Основные термины и функции электронного правительства. Список использованной литературы


Итак, функции электронного правительства определяются следующим образом:

Организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т. п.) электронными средствами, информировани

я теми же средствами граждан о работе государственных органов;

Информационные технологии в государственном управлении;

Государство в сети Интернет;

Метафора, которая означает информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

Трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает как разновидность корпоративного пользователя информационных технологий;

Автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются; обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения;

Использование в органах государственного управления новых, в том числе и интернет-технологий.

Внедрение технологий электронного правительства может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов управления.

Электронное правительство позволяет, в том числе решить три основные проблемы власти: ввести электронный документооборот, который позволит уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений, перевести в электронную форму общение граждан и бизнеса с властью по принципу одного окна (правительственного портала) и, кроме того, сделать государственное и муниципальное управление более прозрачным, бюрократизировать власть и приблизить ее к гражданам.

Электронное правительство дает гражданам больше возможностей влиять на жизнь страны путем предоставления ему возможности выражать свою точку зрения посредством интернет-технологий. В тоже время Интернет позволяет органам госвласти повышать свое значение и влияние путем предоставления новых услуг, максимально адаптированных для потребителя. Важно отметить, что электронное правительство это не автоматизация существующих процессов, не дублирование в электронном виде офф-лайновой деятельности, а создание новых процессов и новых взаимоотношений между «управляемыми и правящими», направленных на повышение эффективности деятельности государства в целом.

Таким образом, электронное правительство является концепцией новой системы управления государством, элементом масштабного информационного преобразования общества. Изменение нормативно-правовой базы, образовательных приоритетов, принципов формирования и расходования бюджета, экологических ориентиров, перераспределение зон приоритетной компетенции государственных и общественных структур, перенесение акцентов в экономике, обновление и расширение ценностных структур, перенесение акцентов в экономике, обновление и расширение ценностных парадигм общества – все это вместе со многими другими компонентами жизнедеятельности общества является основой для реинжиниринга государственного управления на основе создания и функционирования принципов электронного правительства.

Внедрение электронного правительства в стране гармонизирует отношение власти и населения, уменьшает недовольство властью, смягчает политическое противостояние благодаря конструктивному электронному диалогу всего общества и власти. В итоге формируется новая парадигма государственного управления, основанная на взаимодействии посредством Интернет всех структур и институтов общества: госслужащие, бизнес, активные граждане, образовательные и исследовательские институты, общественные группы, гражданские организации.

2. Три стадии электронного правительства

Обычно в процессе внедрения электронного правительства выделяют три стадии.

Стадия 1 (публичность ). На данной стадии средства ИКТ расширяют и делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятий к информации органов власти. Для реализации данной стадии органы власти создают свои веб-сайты, на которых размещаются законодательные и другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основной элемент данной стадии оперативность обновления информации и наличие правительственного веб-портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляет доступ к ним «через одно окно». Данную стадию в Беларуси фактически реализует веб-сайт президента, дополненный сайтами правительства, министерств, исполкомов и других органов власти.

Стадия 2 (онлайн-транзакции ). На второй стадии государственные услуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций, подача заявлений на разрешение) предоставляются в онлайн-режиме. Переход на данную стадию позволяет оптимизировать бюрократические и трудоемкие процедуры, сокращает масштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогать взятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электронной форме (e-services) населению и фирмам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю через «одно окно» (упомянутый выше правительственный портал).

Стадия 3 (участие ). На третьей стадии обеспечивается участие общества в госуправлении, путем обеспечения интерактивного взаимодействия граждан и фирм с политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственной политики на всех уровнях власти. Реализуется с помощью веб-форумов, на которых обсуждаются проекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются предложения. Типичный пример веб-форума организован совсем недавно в Беларуси по вопросам белорусской государственной идеологии.

3. Десять первоочередных мер по построению электронного правительства

1. Систематически объявлять о всех правительственных заседаниях. Сообщать о времени, месте, повестке дня, а также давать информацию о возможностях для граждан подавать предложения, участвовать или наблюдать (виртуально) за ходом заседаний.

2. Разместить на главной странице веб-сайта «кнопку демократии», которая открывает пользователю специальный раздел о предназначении и миссии правительственных учреждений и организации, об основных государственных деятелях, ссылки на основные законы, детали бюджета и прочую информацию правительственной подотчетности. Публиковать информацию о том, как граждане могут наиболее эффективно влиять на политику того или иного учреждения. Здесь могут содержаться ссылки на соответствующие комитеты и органы национального/местного парламента.

Развитие современных информационных технологий (внедрение электронного документооборота, создание порталов) обусловило постановку задачи повышения качества оказания государственных услуг перед органами государственной власти за счет внедрения этих технологий в практику собственной деятельности.

Сегодня существуют множество самых разных определений термина «электронное правительство». Наиболее коротко электронное правительство можно охарактеризовать как автоматизацию процесса предоставления государственных услуг. Gartner Group под электронным правительством понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Электронное правительство (e-Government) - это система интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета, новая модель государственного управления, преобразующая традиционные отношения граждан и властных структур.

Следует отличать правительство, снабженное электронным интерфейсом (онлайновое правительство, government on-line, GOL) от электронного правительства. Понятно, что электронное правительство всегда связано с гражданами через онлайновый интерфейс. Но не всегда онлайновое правительство является электронным правительством. Последнее требует более глубокой перестройки традиционных форм деятельности.

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Это целая система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

В модели «электронное правительство» выделяются четыре четко выраженные сферы взаимоотношений:

  • между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen),
  • государством и частными компаниями (G2B - government-to-business),
  • государственными организациями и их сотрудниками (G2E - government-to-employee)
  • между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G-government-to-government).

Электронное правительство имеет следующие основные цели:

  • оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • сокращение трудозатрат и времени на обработку и подготовку документов, принятие управленческих решений;
  • повышение уровня исполнительской дисциплины и упростить механизм ее контроля
  • обеспечение оперативности (соблюдение установленных законодательством сроков) предоставления услуг населению;
  • ускорение взаимодействия с подведомственными организациями, иными органами власти,
  • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также предоставляемых ими услугах;

снижение расходов органов власти на обеспечение взаимодействия между собой и с населением. подразделениями, расположенными в других городах или отдаленных офисах;

Создание электронного правительства обеспечивает не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете, это фактор совершенствования демократии и повышения ответственности власти перед гражданами.

Можно выделить следующие принципы организации «электронного правительства»

  • Ориентация на граждан. Граждане (налогоплательщики) должны определять политику и направление развития проекта.
  • Удобство и простота использования. Все электронные приложения, применяемые в `цифровом правительстве`, имеют своей целью облегчить пользование системой для граждан, увеличив скорость обслуживания запросов и сократив время ожидания.
  • Бизнес-трансформация. Все программное обеспечение, архитектура и инфраструктура, а также политика "электронного правительства" направлены на то, чтобы придать правительственной системе эффективность бизнес-модели, с ее соответствующей цепочкой ценностей.
  • Стоимость и сложность. Они должны быть сведены к минимуму, чтобы работа с системой не вызывала затруднений ни у частных, ни у корпоративных пользователей.
  • Обслуживание. Эффективность работы «электронного правительства» должна проявляться в его способности быстро и с наименьшими затратами обслужить наибольшее количество граждан, обеспечивая при этом высочайшее качество обслуживания.
  • Соответствие. Электронные приложения должны полностью соответствовать общей архитектуре систем безопасности, идентификации, электронных платежей, а также общему дизайну пользовательского интерфейса системы.
  • Масштабность решений. Приложения должны обеспечивать взаимодействие между различными структурами и органами, составляющими систему, и полную взаимную совместимость.
  • Исполнение. Приложения должны соответствовать цели совершенствования трансакций путем сокращения длительности и сложности обслуживания и прилагаемых усилий.
  • Отчетность. Приложения должны увеличивать точность данных и возможность их архивирования, а также аудита трансакций.
  • Быстрота воплощения. Срок доработки и внедрения приложений должен составлять от трех до девяти месяцев.
  • Готовность к действию. Правительственные органы должны проявлять готовность присоединиться к системе и подстроить под нее свою работу. Принимая при этом определенные риски, эти органы должны руководствоваться разумными примерами и здравым смыслом, будучи уверены в успехе и полезности проекта

В международной практике уже накоплен достаточный опыт (как положительный, так и отрицательный) по разработке и реализации этапов и проектов создания архитектуры «e-government». Сегодня не существует никакого единого шаблона, который мог бы отвечать всем условиям и решениям задачи формирования электронного правительства. Каждая страна располагает своим уникальным сочетанием обстоятельств, приоритетов и наличных ресурсов, которые могут использоваться при реализации данной задачи.

Анализируя опыт строительства электронных правительств в разных регионах и странах мира, принято выделять три основные архитектурные модели, получившие практическое воплощение в Америке, Европе и Азии. Условно их можно назвать так: американская модель, которая отражает специфику ее становления в США; европейская, в рамках которой осуществляется развитие электронно-государственных структур в большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы. И, наконец, азиатская модель, с наибольшим успехом реализуемая в Сингапуре и Южной Корее .

Американская модель электронного правительства развита в США и Канаде. Программа ее создания в США в первую очередь преследует цель упростить и удешевить взаимодействие граждан и представителей бизнеса с государственными структурами, а также сделать возможным их прямое общение с гражданами. Американское правительство постепенно становится крупнейшим потребителем информационных технологий, программных средств в стране. Его расходы на высокотехнологичные решения оцениваются в 40-50 млрд. долларов в год.

В Канаде, где при предоставлении услуг существуют проблемы, схожие с проблемами в России и обусловленные географической ситуацией - большими расстояниями, экстремальными климатическими условиями, спецификой проживания северных народов, низкой плотностью населения на большей части территории страны и культурным многообразием, а также устройством власти (в структуре правительства Канады существует разделение полномочий, а не иерархия власти), система "одного окна" на федеральном уровне реализуется уже около десяти лет. Еще в 90-ых годах в Канаде было объявлено о начале работы правительства, ориентированного на услуги. В сентябре 2005 года был запущен проект Services Canada, ставший универсальным пунктом предоставления услуг, обеспечивающий многоканальный доступ к различным услугам и ориентирующийся на клиента. Выбрав одну из возможностей предоставления услуги, будь то по телефону, лично или с помощью Интернета, гражданин получает универсальный доступ к программам и услугам правительства. Руководство программой осуществляет Министр человеческих ресурсов и социального развития.

В настоящее время Services Canada включает в себя 320 пунктов предоставления государственных услуг, кроме того, в рамках проекта существует колледж Services Canada и работает программа сертификации по предоставлению высококачественных услуг. В целях достижения вертикальной интеграции в провинциях Канады существуют и сотрудничают со службой Services Canada аналогичные агентства по предоставления услуг.

Европейская модель характеризуется наличием надгосударственных институтов - Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд, рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС. Поэтому европейская модель ориентирована, прежде всего, на выравнивание условий и координацию деятельности «e-government» для всех стран Европейского Союза.

Азиатская модель опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели «электронной демократии» основной акцент сделало на удовлетворение информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему культуры и образования.

В последнее время правительственные сайты в Интернете становятся все более популярными, активное развитие Сети заставляет властные органы большинства стран развивать электронную составляющую своей деятельности.

Исследование компании Taylor Nelson Sofres, в ходе которого было опрошено более 28 тыс. человек из 31 страны (Австралии, Канады, США, Японии, Южной Кореи, Турции и целого ряда европейских стран) показало, что число граждан, использующих всемирную сеть для доступа к правительственным сервисам, существенно увеличилось за последние годы, в целом, 30% населения обращается к сайтам различных государственных учреждений .

Согласно данным исследования, люди, прежде всего, обращаются к правительственным ресурсам для получения информации. В то же время, в последнее время увеличивается процент населения, использующий их для заключения сделок, получения персонифицированных услуг.

Наиболее популярны сайты электронного правительства в Швеции - 57% населения считают их очень полезными, а также в Норвегии (56%), Сингапуре и Дании (53%), Англия и Япония в этом отношении имеют самые низкие показатели (13%).

Еще в марте 2001 г. в Японии была одобрена комплексная программа развития и внедрения в стране перспективных информационных и телекоммуникационных технологий «Электронная Япония» (e-Japan), рассчитанная на 2001-2005 гг. Ее главная цель - формирование на территории страны условий для внедрения информационных технологий, создания инфраструктуры высокоскоростных сетей передачи данных, развития электронной торговли. Все это должно было дать импульс экономике страны, которая в последнее время находится в состоянии застоя .

В середине 2005 года Всемирный банк провел видеосеминар, на котором в концентрированном виде был представлен опыт строительства электронных правительств в США и Канаде, а также проанализировано его значение для развивающихся стран (Бразилии, Гватемалы, Македонии, Мексики, Шри-Ланки, Уганды и др.) . Большинство стран-клиентов Всемирного банка теперь смотрят на американский и канадский опыт как на источник передовых методов и учебных материалов для проектирования и осуществления собственных национальных стратегий построения электронного правительства, разработки рамочных регламентов управления системой, создания единой архитектуры. Изучение опыта реализации проектов в передовых странах необходимо в связи с желанием избежать общих ошибок и максимизировать показатель возвращения инвестиций. В то же время существует множество факторов, которые должны быть рассмотрены и учтены при конкретных реализациях: численность населения страны; культурные, социально-экономические и политические особенности; распространенность доступа в Интернет в обществе; источники и готовность финансирования проектов и т. д. Все эти вопросы изучались исполнителями и участниками ФЦП «Электронная Россия», при выработке собственного взгляда на возможность использования в наших условиях зарубежного опыта.

Таким образом, программа создания электронного правительства во многих странах мира говорит о том, что необходимо развивать информационные технологии как фактор обеспечения эффективного управления государством и предоставления населению качественных социальных услуг.

Работы по созданию электронных правительств в различных государствах проводятся под лозунгом большей открытости и подотчетности правительств гражданам. Электронизация, скажем, выплаты гражданами налогов является лишь технологической и совершенно неглавной задачей в этом движении. Подотчетность, в свою очередь, не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной гражданам информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных государственных органов и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей. Построение такой системы позволит гражданам самостоятельно судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ.

В России для реализации проекта по внедрению электронного правительства разработана и принята федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". В 2006 г. Правительство Российской Федерации утвердило подготовленную Мининформсвязи РФ новую редакцию ФЦП "Электронная Россия (2002-2010гг.)", в которой одним из направлений реализации мероприятий программы обозначено "обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ", а принятая годом позже Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года одну из целей формирования электронного правительства уже определяет как повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан. Понятие "электронное правительство" в Концепции определяется как "новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Согласно Концепции, электронное правительство должно было создаваться в два этапа:

1) 2008 год - разработка и утверждение необходимых документов,

2) 2009-2010 годы - практическое внедрение.

10 сентября 2009 года вышло Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002-2010 годы)"».

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Согласно положениям Программы, построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов - информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа - центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг.

Выполняя поручение Правительства Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оценило возможности продления сроков действия Программы на 2011-2012 годы и предложила считать это нецелесообразным.

Для программного проведения информационной политики в органах государственной власти для потребностей общества Российской Федерации, развития инфраструктуры электронного правительства, решения задач ведомственной и региональной информатизации, широкого проникновения информационно-коммуникационных технологий в жизнь граждан и организаций, и в конечном итоге модернизации экономики и социальных отношений в Российской Федерации будет разработана новая программа - долгосрочная целевая программа "Информационное общество (2011-2018 годы)".

Предполагается, что основными направлениями программы станут развитие государственных автоматизированных информационных систем, реализация ведомственных программ развития информационного общества, информационное развитие регионов, развитие национальной информационной инфраструктуры. Одним из основных пунктов программы является создание в России "электронного правительства" на федеральном и региональном уровнях.

Однако некоторые эксперты весьма скептически относятся ко всем вышеобозначенным программам. Основной их аргумент: суммы, которые инвестируются государством на их реализацию, - огромнейшие, если федеральная целевая программа «Электронная Россия» стоила менее 100 млрд., то на долгосрочную целевую программу "Информационное общество (2011-2018 годы)" планируют потратить 375 млрд. рублей. Предусмотрены также расходы из бюджетов федеральных и региональных разного уровня органов исполнительной власти. В рамках этих программ и бюджетов государственные организации создают многочисленные сайты, информационные системы, Интернет-порталы и т.д. У многих организаций на балансе уже по десятку «Интернет Активов», различных Информационных систем и внутренних корпоративных порталов. Огромные расходы идут не только на их создание и запуск, но и на их обслуживание и эксплуатацию.

Многие из описанных выше ресурсов уже умерли, какие-то заброшены и не поддерживаются, а большинство существуют только для галочки и отчётности перед вышестоящими и контролирующими органами. Но деньги из бюджета на них всё равно выделяют и осваивают, независимо от их текущего состояния, причём в абсолютной величине эти суммы, как правило, гораздо большие, чем тратят на такие работы коммерческие организации.

По мнению экспертов, выступающих с критикой программ внедрения электронного правительства, ошибочна и порочна сама идея создания собственных государственных социальных сетей и различных Информационных Интернет-порталов за бюджетные деньги на любом уровне государственной власти. Особенно много их по таким темам, как медицина, образование, культура, спорт, молодёжная политика. Причём это не только проекты, финансируемые за счёт федерального бюджета, но и региональные /Е.Лернер/

Так что для государства и общества будет гораздо лучше, если государство оставит за собой самый минимум в Интернете - официальные сайты. Государственным организациям любого уровня не нужно создавать собственные государственные социальные сети и порталы, можно отлично сотрудничать и пользоваться самыми успешными из уже существующих.

Портал государственных услуг http://www.gosuslugi.ru/ - это система "одного окна" общероссийского государственного информационного центра, позволяющая осуществить с использованием технологий электронной цифровой подписи связь граждан и коммерческих предприятий с различными правительственными организациями, предоставляющими ту или иную информацию и услуги. Это инновационный проект, предлагающий единую инфраструктуру для стандартизации и интеграции сферы оказания электронных услуг и основных процессов управления в рамках отдельных правительственных организаций и, следовательно, для перехода к межведомственному электронному взаимодействию и возможности оказания юридически значимых дистанционных услуг гражданам.

Краткий экскурс в историю его разработки: в России в 2006 году работы по оказанию госуслуг в электронной форме на федеральном уровне фактически были провалены. В 2007 году, напротив, проведены масштабные работы по созданию доверенного портала госуслуг. Однако, в силу несовершенства законодательной базы и необходимости проведения широкого спектра работ силами органов государственной власти, госуслуги в электронной форме предоставлять не получилось. Так, по состоянию на первый квартал 2008 года более 75% Интернет-ресурсов федеральных органов исполнительной власти не продвинулись в повышении качества представления информации о госуслугах дальше первого, информационного, минимального этапа. Другие ведомства и вовсе находились в данном вопросе в состоянии, близком к нулевой отметке. Но, наконец, 15 декабря 2009 доверенный портал госуслуг- www.gosuslugi.ru, предназначенный для оказания гражданам и организациям госуслуг в электронном виде через единый сайт в Интернете, был запущен

Портал «Государственные услуги» (Gosuslugi.ru) является справочно-информационным. Благодаря этому порталу любой человек или организация могут получить сведения о государственных услугах, порядке их предъявления и оформления, формах обращения. Вся информация, о государственных услугах размещённая на сайте госуслуг региональными и федеральными органами Российской Федерации. Также сайт Госуслуги предоставляет возможность получить эти самые услуги.

Для более удобного поиска ответов на искомые вопросы сайт разделён на государственные услуги, предоставляемые физическим лицам и государственные услуги, предоставляемые юридическим лицам. Для более удобного поиска можно сделать отбор по категориям, ведомствам и возникшим жизненным ситуациям. На сайте «госуслуги» также размещены странички со всеми последними публикациями и интересный раздел, посвящённый профессиональным ответам на всевозможные вопросы. Кроме всего выше перечисленного, на сайте «госуслуги» находится раздел с наиболее часто необходимыми услугами.

На сайте госуслуг все услуги структуризированны и разбиты на категории, по ведомствам и по жизненным ситуациям. Поэтому найти нужную Вам услугу должно быть не так сложно. На сайте существуют следующие разделы:

Информация на сайте сгруппирована по следующим категориям:

Для физических лиц:

  • Гражданство, регистрация, визы
  • Семья
  • Социальное обеспечение
  • Земельно-имущественные отношения
  • Налоги и сборы
  • Правоохранительная деятельность
  • Труд и занятость
  • Природопользование и экология
  • Сельское хозяйство и ветеринария
  • Культура, искусство
  • Образование и наука
  • Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Предпринимательская деятельность
  • Здравоохранение
  • Страхование
  • Информационные технологии и связь
  • Транспорт и дорожное хозяйство
  • Таможенное дело
  • Экономика, финансы, статистика
  • Энергетика

Для юридических лиц

Помимо всех перечисленных для физических лиц в разделе присутствуют дополнительные подразделы:

  • Некоммерческие организации
  • Производство, строительство и торговля

Имеется также возможность группировать данные по ведомствам, предоставляющим ту или иную услугу, а также по жизненным ситуациям. На сайте размещены текущие новости и справочный раздел «Вопросы и ответы». Помимо упомянутых выше направлений предоставляющих услуги, на сайте госуслуги.ру размещено ещё множество информации касающейся финансов, производства, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, культуры и экосистемы.

На первом этапе портал выполняет информационно-справочные функции: содержит описания госуслуг, порядка их предоставления, списки документов, необходимых для их получения, бланки и образцы заявлений, квитанций, контакты соответствующих государственных органов. Сейчас на портале есть такой набор сведений о более чем 100 федеральных и 250 региональных государственных услугах. Информацию на портале размещают и актуализируют сами ведомства, предоставляющие те или иные услуги.

Некоторые виды госуслуг, доступные уже сейчас:

  • государственный техосмотр транспортных средств (запись);
  • прием заявлений граждан об установлении им трудовых и государственных пенсий;
  • прием заявлений о добровольном вступлении в программу софинансирования пенсий;
  • информирование застрахованных лиц о состоянии их пенсионного счета;
  • оформление, выдача, замена паспортов гражданина РФ;
  • оформление приглашений на въезд в РФ, а также принятие решений о выдаче виз;
  • лицензирование деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, а также предоставление информации о таких организациях;
  • лицензирование медицинской деятельности, а также предоставление информации об этих организациях
  • предоставление информации об оказании высокотехнологичной бесплатной медпомощи
  • прием налоговой декларации по налогу на доходы физлиц;
  • организация выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание в РФ и вида на жительство в РФ;
  • регистрация по месту пребывания и по месту жительства.

Уже с 2011 года по большинству государственных услуг на этом портале можно будет заполнить все необходимые бланки, распечатав затем нужный документ. С 2012 года станет возможной подача документов в электронном виде.

На следующих этапах будет обеспечена возможность представлять в госорганы через портал документы в электронном виде без личной явки. В перспективе электронный документ, после его отсылки, попадает на рассмотрение к определенному чиновнику, и пользователь на этом же сайте может отслеживать статус документа.

В основе концепции электронного правительства также лежит идея формирования электронного документооборота как внутриведомствнного, так и межведомственного. Основными значимыми моментами с точки зрения документационного обеспечения управления для организации внутриведомственного документооборота являются следующие:

  • вероятность потери документов при безбумажном документообороте снижается до минимума в отличие от работы с бумажными документами;
  • на поиск необходимого документа требуется всего несколько минут - средства атрибутивного поиска обеспечивают быстрое нахождение электронного документа даже по неполным реквизитам, а при введении системы штрих-кодирования возможен моментальный поиск по штрих-коду;
  • согласование документов и принятие решений по документам занимает от нескольких часов до 2-3 дней, даже если один согласующий сидит в Калининграде, а второй - во Владивостоке;
  • участники процесса согласования имеют доступ к рецензиям иных согласующих, а также к версиям документа;
  • экономятся время и ресурсы для обеспечения взаимодействия сотрудников внутри организации за счет автоматизации служебных записок, заявок, внутренних правил движения документов, назначения поручений и формирования отчетов по исполнительской дисциплине, быстрого и контролируемого ознакомления сотрудников с новыми документами, упрощения управления документооборотом;
  • с обращениями граждан работа ведется оперативно и четко с соблюдением сроков - они также заносятся в систему, которая направляет их по заложенным в нее регламентам и контролирует сроки подготовки ответных решений;
  • документы могут быть даже подписаны в электронном виде при использовании в организации электронной цифровой подписи;
  • руководители различных уровней имеют целостную картину происходящих процессов;
  • снижаются затраты на обеспечение взаимодействия между разными органами власти, упрощается администрирование этого процесса;
  • появляются инструменты для отслеживания сроков предоставления иными органами власти данных и документов, необходимых для принятия решений и предоставления госуслуг;
  • документы могут быть даже подписаны в электронном виде при использовании в организациях электронной цифровой подписи - передача подписанных электронной цифровой подписью документов может считаться достаточной и не требовать дублирования бумажными документами;
  • поиск документов, независимо от организации их подготовившей, занимает несколько минут, если межведомственный документооборот двух и более организаций реализован в едином информационном пространстве - все организации работают фактически в единой системе.

Облегчается доступ к документам, создается реальная возможность их повторного использования. Созданы предпосылки для превращения информации в знание.

Все документы собраны в едином хранилище документов - для организации, имеющей множество подразделений по всей России (или всему региону), достаточно создания единого архива документов. Контроль доступа к документам гораздо проще организовать при работе с электронными документами и их архивном хранении - права доступа определяются ролью специалиста в системах СЭД БОСС-Референт. Работать с электронным документом из архива могут одновременно несколько специалистов, тогда как использовать бумажный документ может только один сотрудник. Снижается стоимость хранения документов, так как электронный архив документов занимает значительно меньшую площадь и требует меньших расходов на обслуживание.

Создание электронного правительства - это мощное средство системы информационной и интеллектуальной поддержки и принятия решений, позволяющих на практике реализовать систему управления знаниями в органах государственной власти.

Реализация инициатив ЭП будет обеспечена благодаря использованию структурированных, систематических подходов к планированию и реализации этих инициатив, основанных на разработке и реализации единой архитектуры ЭП.

Единая архитектура ЭП (далее ЕА) представляет собой структуру, отображающую взаимосвязи между всеми элементами ЭП и должна позволить идентифицировать и систематизировать существующие у различных министерств и ведомств потребности по использованию ИКТ, возможности по сокращению имеющейся избыточности, а также определить направления, по которым у них имеются однородные запросы на инвестиции в ИКТ.

Единая архитектура ЭП, являясь эталонной моделью процессов и структур государственного управления, представляет методологическую основу реализуемых ИКТ-проектов и мероприятий. В этом качестве ЕА предназначена обеспечивать:

поддержку корректности целей отдельных проектов,

координацию проектов между собой,

оценку эффективности отдельных проектов,

оптимизации использования средств за счет устранения дублирования работ,

инвестирования в перспективные технологии и совместимые системы.

Ключевая роль ЕА четко проявляется на примере межведомственных проектов, где ЕА выступает в качестве единого "каркаса", который используется и как набор критериев оценки проектов и как один из обязательных нормативных и методических инструментов по выбору, выполнению и контролю эффективности проектов.

ЕА является целостным взглядом на то, что государство и отдельные ведомства делают, как они работают, и как ИКТ обеспечивают необходимую для этого поддержку. Без такого системного подхода реализация инициативы электронного правительства неизбежно будет сопряжена с большим количеством проблем и неэффективных затрат.

Общая структура ЕА состоит из трех архитектурных слоев, связанных требованиями реализации потребностей (рисунок 13):

архитектура деятельности;

системная архитектура;

техническая архитектура,

а также двух "сквозных" архитектурных компонент, имеющими свои отражения в каждом из трех предыдущих слоев:

архитектура непрерывности деятельности и безопасности;

архитектура производительности (эффективности).

В основе архитектуры деятельности должна лежать модель описания деятельности государственных и местных органов власти с точки зрения функций и процессов реализации этих функций. Эта модель должна описывать взаимные обязательства органов государственной власти, а также их обязательства по отношению к гражданам и бизнес-структурам.

Системная архитектура отражает главные связи предлагаемых государственными и местными органами власти услуг с прикладными архитектурными компонентами поддержки этих услуг средствами ИКТ прикладного уровня. Она содержит стандарты и рекомендации развития информационных систем государственных и местных органов власти, обеспечивающих реализацию государственных функций, а также базовых компонент и элементов ЭП, которые должны использоваться централизовано или многократно многими ведомствами: портал ЭП, удостоверяющий центр, национальная идентификационная система.

Техническая архитектура отражает возможности базовых информационно-коммуникационных технологий в качестве средств организации взаимодействия прикладных компонент системной архитектуры между собой, с источниками данных и с пользователями информационных систем. Данная архитектура включает в себя стандарты и рекомендации на используемые в государстве аппаратное и программное обеспечение, коммуникации, технологические стандарты и протоколы, а также методологию описания и стандартизации данных государственных информационных систем и стандарт на метаданные.

Архитектура непрерывности деятельности и безопасности предназначена для планирования, поддержки реализации и контроля на архитектурном уровне комплексов действий и средств, предназначенных для обеспечения непрерывности деятельности органов власти и систем ЭП с заданными значениями параметров и обеспечения информационной безопасности.

Рисунок 13. Единая архитектура ЭП.

Архитектура производительности (эффективности) ЭП и его компонентов представляет собой систему сбалансированных показателей и общих метрик для оценки значений производительности, результативности и эффективности компонентов ЭП по всей вертикали - от отдельных информационных систем и деловых процессов до главных результатов деятельности и их стратегических влияний (последствий).

К основным компонентам инфраструктуры ЭП относятся (рисунок 14):

Рисунок 14. Общая схема инфраструктуры ЭП.

  • 1. Портал ЭП, обеспечивающий реализацию единой точки входа к ведомственным информационным системам, ориентированным на предоставление интерактивных услуг гражданам и бизнес-структурам.
  • 2. Удостоверяющий центр, являющийся компонентом инфраструктуры открытых ключей, являющейся основой для обеспечения защищенного информационного обмена, санкционированного доступа к услугам, предоставляемым ведомственными информационными системами, а также подтверждение авторства электронных документов.
  • 3. Национальная идентификационная система, позволяющая идентифицировать субъекты взаимодействия.
  • 4. Единая защищенная транспортная среда, обеспечивающая функционирование и взаимодействие внутренних информационных систем, и защищенный выход в телекоммуникации общего пользования.
  • 5. Информационные системы ведомств и местных органов власти - поставщики электронных услуг.

Портал ЭП

Взаимодействие правительства с гражданами и бизнес-структурами должно быть организовано через портал ЭП, представляющий «единую точку доступа» ко всем электронным услугам и публичным информационным ресурсам госорганов.

На первых порах, необходимо определить набор электронных услуг, позволяющих гражданам и организациям получать образцы всех документов (бланков), которые требуется заполнять при контактах с госорганами, инструкции по их заполнению и распечатке, механизмы поиска документов по заданным критериям и полнотекстовый поиск. Такой подход позволит ведомствам заблаговременно стандартизовать формы электронных документов, спроектировать их вид и структуру полей так, чтобы они правильно отображались на экране терминала.

Необходимо разработать средства аутентификации и персонализация пользователей, обеспечить доступ к информационным ресурсам и услугам ЭП с помощью всех имеющихся средств коммуникаций (Интернет, электронная почта, мобильный протокол WAP и др.).

Необходимо организовать взаимодействие с платежной системой Республики Казахстан для осуществления финансовых транзакций.

Должен быть обеспечен последовательный запуск услуг ЭП в соответствии с выбранной стратегией и приоритетами, с учетом электронных услуг, реализация которых требует взаимодействия информационных систем различных ведомств.

Интеграция и взаимодействие различных услуг и информационных систем различных ведомств может осуществляться как посредством web-служб так и функциями маршрутизации сообщений.

Функции маршрутизации сообщений между информационными системами различных ведомств, а также трансформации этих сообщений на основе соответствующих XML схем в целях обеспечения совместимости информационных систем должны быть обеспечены через Правительственный шлюз, являющийся интерфейсом между порталом и информационными системами ведомств и местных органов власти.

Основными компонентами такого интерфейса являются:

Среда гарантированной доставки, трансформации и маршрутизации сообщений на базе стандартных Интернет-протоколов.

Коммуникативный XML-формат, который служит средством описания и организации информационного взаимодействия портала ЭП и ведомственных информационных систем. При этом данные могут по-прежнему храниться в прикладных системах и базах данных в своем внутреннем формате, но в случае необходимости их пересылки в другое приложение они будут трансформироваться в формат XML, как в промежуточный формат, понимаемый всеми системами.

Он должен основываться на базе метаданных, которые описывают состав и свойства данных, хранящихся в ведомственных информационных системах и методы доступа к ним. Метаданные, обеспечивающие эффективность поиска информации (на портале), описания слабоструктурированной информации (документов), создания архивов с записями электронных документов.

Применение коммуникативного XML-формата уже на этапе проектирования позволит разработчикам ведомственных информационных систем систематизировать, унифицировать и стандартизировать в определенной степени свойства ведомственных данных.

Функции непрерывной поддержки и развития коммуникативного XML-формата, основанного на описании ведомственных информационных систем в Регистре ИТР, необходимо возложить на национального оператора в области информатизации ЗАО «Национальные информационные технологии».

Развитие портала с учетом темпов формирования и готовности элементов инфраструктуры ЭП представляет собой эволюционный процесс. Его внедрение должно происходить поэтапно.

Для реализации портала ЭП целесообразно приобретение стандартного, отлаженного программного обеспечения, реализующего большинство описанных выше функций.

Удостоверяющий центр

Удостоверяющий центр предназначен для поддержки процедур аутентификации пользователей на портале ЭП, обеспечивая подтверждение соответствия открытого ключа электронной цифровой подп иси закрытому ключу электронной цифровой подписи, а также для подтверждения достоверности регистрационного свидетельства пользователя портала. Обращение к Удостоверяющему центру происходит только тогда, когда пользователь обращается к услуге, требующей подтверждения прав доступа к ней. После первого обращения электронные документы, сформированные пользователем портала в этом сеансе работы, автоматически подписываются его электронной цифровой подписью и приобретают правовой статус.

Задачей Удостоверяющего центра является также обеспечение защищенного электронного документооборота между государственными органами Республики Казахстан.

Электронные документы, подписанные в процессе работы, приобретают правовой статус в соответствии с законом РК от 7 января 2003 года №370-II "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".

Работа Удостоверяющего центра должна базироваться на инфраструктуре открытых ключей, создание и полноценное использование которой позволит правительству гарантировать высокий уровень защищенности информации, обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на конфиденциальность при их взаимодействии с государством, прав коммерческих структур на защиту коммерческой тайны, что приведет к расширению круга потребителей услуг е- правительства.

Технология аутентификации пользователей должна позволять использовать в качестве носителей ключевой информации специализированные персональные устройства, исключающие возможность подделки/тиражирования, например смарт-карты. Конкретный выбор устройства должен быть определен на этапе технического проектирования.

Важной задачей ведения персонального учета является определение принадлежности ключевой информации на электронном носителе данному физическому лицу. Решением здесь может быть применение методов идентификации на основе измерения биометрических показателей (отпечатков пальцев, рисунка радужной оболочки глаза и пр.).

Национальная идентификационная система

Одной из основных функциональных компонент ЭП является национальная идентификационная система, обеспечивающая процедуры идентификации субъектов обмена информацией.

В настоящее время регистрация и идентификация физических и юридических лиц производится на ведомственном уровне. Существование различных идентификационных номеров, таких как, социальный индивидуальный код (СИК), регистрационный номер налогоплательщика (РНН) и других, усложняет интеграцию информационных систем. Концепция ЭП требует наличия единого идентификационного номера. Решением является создание единых регистров физических и юридических лиц, имеющих на переходном этапе в качестве дополнительных атрибутов ведомственные идентификационные номера.

Индивидуальный идентификационный номер, должен присваиваться, с момента регистрации рождения, или обретением гражданства РК, а на переходном этапе - при выдаче удостоверения личности. Идентификационный номер должен проставляться и использоваться во всех документах, получаемых человеком на протяжении его жизни. Он должен обеспечить интеграцию данных о физическом лице из разных информационных систем и удовлетворять следующим требованиям: неизменность на протяжении всей жизни гражданина, минимально возможная длина, помехоустойчивость, возможность автоматического формирования в децентрализованном режиме.

Для улучшения качества услуг, предоставляемых правительством гражданам и бизнес-структурам, необходимо разработать мероприятия по внедрению удостоверений личности, основанных на микропроцессорных электронных технологиях, содержащих регистрационное свидетельство открытого ключа электронной цифровой подписи, предназначенное для прохождения процедуры аутентификации на портале ЭП. Кроме того, такие удостоверения личности могут содержать дополнительную личную информацию (водительское удостоверение, медицинскую и платежные карточки и т.д.) и должны в дальнейшем стать важнейшим элементом инфраструктуры е- правительства.

Реализация единого персонифицированного учета будет осуществляться через формирование ГБД «Физические лица».

ГБД «Юридические лица» предназначена для обеспечения единого учета юридических лиц и должна обеспечить интеграцию ведомственных регистров юридических лиц, таких как регистр налогоплательщиков, регистр юридических лиц статистических органов, регистр Министерства юстиции. Реализация этой базы данных должна обеспечить единую централизованную регистрацию юридических лиц.

ГБД «Адресный регистр» должна служить единственным источником адресной информации для информационных систем и программного обеспечения Национальной информационной инфраструктуры. Данный регистр должен содержать топонимическую и геонимическую информацию обо всех населенных пунктах, улицах, зданиях, квартирах и других объектах недвижимости. Адресный регистр также фиксирует изменение состояний адресной информации (переименование населенных пунктов, улиц и т.д., ввод в действие или прекращение действия топонимов и геонимов). Он должен базироваться на единой нормативно-справочной информации адресов для всех участников информационного пространства.

Единая транспортная среда государственных органов

В настоящее время, государственные органы строят свои информационно-коммуникационные системы (ИКС) независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды.

В частности, при реализации интегрированных распределенных многоуровневых систем (системы налогового и таможенного администрирования, казначейства и пенсионного обеспечения), отсутствие единой транспортной среды госорганов привело к созданию корпоративных коммуникационных сетей. При таком подходе происходит распыление значительных финансовых и материальных средств, отсутствует единая политика безопасности, проблематична организация межведомственного взаимодействия на любом уровне административно-территориального устройства государства.

Решением является создание единой мультисервисной защищенной транспортной среды государственных органов (далее - ЕТС ГО РК) с участием операторов связи на базе современных технологий, которая позволит:

  • - организовать единую политику защиты информации и безопасности;
  • - объединить существующие и разрабатываемые ведомственные информационные системы государственных органов;
  • - создать виртуальные частные сети;
  • - снизить затраты на эксплуатацию ведомственных сетей государственных органов и сети межведомственного обмена информацией.

Создание ЕТС ГО РК на основе современных технических решений должно обеспечить организацию надежной общедоступной защищенной сети передачи данных с предоставлением услуг гарантированного качества обслуживания по передаче разнородного трафика (видео, голоса, данных) на базе современных технологий передачи данных.

Информационные системы ведомств и местных органов власти

Ведомственные информационные системы отражают специфику работы того или иного ведомства, связанную с его функциональным назначением. В настоящее время информатизация ведомств в основном ориентирована на автоматизацию внутренних бизнес процессов. В соответствии с данной концепцией архитектура ведомственных информационных систем должна быть пересмотрена и дополнена с учетом предоставления электронных услуг гражданам и бизнес-структурам. Во исполнение этого положения каждое ведомство должно принять свою программу информатизации отрасли.

В рамках ведомственных информационных систем формируются составляющие базы данных «Ресурсы Казахстана», представляющие собой множество самостоятельных баз данных, таких как: природных и минеральных ресурсов и недр, национальный нефтегазовый банк данных, библиотечные фонды и т.д.

Регистр недвижимости, является составной частью базы данных «Ресурсы Казахстана», и он является единым защищенным источником информации обо всех объектах недвижимости на территории Республики Казахстан, включая здания, сооружения, квартиры.

Земельный кадастр предназначен для хранения учетной информации о земельных участках.

Ведомственные информационные системы, реализующие электронные услуги, должны разрабатываться самостоятельно в соответствии с единой архитектурой ЭП.

Основными поставщиками услуг в рамках концепции являются информационные системы местных органов власти, обеспечивающие такие услуги как регистрация по месту жительства, оплата коммунальных платежей и т.п.

Информационные системы, реализующие электронные услуги на местном уровне разрабатываются централизованно, проходят апробацию в пилотных зонах и тиражируются в регионах.

Услуги сектора «правительство-правительство» обеспечиваются такими интегрированными информационными системами как единая система электронного документооборота, типовая система информационного обеспечения административно-хозяйственной деятельности государственных органов. Также здесь можно отметить такие ведомственные системы, как информационная система формирования республиканского бюджета и Ситуационная система государственного управления Министерства экономики и бюджетного планирования РК, интегрированная информационная система казначейства Министерства финансов РК, внедряемая система электронных государственных закупок Агентства Республики Казахстан по государственным закупкам и др.

Структура электронного правительства

Электронное правительство представляет собой коммуникационную среду, где взаимодействуют властные структуры и гражданское общество. Оно отражает объективные процессы политического управления современным обществом по различным направлениям.

В структуре электронного правительства выделяют следующие модули :

· взаимодействие государственных органов с гражданами (G2C);

· взаимодействие государственных органов с частным бизнесом (G2B);

· взаимодействие государственных органов с общественными организациями и органами местного самоуправления (G2G);

· взаимодействие государственных органов с партнерами и поставщиками необходимых услуг (G2B);

· взаимодействие государственных органов между собой (между законодательной, исполнительной и судебной властью; между министерствами и департаментами центрального правительства; между центральными и местными органами власти; между отдельными государственными служащими (политиками) (G2G);

· взаимодействие государственных органов определенной страны с зарубежными субъектами (иностранными гражданами, бизнесом, правительствами других стран и международными организациями) (G2G).

В самом общем виде структуру электронного правительства можно представить на рисунке 1:

Рисунок 1. Модули электронного правительства.

Итак, первым компонентом является модуль Government-to-Government - взаимодействие между различными ветвями государственной власти. В целом функции сервиса “правительство правительству” можно охарактеризовать как удешевление работы правительства, ускорение прохождения документов через его структуры, увеличение возможностей контроля за деятельностью отдельных органов и служащих, увеличение конкуренции между служащими и повышение их квалификации, и главное - предотвращение коррупции .

Электронное правительство трансформирует не только отношения граждан и властных структур, но и отношения внутри правительства - между отдельными его ветвями, уровнями, подразделениями. Причем изменению подвергается не только сетевая инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления. То есть, с этой точки зрения электронное правительство точнее будет назвать электронным государством, электронным государственным аппаратом, электронной инфраструктурой государства, государством Информационного общества.

Электронизация деятельности правительства в сфере коммуникации между департаментами и агентствами, между центральными и местными правительствами, между отдельными политиками обеспечивает ряд преимуществ, таких как повышение достоверности данных и эффективности их применения, уменьшение стоимости транзакций, улучшение использования баз знаний и совершенствование государственного устройства .

Говоря об электронном правительстве и в частности о внедрении модуля G2G, следует понимать, что прежде всего речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и бизнес-структурами. Нельзя вести речь о том, что внутриправительственная трансакция реализована в электронном, безбумажном режиме, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нет электронного документооборота. Отдельные же операции, скажем, пересылка по электронной почте документа, который адресатом снова распечатывается для подачи на подпись другому чиновнику, никоим образом не характеризуют правительство как электронное. Так, например, проект «Электронное дело» («Elektronische Akt», ELAK) является одним из центральных элементов программы создания «электронного правительства» в Австрии в масштабах всей федеральной администрации и используется в 12 федеральных министерствах .

При внедрении электронного правительства в данном модуле происходит перенесение акцентов с вертикальных на горизонтальные связи внутри правительства, между разными его подразделениями и ветвями власти. За счет создания внутриправительственной информационной сети и перенесения в нее основных и специфических баз данных, с которыми работают разные звенья правительственной структуры, ликвидируется вынужденное дублирование функций и информации, параллельное осуществление контроля и надзора за работой отдельных органов и выполнением отдельных работ.

Открытые, общедоступные для каждого участника внутриправительственной сети информационные ресурсы позволяют избегать ситуаций, когда на определенном этапе прохождения информации по ступеням правительственной иерархии происходит умышленное ее искажение, утаивание одних фактов и фальсификация других. Возможность такой фальсификации сегодня часто является причиной распространения коррупции - из-за стремление некоторых чиновников скрыть определенные факты или добиться принятия выгодного для них решения.

Еще одним непосредственным следствием внедрения сервиса G2G является полный переход на электронный документооборот всех правительственных структур, который обеспечивает значительную экономию расходных материалов и времени младшего персонала, которое до сих пор расходуется на передачу, размножение, поиск и распространение документов.

Второй модуль электронного правительства - отношение Правительство - Бизнес (G2B), которое описывает взаимосвязи между государством и частной экономикой, основанные на использовании современных информационно-коммуникационных технологий. Государство имеет большое количество разнообразных связей не только с отдельными гражданами, но и с юридическими лицами, представляющими экономику, предпринимательство и бизнес. Использование электронных средств и технологий облегчает оформление и реализацию разнообразных деловых процессов. Примерами таких отношений может служить проведение открытых торгов или тендеров через Интернет или электронная подача заявлений на внесение различных изменений .

На уровне G2B/B2G внедрение электронного правительства позволяет сократить затраты государственных органов за счет оптимального использования технологий аутсорсинга и создать более прозрачную систему государственных закупок (eProcurement) .

Единая система электронных государственных закупок предполагает создание портала, где государственные органы должны объявлять о тендерах и условиях их проведения, что уже успешно реализовано в республике Казахстан . Это позволит решить проблему свободной конкуренции на государственные закупки и избежать деформации рынка, происходящей вследствие оказания предпочтения определенным производителям.

Бизнес-организациям, тратящим непозволительно много времени на предоставление отчетности в контролирующие госорганы, электронное правительство позволит перевести в он-лайн следующие операции: выплаты в фонды социального страхования за сотрудников; уплата НДС (декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций); регистрация новых компаний; предоставление информации в статистические органы; подача таможенных деклараций и т.п.

Третий модуль - Government-to-Citizen, взаимодействие между государством и гражданами. Функционирование сервисов G2B и G2C означает, прежде всего, создание соответствующих сетевых ресурсов, на базе которых уже строятся собственно сервисы.

Сейчас доведение информации до граждан в основном осуществляется через СМИ и носит нерегулярный характер. Люди не имеют возможности ознакомиться с нужными документами по мере необходимости. Система электронного правительства предоставляет гражданам следующие возможности:

Сокращение времени обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны госорганов. Граждане смогут заходить на государственные веб-узлы и заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот (оформлять пособия по безработице, на ребенка и т.п.), осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства (о рождении, браке), подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства и т.п. Так, в Республике Беларусь уже доступна услуга электронного налогового декларирования с помощью веб-сайта удостоверяющего центра Республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» .

Предоставление услуг благодаря более эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного ведомства в другое -- достаточно будет онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри электронного правительства в фиксированные сроки.

Население сможет получать более полную информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Упростится доступ к разнообразным сведениям: законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свое мнение в режиме реального времени. Подавляющее большинство сайтов предлагают телефонные номера департаментов (70%) и почтовые адреса (67%). Почти 71% правительственных веб-сайтов во всем мире предлагают гражданам различные публикации документов, а 41% предоставляют базы данных. Почти 42% имеют отсылки на внешние неправительственные сайты, куда гражданин может обратиться за дополнительной информацией .

Электронное правительство реализует концепцию прозрачного правительства, или так называемой электронной демократии (e-democracy) . Рост степени прозрачности работы госорганов должен улучшить общественный контроль за работой правительства и снизить уровень коррупции. Граждане смогут более эффективно воздействовать на принятие управленческих решений в государстве. Государственные проекты будут в большей мере основаны на приоритетах, определяемых гражданами, а не исключительно правительством.

Люди, живущие за границей, смогут участвовать в делах своего отечества. Внедрение электронного правительства будет способствовать развитию существующих онлайновых гражданских форумов (online citizens" forums) и практики электронных петиций (e-petitions). Интернет будет шире использоваться для организации выборов (онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования). Онлайновые выборы позволят людям голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства. Такую услугу предоставляет веб-сайт ирладнского правительства .

Таким образом, сервисы G2B и G2C ориентированы на широкую аудиторию, на представителей всех социальных групп, которые так или иначе оказываются в сфере влияния этих сервисов. Профессиональная элита отрасли информационных технологий лишь координирует и корректирует процесс формирования информационного общества и реализации проекта электронного правительства. Пользователями сервисов электронного правительства постепенно становятся все социальные группы, поскольку цель создания электронного правительства - оптимизация социальных, политических и экономических процессов, связанных с властью.

Исходя из рассмотренных аспектов, можно сказать что органичное взаимодействие правительства, бизнеса и граждан в рамках проекта создания электронного правительства позволяет ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров.