер «Otorisan Maru» (по другим данным - «Otorijama Maru») тоннажем 5280 брт и транспорт «Tosan Maru» (по другим данным - «Tozan Maru») тоннажем 8666 брт. В своём третьем походе лодка действовала столь активно, что уже 7 августа была вынуждена досрочно вернуться во Фримантл, израсходовав все торпеды.

Четвёртый поход (30 августа – 20 октября 1944 года)

На первом этапе четвёртого боевого похода «Flasher» совместно с подлодками «Hawkbill» (SS-366) и «Becuna» (SS/AGSS-319) спасал американских пилотов, сбитых во время воздушных налётов на Филиппины. Впрочем, это не помешало ему потопить 18 сентября в Манильской бухте японский вспомогательный крейсер «Saigon Maru» водоизмещением 5350 т.

В конце сентября – начале октября лодка действовала в районе острова Лусон, где 27 сентября потопила транспорт «Ural Maru» (тоннаж - 6374 брт) и повредила танкер «Tachibana Maru», а 4 октября потопила транспорт «Taibin Maru» (тоннаж - 6886 брт). После прибытия лодки во Фримантл на ней произошла смена командования: 31 октября капитаном стал лейтенант-коммандер Джордж Уильям Грайдер, ранее служивший старшим помощником на субмарине «Hawkbill».

Пятый поход (15 ноября 1944 – 2 января 1945 года)

Под командованием Грайдера «Flasher», вошедший вместе с «Hawkbill» и «Becuna» в состав новой «волчьей стаи», совершил свой самый удачный поход. Целью похода являлось патрулирование в Южно-Китайском море к западу от острова Лусон и у побережья Французского Индокитая.

Первой жертвой «стаи» стал конвой из нескольких японских танкеров и эскортных кораблей, обнаруженный подлодкой «Hawkbill» и атакованный подлодкой «Flasher» 4 декабря 1944 года примерно в 275 милях к юго-западу от Манилы. В ходе первой атаки «Flasher» с дистанции 1650 ярдов выпустил четыре торпеды по эсминцу «Kishinami». Судя по рапорту о пятом боевом походе подлодки «Flasher» от 3 января 1945 года, было отмечено два попадания в район машинного отделения японского корабля. По японским данным, вместе с эсминцем погиб его командир и 90 членов экипажа. После удара по эсминцу «Flasher» выпустил две торпеды из кормовых аппаратов по танкеру «Hakko Maru» (в рапорте отмечен сильный пожар на японском судне). Попытки кораблей эскорта обнаружить и атаковать американскую лодку оказались безрезультатными. Переждав, «Flasher» всплыл вечером того же дня и добил горящий танкер торпедой.

Ещё более удачной стала атака, проведённая 22 декабря в 250 милях от побережья Вьетнама. Днём ранее субмарина обнаружила конвой из пяти японских танкеров, шедший в сопровождении эсминца и трёх патрульных кораблей, и после долгого преследования атаковала его из надводного положения в 11 милях к юго-западу от мыса Ба Ланг Ан. В ходе первой атаки «Flasher» выпустил из носовых аппаратов по три торпеды по головному и второму танкерам, судя по рапорту, добившись двух попаданий в каждый из них. В ходе второй атаки лодка выпустила из кормовых аппаратов четыре торпеды по третьему танкеру, который взорвался и затонул. Проведя атаку, «Flasher» благополучно уклонился от встречи с японским эсминцем: по американским данным, лодка не была обнаружена противником. Жертвами атаки стали танкеры «Omurosan Maru» (9204 брт), «Otowasan Maru» (9204 брт) и «Arita Maru» (10238 брт). 2 января лодка вернулась во Фримантл. В рапорте от 3 января 1945 года боевой дух её экипажа оценивался как «очень высокий» , чистота корабля - как «исключительная» , техническое состояние - как «очень хорошее, за исключением главного двигателя №3» .


Танкер «Otowasan Maru».
navsource.org

Шестой поход (29 января – 3 апреля 1945 года)

Наименее результативным стал шестой и, как оказалось, последний боевой поход лодки, чему в немалой степени способствовало снижение активности японского торгового судоходства, а значит и уменьшение количества потенциальных целей. В ходе патрулирования Южно-Китайского моря «Flasher» 21 февраля расстрелял из палубной артиллерии японское транспортное судно (название, тип и водоизмещение неизвестно), а 25 февраля вблизи острова Хайнань торпедировал транспорт «Koho Maru» (тоннаж - 850 брт). По завершении патрулирования лодка отправилась не во Фримантл, а в Пёрл-Харбор, откуда 7 апреля была отправлена к западному побережью США для капитального ремонта.

Загадка седьмого похода

По одним данным, вернуться в строй до конца войны «Flasher» уже не успел. По другим - 15 августа 1945 года лодка вышла в море, но, достигнув острова Гуам, получила приказ прекратить свой седьмой поход в связи с окончанием войны.


«Flasher» готовится к седьмому боевому походу, 24 июля 1945 года.
navsource.org

По данным, изложенным в официальной истории лодки, 16 марта 1946 года она была списана и включена в состав Атлантического Резервного флота. 1 июня 1959 года её исключили из морского регистра, а 31 мая 1963 года продали на слом.


Подлодка «Flasher». Фотография сделана после Второй мировой войны.
navsource.org

Американцы посчитали невозможным просто разрезать на металл заслуженный корабль, удостоенный трёх благодарностей президента и награждённый шестью звёздами. Боевая рубка и палубная орудийная установка были отделены от подлодки и установлены в качестве мемориала в парке Наутилус (город Гротон, штат Коннектикут).


Рубка подлодки «Flasher». Фотография 1991 года.
navsource.org

В отличие от систершипов, подлодка «Flasher» не топила вражеские авианосцы или транспорты с танками, однако активно выпускала из японской экономики «кровь войны» - нефть. Она отправила на дно семь танкеров общим тоннажем в 50581 брт, что примерно соответствует ёмкости тысячи стандартных железнодорожных цистерн. За свою карьеру «Flasher» не получил боевых повреждений, а возможно и вовсе не был атакован вражескими противолодочными кораблями, став редким примером сочетания удачливости и высокой эффективности в морской войне.

Источники и литература:

  1. Журнал «Морская коллекция», №6 за 2009 год
  2. U.S.S. FLASHER (SS249) – Report of Fifth War Patrol
  3. navsource.org
  4. pacific.valka.cz