Оборудование для предметной съемки. Оборудование для макросъемки Подробнее о фотокамерах для макросъемки


Предметная съемка является особым видом фотографии. Этот жанр съемки используется наиболее часто для создания рекламных фотографий различной продукции. Также различные снимки предметов являются востребованным товаром на фотостоках. Основное назначение рекламной предметной съемки - показать предмет в наиболее интересном и выгодном для покупателя виде.

Чтобы качественно выполнить съемку предмета, нужны крепкие знания и хороший опыт. Ведь фотограф должен правильно подобрать фон для съемки, выбрать точку съемки, поставить свет.

В настоящее время особенно актуальной становится съемка для каталогов различных интернет-магазинов, которые плодятся как грибы после дождя. Всем требуется качественная съемка товаров, которые они предлагают людям. Ведь именно по фотографии, чаще всего, складывается первое впечатление.

В съемке своей продукции нуждаются также различные рестораны, кафе. Фотографии блюд необходимы, чтобы сделать красивое меню.

Востребованы также и 3D-фотографии, которые позволяют рассмотреть объект со всех сторон.

Если рассматривать рекламную предметную съемку с точки зрения потенциального заработка фотографа, то сейчас ситуация несколько изменилась. Интернет-магазины и различные компании предпочитают набирать фотографов в свой штат. Примеры вакансий можно посмотреть на Яндекс-работе .

В нашей небольшой статье мы рассмотрим основные технические моменты, которые помогут вам начать снимать для интернет-магазинов. Итак, начнем.

Фон для съемки.

Как правило, при съемке для интернет-каталогов подбирается неброский однотонный фон, лучше всего светлых тонов или белый. Но, нужно обязательно согласовывать все с заказчиком. Опытные предметные фотографы работают по так называемому брифу. Это техническое задание, где подробно описывается результат, который хочет получить заказчик. Часто бриф делается с примерами подобных съемок.

Подготовка предметов к съемке.

Предметы для съемки должен подготовить заказчик. Для съемки нужно использовать новые предметы из заводской упаковки. В таком случае на их поверхности не будет сильно выраженных дефектов. Если фотограф сам готовит предметы для съемки, то нужно тщательно очищать их от пыли, периодически сдувая ее специальной грушей, так как малейшие пылинки будут хорошо видны на итоговой фотографии. Это поможет уменьшить время, необходимое для ретуши.

Использование штатива.

Предметная съемка выполняется со штатива. Желательно использовать качественный тяжелый штатив, чтобы свести к минимуму возможность сдвига и сотрясения камеры. Это особенно важно, если съемка будет проводиться при постоянном свете или с брекетингом по фокусу. Также штатив поможет сохранить неизменным угол и масштаб съемки, если вы снимаете серию предметов.

Объективы.

Для съемки предметов не принято использовать широкоугольные объективы, так как это дает искажения. В основном используются объективы с фокусным расстоянием от 100 мм, хотя бывают и исключения. Для съемки мелких предметов лучше всего использовать специализированные макрообъективы. Автофокус в предметной фотографии практически не используется, поэтому можно подобрать для съемки объективы с ручной фокусировкой. В некоторых случаях это может существенно сэкономить бюджет.

Фотокамера.

Можно использовать как любительские, так и профессиональные фотокамеры. Все зависит от задач съемки. Если вы снимаете для интернет-магазина, где фотографии будут рассматриваться в небольшом размере (порядка 1200 пикс по длинной стороне), то можно обойтись простейшей зеркальной или беззеркальной камерой.

Если производится съемка дорогих эксклюзивных предметов, например, ювелирных украшений, коллекционных или антикварных изделий, то в этом случае, конечно, нужна техника посерьезнее. Чаще всего для таких съемок используются профессиональные полнокадровые фотокамеры. Очень хорошо зарекомендовали себя камеры Nikon D800E и D810. Они не имеют сглаживающего низкочастотного фильтра перед матрицей, поэтому обладают высочайшей детализацией, что особенно важно в предметной съемке.

Осветительное оборудование.

Для съемки можно использовать как постоянный, так и импульсный свет. Естественно, что чем более дорогие изделия вы снимаете, тем более высокого уровня должно быть осветительное оборудование. Для несложной каталожной съемки можно обойтись комплектами в виде предметного стола и 2-3 недорогих источников импульсного света.

Настройки камеры.

Используется ручной режим М. Никаких автоматических настроек!

Оптимальные значения при съемке с импульсным светом:

ISO 100, диафрагма f/11 для обеспечения хорошей глубины резкости, выдержка 1/160 с.

Регулировка экспозиции осуществляется мощностью источников импульсного света.

Баланс белого лучше всего настроить вручную по серой карте.

Если вы снимаете с постоянным светом, то настройки выдержки будут зависеть от мощности используемых источников света. Диафрагма также остается f/11, ISO в некоторых случаях можно поднять до значения 400-800, чтобы укоротить выдержку. Это можно делать только в том случае, если итоговые изображения будут небольшого размера, тогда шум заметен не будет, но время вы сэкономите.

В следующих материалах мы продолжим рассказывать о предметной съемке.

by Arief Perdana

Макросъемка живой природы - это не так просто, как может казаться изначально. Помимо технических тонкостей для получения четких снимков на близком расстоянии, фотографы сталкиваются бесконечно с тем фактом, что насекомые имеют пагубную привычку убегать, уползать, улетать как только вы приближаетесь к ним.

Но не позволяйте каким-то мелким букашкам сломить вас и помешать освоить для себя, чтобы получать удовольствие от фотографии.

by Harm Oosterhuis
Камера Canon EOS 60D
Фокусное расстояние 100 mm
Скорость затвора 1/200 s
Апертура f/4,5
ISO 320

Практически невозможно представить себе макрофотографа без вспышки. В плохую погоду она обеспечит необходимое количество света, а в солнечную погоду уберет контрастные тени от солнца. Естественно для макрообъектов желательно иметь или кольцевой светодиодный осветитель. Но конечно же на результат больше будет влиять не цена аксессуара, а умения и навыки фотографа по его использованию. Начинайте снимать с той вспышкой, которая у вас есть в наличии. Следите за правильностью экспозиции и регулируйте мощность вспышки в зависимости от этого.


by Cesar Castillo
Камера Nikon D3X
Объектив Nikon Micro Lens 105 mm f2,8
Фокусное расстояние 105 mm
Скорость затвора 1/95 s
Апертура f/32
ISO 400

Многие профессиональные фотографы советуют использовать значение диафрагмы порядка f/22, f/32. Чем больше число, тем меньше отверстие, что обеспечивает большую глубину резкости, когда в фокусе оказывается большее количество деталей изображения, а вспышка при этом создает достаточно света, чтобы заморозить любое движение.


by Sreekumar Mahadevan Pillai
Камера Canon EOS 60D
Фокусное расстояние 60 mm
Скорость затвора 1/50 s
Апертура f/10
ISO 1000

Обычная выносная или встроенная вспышка дает света больше, чем , но свет при этом более прямолинейный, что не всегда является лучшим решением для того, чтобы подсветить тени. Не беспокойтесь, если вы не можете по какой-то причине позволить себе приобрести кольцевую макровспышку, чтобы сделать качественные фотографии, вполне может быть достаточно того оборудования, которое имеется. Просто исходите из своих возможностей, планируя фотосъемку на тот или иной период дня в зависимости от состояния погоды и наличия на небе солнца и облаков, в частности.


by bug eye
Камера Canon 7D
Объектив macro 100 mm
Фокусное расстояние 100 mm
Скорость затвора 1/160 s
Апертура f/8
ISO 160

Ну, а если есть желание экипироваться по первому разряду, стоит рассмотреть следующие шаги для улучшения своего фотомакроарсенала.

Объектив, который необходимо иметь для макрофотографии

by teguh santosa
Камера Canon EOS 450D
Фокусное расстояние 60 mm
Скорость затвора 1/125 s
Апертура f/9
ISO 400

Лучше всего подходит объектив с фокусным расстоянием 50 мм или макрообъектив. Выбирайте лучший вариант, который вы можете себе позволить, чтобы у вас была возможность увеличения размера объекта от 1:1 до бесконечности.

Все крупные производители выпускают свои собственные макрообъективы.

Вспышка, которая подойдет вам для макросъемки

Кольцевая вспышка по форме напоминает пончик. Она окружает объектив и способствует получению равномерного мягкого освещения. В некоторых моделях кольцевых вспышек есть возможность настраивать по отдельности группы вспыхивающих ламп.

Чтобы не сооружать сложные конструкции из выносных вспышек, достаточно потратить один раз деньги, чтобы купить кольцевую вспышку, которая идеально подходит для макрофотосъемки.


Макрокольца говорят сами за себя

Существует несколько способов изменения фокусного расстояния у существующего объектива. Например, вы можете увеличивать расстояние между объективом и корпусом с помощью удлинительных колец или дополнительных линз со специальным винтом close-up. Оба решения дешевле, чем макрообъектив, хотя и не так удобны.

Дополнительные линзы представляют собой обычные увеличительные стекла, которые накручиваются как фильтр на объектив, доступны с разными диоптриями: +1, +2, +3 и +4. В зависимости от этого и используемого объектива изображение увеличивается с определенной кратностью.

И напоследок, о чем стоит всегда помнить: макрофотография - привилегия терпеливых и усидчивых. Используйте ее, как сильную сторону своего характера или для наработки спокойствия и только спокойствия.

— Шон, ты вроде отрезал один кадр от прошлой плёнки. Пожалуйста ответь, ты не мог скажем, забыть мне его отослать?
— ты о самой последней фотке?
— да.
— о двадцать пятой?
— да…
— ты на ней сидишь.

2014 (C) «Невероятная жизнь Уолтера Митти».

Так и я, очень долго сидел, не замечая того, что подо мной находится отличный объектив! Точнее не сам объектив, а так сказать, макрокольцо. Речь идет о кресле, про ремонт которого писал полугодом ранее. И снова в ход пошли киянка с ножом… Линза у меня уже была, кажется от диапроектора, но как ее закрепить на объективе, до этого было не понятно. Идеальным вариантом для переходника оказался кожух от кресельного газлифта! Причем одно из колен идеально натягивалось поверх объектива, а второе отлично крепилось внутри резьбы, сделанной под светофильтр. Я выбрал второй вариант. Вся работа свелась к отрезанию кольца нужной высоты (около 3,5 см). Внутрь кольца плотно вошла линза, обернутая одним слоем черной изоленты. В общем-то всё просто до нельзя, и не нужно тратить тысячи на оптику. Качество снимков конечно не для глянцевых обложек, но думаю это лучше, чем покупать реверсивное кольцо, т.к. с ним нельзя управлять диафрагмой. А диафрагму при съемке приходится прикрывать, и чем больше — тем лучше. Кто-то скажет, что по краям изображение имеет ужасные искажения, с другой стороны дистортию и хроматические аберрации можно счесть за своеобразный эффект. Это как в музыке, кто-то борется с искажениями звуков, а владельцы электрогитар наоборот, стараются их усилить. Снимки получается делать с расстояния 3-5 см. Чтобы убрать размытость по краям, диафрагму прикрывать приходится полностью. Поэтому увеличивается выдержка, и фотографировать нужно со штативом, или при очень ярком освещении.

Вот так выглядит насадка из не обрезанного кожуха. Теперь с камерой можно смело выходить на улицу и распугивать прохожих, однако практического применения для нее не найдется по причине перекрытия такой трубой всего обзора. В результате на всех фото получаем яркий свет в конце тоннеля…

А здесь уже отрезанное кольцо нужной ширины. Края трубы теперь можно обнаружить только при минимальном зуме.

Рабочая фотонасадка в деле

Макрофотографии полученные при помощи насадки:

Наибольшие искажения заметны при съемке геометрически правильных объектов.

Любители макросъемки без труда могут найти в продаже так называемые реверсивные кольца, которые позволяют закрепить на фотокамере объектив обратной стороной. Только не смотря на всю простоту конструкции, просят за данный аксессуар нескромные деньги… А зачем отдавать свои кровные, если проблему можно решить куском обычной проволоки? Никакой разницы на снимках вы не увидите.

В отличии от использовании насадки, перевернутый объектив позволяет взять фотографируемые объекты более крупным планом. Вот так выглядит дисплей ноутбука. Обрезку кадра не производил, а наоборот уменьшил изображение. Т.е. при просмотре в полный масштаб, пиксели будут вообще гигантские!

Для макрофотографирования пригодны любые фотоаппараты, позволяющие выдвигать объектив и получать увеличенное изобра­жение объекта. Макросъемка проводится как малоформатными ка­мерами общефотографического назначения, так и на специальных


стационарных приборах. В экспертных криминалистических лабо­раториях применяются установки «Беларусь» (СБ-2), «Уларус», «Уларус-2», ФМН-2.

Одно из преимуществ крупноформатных камер перед малофор­матными - наглядность подготовительных операций. По изобра­жению объекта на матовом стекле визира можно оценить резкость и различаемость деталей, проанализировать распределение све­тотени и пределы глубины резко изображаемого пространства.

Современные макрофотографические и репродукционные аппа­раты различны по конструкции, но не по принципиальной схеме устройства. Их обязательными элементами являются предметный стол (оригиналодержатель), штанга (штатив), кронштейн с фотока­мерой и осветители.

Фотокамера, как правило, состоит из двух основных частей: ниж­ней (объективной) для крепления объектива и верхней (кассетной), на которой устанавливают устройство для визирования или кассету с фотоматериалом. Нижняя и верхняя части соединены мехом из светонепроницаемой материи и перемещаются независимо друг от друга. Для получения крупномасштабных изображений растяжение меха фотокамеры должно быть не меньше двух фокусных расстоя­ний объектива.

Универсальная фотографическая установка СБ-2 (Бела­русь) предназначена для съемки различных объектов при научных и технических исследованиях, а также для получения отпечатков с черно-белых и цветных негативов. Она позволяет репродуцировать документы, печатные издания, рисунки и т. п., проводить макрофо­тографирование мелких предметов. В сочетании с биологическими микроскопами она пригодна и для фотографирования микрообъектов.

Установка снабжена двумя фотокамерами: широкоформатной - 9x12 см и малоформатной - 24x36 мм. В ее комплект входят объ­ективы «Индустар-55У» (4,5/140 мм) и «Индустар-58» (3,5/75 мм), позволяющие фотографировать объекты в масштабе от 1:10 до 7:1. Для малоформатной камеры предназначен объектив «Индустар-58» (3,5/75 мм). Для печати с негативов форматом 24x36 мм и 4,5x6 см предназначен объектив «Индустар-58У» (3,5/75 мм) и конденсор диаметром 114 мм, а с негативов форматом 6x6 см, 6x9 см, 9x12 см - объектив «Индустар-55У» и конденсор диаметром 170 мм.


Основные узлы установки показаны на рис. 100. На столе 4 кре­пятся основная 1 и вспомогательная 9 штанги, по которым пере­мещается кронштейн 8 с фотокамерой 2, уравновешенные грузом, находящимся внутри основной штанги и соединенным с кронштей­ном тросом, перекинутым через блок. Изменение положения фото­камеры относительно стола достигается вращением штурвала 3 для перемещения кронштейна по штанге. Во время съемки крон­штейн с фотокамерой закрепляются неподвижно затяжным винтом.


Рис. 100. Общий вид установки «Беларусь»

Для фотографирования объектов установка снабжена четырьмя софитами 6, установленными попарно с двух сторон на штангах 7. Положение софитов изменяют горизонтальным перемещением по кронштейнам 5 или вертикальным по штангам 7, а также изменени-


ем угла их наклона к поверхности стола. В нужном положении со­фиты крепятся с помощью фиксаторов и зажимов.

Фотокамера установки состоит из корпуса 12, меха 4, объектив­ного кронштейна 5 и механизма растяжения меха. Корпус камеры в вертикальном положении закреплен на подвижном кронштейне 10 при помощи штифтового соединения и затяжного винта 11. При ре­продукционной съемке больших документов фотокамеру развора­чивают на 90°. Документ тогда крепят на стене лаборатории и ос­вещают специальными софитами (рис. 101).

Макросъемка – это фотографирование мелких предметов крупным планом с близкого расстояния. Без сомнения, это один из самых интересных и увлекательных жанров современного фотоискусства. Макросъемка при больших увеличениях дает возможность показать на снимке или ЖК-экране не только видимые, но и неразличимые невооруженным глазом детали или структуру предмета. Это интересно не только фотографам, но и исследователям, поэтому макросъемка в настоящее время используется в различных областях науки. Но для осуществления макросъемки требуется соответствующее оборудование и приспособления. К их числу относятся и раздвижные меха, о которых стоит поговорить более подробно.

Особенности использования оптики при съемке мелких объектов

При макросъемке обычно используют цифровую зеркальную камеру, способную обеспечить превосходную детализацию и высокое качество изображения. Зеркальный фотоаппарат отличается универсальностью и может легко адаптироваться к особым условиям макросъемки. Если с фотоаппаратами, которые можно применять для съемки объектов с близкого расстояния, все более-менее понятно, то вот с оптикой, подходящей для осуществления макросъемки, дело обстоит несколько сложнее.

В данном случае масштаб фотоизображения зависит от относительного выдвижения объектива, то есть от его выдвижения применительно к фокусному расстоянию. Например, если Вы хотите получить изображение предмета равное 1/10 от его натуральной величины, то необходимо выдвинуть объектив на 1/10 фокусного расстояния. Если Вы снимаете на 50 мм объектив, то выдвижение, соответственно, составит 5 мм. В большинстве случаев оправы обычных объективов позволяют это сделать.

Но что делать, если Вы хотите получить масштаб изображения 1:1? Это означает, что Вам потребуется выдвинуть объектив на размер его фокусного расстояния. Безусловно, это не так просто. Например, при использовании 100 мм объектива Вам придется выдвинуть его на 10 сантиметров. В этой связи обычные объективы вряд ли позволят Вам получить масштаб изображения крупнее, чем 1:4 или 1:5. Даже несмотря на то, что по своим оптическим характеристикам они вполне пригодны для осуществления макросъемки. Поэтому фотографам, профессионально занимающимся макросъемкой, приходится дополнительно приобретать дорогостоящие макрообъективы, которые лишены этого недостатка за счет использования сложной внутренней фокусировки.

Согласитесь, что если Ваше увлечение фотографией не ограничивается только съемкой мелких предметов крупным планом, и Вы часто фотографируете в других жанрах, то покупка специального макрообъектива станет просто расточительством. Ведь он стоит гораздо дороже других типов оптики.

Макрообъективы имеют большое фокусное расстояние, что не всегда требуется при пейзажной съемке. В портретной съемке макрообъектив также будет не слишком востребован, поскольку обычная оптика имеет более мягкий фокус и дает менее контрастную картинку, что позволяет лучше передавать на фотографиях эластичность, тон и мягкость кожи. Одним словом, макрообъектив – это не универсальная оптика, а объектив, ориентированный на выполнение узких, конкретных задач.

Приспособления для макросъемки

Чем же можно заменить дорогостоящий макрообъектив, если Вы решили заняться макросъемкой? Оказывается, что существует множество приспособлений для зеркальных фотокамер, позволяющих увеличить масштаб изображения при использовании обычных объективов. Суть этих приспособлений заключается в обеспечении дополнительного выдвижения объектива. Они предоставляют фотографу возможность сфокусироваться на самых мелких деталях и заглянуть в микромир глубже. Причем с этими приспособлениями можно использовать и макрообъективы, чтобы еще больше увеличить масштаб изображения и запечатлеть на фотоснимках действительно уникальные детали.


Сразу нужно сказать, что набор приспособлений для превращения универсального или портретного объектива в макрообъектив достаточно широкий, причем каждое из таких приспособлений обладает как своими плюсами, так и минусами. И выбор того или иного оборудования зависит, главным образом, от конкретных условий съемки, требуемого качества изображения и Ваших финансовых возможностей. Дополнительное выдвижение можно, в частности, получить за счет использования удлинительных колец. Но их толщина, к сожалению, фиксирована и невелика.

Другой вариант – это оборачивающее или реверсивное кольцо. Такое кольцо является, пожалуй, самым недорогим устройством, адаптирующимся под объектив для осуществления макросъемки. Оно просто накручивается вместо светофильтра, а затем объектив присоединяется к тушке обратной стороной. Это довольно компактное и экономичное решение, которое не ухудшает качество картинки и не влияет на светосилу объектива. Однако при использовании реверсивного кольца отсутствует возможность изменения масштаба макросъемки по желанию фотографа. Кроме того, такое приспособление ограничивает функциональность камеры — не работает автофокус и встроенная автоматика.

Продаются также наборы линз для макросъемки. Такие линзы часто называют макрофильтрами, поскольку они просто навинчиваются на резьбу для фильтра. Применяя две и более линзы можно подобрать нужный Вам масштаб изображения, точно так же как при использовании удлинительных колец.

Преимущество наборов линз для макросъемки состоит в том, что Вам не требуется снимать объектив. Это очень удобно при съемке на природе, когда нежелательно или нет времени на то, чтобы снимать оптику. Что немаловажно, при использовании линз полностью работает вся встроенная автоматика объектив – камера. Но, к сожалению, это приспособление нередко приводит к ухудшению качества картинки вследствие возникновения хроматических аберраций.

Удлинительные или раздвижные меха

Одним из лучших приспособлений, направленных на обеспечение возможности использования универсальной оптики для макросъемки, являются удлинительные или раздвижные меха. Меха могут обладать самой разнообразной конструкцией, но все они выглядят как стандартная «гармошка» из плотного кожаного или тканевого мешка. Меха для макросъемки устанавливаются между объективом и зеркальным фотоаппаратом, вследствие чего объектив может выдвигаться на нужное расстояние и, тем самым, фокусироваться на более мелких деталях.

Этой своеобразной «гармошкой» фотограф может легко управлять – чем больше Вы ее раздвигаете, тем крупнее получается масштаб фотографируемого объекта на изображении. Собственно, главным преимуществом использования мехов как раз и является то, что они позволяют бесступенчато, плавно изменять масштаб.

Нужно отметить, что подобные конструкции с растяжением меха, сложенного гармошкой, использовались фотографами еще очень давно, можно сказать на заре становления фотографии. В частности, в 1840 году была выпущена фотокамера конструкции Пьера-Армана Сегье, имевшая кожаное приспособление для наводки на фокус. Прообразом же создания мехов для макросъемки являлись кузнечные меха и музыкальная гармошка, которая появилась в начале XIX века, незадолго до официального рождения фотографии.

Конструкция раздвижных мехов оказалась настолько удачной и универсальной, что начала широко использоваться фотографами в камерах самых разных форматов. В течение многих десятилетий меха были представлены в ассортименте многих компаний, занимавшихся выпуском приспособлений и аксессуаров для фотографии. Однако в настоящий момент ассортимент подобной продукции уже не так широк. Среди наиболее известных производителей выпуском раздвижных мехов для макросъемки занимается сегодня немецкая компания Novoflex.

Пользоваться мехами для макросъемки достаточно удобно. Степень увеличения изменяется раздвижением меха, а наводка на резкость путем продольного перемещения всей конструкции. Наводка на резкость представляет определенную трудность для фотографа, но если использовать еще и специальные микролифты, по которым можно аккуратно перемещать камеру, то никаких сложностей не возникает.

При макросъемке камера и объектив никак не связаны между собой и существуют в автономном режиме. Вы открываете полностью диафрагму на объективе, наводите фотоаппарат на резкость, далее закрываете диафрагму до рабочего значения и делаете снимок. Современные меха для макросъемки позволяют, ко всему прочему, использовать функции наклона и сдвига объектива для предотвращения искажения перспективы, что иногда случается и при съемке малых объектов.

Кроме того, меха способны передавать все электрические сигналы между фотоаппаратом и объективом. Ведь из-за того, что меха отделяют объектив от фотокамеры, многие важные функции просто перестают работать. Это приводит к необходимости делать все операции, что называется, в механическом режиме, либо докупать специальные устройства, передающие электрические сигналы от камеры к объективу. Но сегодня выпускаются меха, в которых эта проблема полностью решена. Правда, такие системы разрабатываются только для использования с конкретными моделями фотокамер, например, для семейства фотоаппаратов CanonEOS.

Единственным недостатком мехов для макросъемки является то, что вся конструкция (камера – меха – объектив) получается довольно громоздкой, ведь, помимо самих мехов, здесь приходится использовать специальные кольца-адаптеры для крепления мехов к камере. Требуется также набор рельсов для фокусировки, оборудованных микролифтом. По причине такой громоздкости конструкции макросъемку с использованием мехов вряд ли можно проводить в «полевых» условиях. Скорее, это исключительно студийное и лабораторное оборудование. Не стоит также забывать о том, что чем больше Вы раздвигаете меха, то есть чем больше масштаб изображения, тем сильнее уменьшается светосила используемого объектива.

Несмотря на эти недостатки, раздвижные или удлинительные меха отлично подходят для макросъемки. Они предоставляют возможность изменять масштаб изображения ровно так, как хочет фотограф. И при этом не ухудшают качество итоговой картинки. Если Вы не хотите приобретать отдельный объектив для макросъемки, то имеет смысл присмотреться к более доступным раздвижным мехам, с помощью которых Вы сможете снимать мелкие предметы и объекты на универсальный или портретный объектив, уже имеющийся в наличии.