Крейсерский танк «Centaur» (A27L), Великобритания. Тяжёлый бронеавтомобиль В1 «Кентавр» (Италия) Цивилизованный способ узнать все


Основные принципы

Разработка машин "Кентавр" планировалась для получения целого семейства колесных бронированных машин, которые базируются на одном и том же шасси, при использовании критерия: стандартизация - универсальность.

Соответствующие решения, позволили, по мнению разработчиков, достичь надлежащего равновесия трех классических параметров: подвижности - огневой мощи - защиты.

Размещение двигателя (в передней части машины) и особенная трансмиссия (так называемого "Н" типа) были выбраны благодаря следующим преимуществам:

· более низкий силуэт;

· большая устойчивость во время движения по пересеченной местности и (или) во время стрельбы;

· лучшая защита для водителя;

· более высокий уровень стандартизации различных вариантов;

· более низкие стоимости материально-технического обслуживания.

Во всех машинах "Кентавр" используются одни и те же механические группы, особое размещение которых ("Н" тип) дает возможность объединить универсализацию со стандартизацией. А корпуса для каждого варианта оптимизированы для выполнения задачи и изготовлены по современным технологиям.

Варианты боевых машин семейства «Кентавр» (8Х8) включают разведывательную машину для борьбы с танками, вооруженную 105 мм пушкой и экипажем из четырех человек (командир, наводчик, заряжающий, водитель), а также вариант этой машины - «Кентавр» (8Х8) Т, в котором наряду с экипажем из четырех человек имеется отделение охранения из четырех человек. При этом боекомплект сокращен с 14+26 (БК первой очереди и дополнительные выстрелы) до 14+2 выстрелов. Другими вариантами машины являются БМП с двухместной башней с 25 мм АП. Экипаж 9 ÷ 11 (командир, наводчик, водитель + отделение 6 чел. ÷ 8 чел.) . В варианте БТР, с одноместной башней с 25 мм АП экипаж составляет 11 человек (командир, наводчик, водитель + отделение 8 чел.)

Разведывательная машина для борьбы с танками (ИТ «Кентавр»)

В истекшем десятилетии на Западе имелся целый ряд разра-боток колесных бронированных машин. Они были задуманы как истре-бители танков или как тяжелое оружие настильного огня для поддержки пехоты, а также как разведывательные машины (AMX-10RC). Их роль на Центрально-европейском театре военных действий вновь и вновь обсуждалась специалистами по разработке брониро-ванных машин. Однако чем больше углублялись в рассмотрение этого ТВД, тем большим становилось признание этих систем вооружения. Возможность технической реализации, т.е. возможность установить танковую пушку на колесном шасси при почти половинной боевой массе (танка), а также при сохранении свой-ственных колесному шасси технических преимуществ и преимуществ в отношении материально-технического обеспечения было основным стимулом для разработки подобных машин.

Военные требования

Военные требования итальянской армии 1982 года были нацеле-ны прежде всего на создание колесной бронированной машины для огневой поддержки пехоты, которая должна быть пригодной для отра-жения воздушного десантирования и морских десантных операций и, будучи аэротранспортабельной, находиться в распоряжении войск быстрого развертывания. Для выполнения этих задач в качестве основного вооружения была бы пригодной 90-мм пушка. Однако в 1984 году эти тактические требования были изменены и дополни-тельно предъявлено требование полной способности к противо-танковой обороне и боевого использования на основном ТВД в Северо-восточной Италии. Вследствие этого в качестве основного вооружения была предложена 105-мм пушка с высокой скоростью полета снаряда. Единственная возможность разместить такое оружие дли-ной около 50 калибров на примерно 20-тонном колесном шасси - это увеличить длину отката ствола приблизительно в три раза и установить высокоэффективный дульный тормоз (с 35-40% поглощения энергии) и тем самым уменьшить силы отдачи до 12-15 т (танк, в противоположность этому, "выдерживает" силы отдачи 55-60т). За это принялся теперь кон-сорциум "ИВЕКО ФИАТ - ОТО МЕЛАРА", которому вначале, в 1982 г., пришлось отказаться от своего предложения колесного шасси 6х6 с 90-мм пушкой и массой 16 т. Для 105-мм пушки L-7 (танка "Леопард-1") устойчивость шасси 6х6 не была уже достаточной. Шасси опытно-го носителя AVH 6636 было удлинено на одну ось, за счет чего была получена модель 8х8 массой 22т. В июне 1987г. был представлен первый опытный образец, получивший название "Кентавр".

Тактико-технические показатели

Характерными особенностями шасси является Фронтальное расположение силовой установки и Н-образная трансмиссия. Дизельный двигатель с газотурбинным наддувом MTCA V -6 фирмы ""ИВЕКО ФИАТ"" развивает мощность 382 кВт и благодаря своему размещению частично обеспечивает дополнительную баллистическую защиту для сидящего слева впереди механика-водителя.

Применение Н-образной трансмиссии (в сравнении с более простой Т-образной) придает машине большую устойчивость в движении, более высокую выживаемость (даже при выходе из строя до четырех колес "Кентавр" остается способным к маневрированию) и требует меньшего внутреннего объема. Требуемая максимальная скорость движения 80 км/ч во время испытаний была превзойдена (108 км/ч). Автоматическая трансмиссия (ZF) и тормозная система (PEROTH) западногерманского производства. Наряду с гидропневматической независимой подвеской колес следует наз-вать систему регулирования давления в шинах и селекторное переключение привода и управления: при более длительном дви-жении по шоссе выбирают шестиколесный привод и управление четырьмя колесами (8х6х4). Где необходима высокая маневренность на ограниченном участке, при скорости ниже 20 км/ч, может управляться также задняя пара колес (8х6х6), на труднопроходимой местности можно будет выбрать восьмиколесный привод (8х8х6).

В большой трехместной башне установлена 105-мм пушка. Представляется важным, что орудие имеет максимальный откат в 75 см, без чего была бы невозможной установка пушки на колесном шасси массой 22 т. Запас боеприпасов составляет 40 выстрелов (14+26). Система управления огнем фирмы SEPA и дневная/ночная система наблюдения обеспечивают вероятность попадания первым выстрелом (лазерный дальномер на иттрийалюминиевом гранате, легированном неодимом). Спаренный и зенитный пулеметы (оба 7,62-мм), а также дымовые гранатометы (2х4) дополняют вооружение.

Выживаемость этой системы вооружения (ИТ) обеспечивается, наряду с фильтровентиляционной и климатической установкой системы защиты от ОМП, системой пожаротушения и подавления взрыва. Это соответствует западному стандарту. Не очень большой отрицательный угол вертикальной наводки (-6^) делает выбор частично закрытой позиции не совсем простым. Однако хорошая маневренность при поврежденном шасси и простой ава-рийный выход через относительно большую дверцу в кормовой части, а также U-образная форма корпуса (уменьшение действия мин) должны быть оценены положительно. Бронирование обеспечивает защиту от 7,62-мм пуль с твердым сердечником и осколков 155-мм артиллерийских снарядов по периметру, за исключением лобовой части корпуса и башни, бронирование кото-рых должно обеспечивать защиту от 20-мм снарядов. Двигатель установлен в изолированном отсеке, что обеспечивает удобство при техническом обслуживании. Для его замены требуется всего 20 минут. Доступ в бое-вое отделение осуществляется через кормовую дверцу. Сна используется также для пополнения боеприпасов.

Оценка и перспективы

Истребитель танков "Кентавр" обладает хорошей удельной мощностью (16,16кВт/т) и является довольно боеспособной колесной бронированной машиной. Ведущее место до настоящего времени занимала состоящая на вооружении французская БРМ АМХ-10RС (6х6), на которой установлена 105-мм пушка среднего давления МЕСА (L-48). МТ "Кентавр", за исключением борьбы с танками, сможет хорошо выполнять все задачи, предназначаемые ему итальянской армией. В роли истребителя танков он в противо-борстве с современным танком, оснащенным динамической защитой, бесспорно, находится в худшем положении, чем ОБТ с 120 мм пушками. Выбор вооружения но-сителя проводится на альтернативной основе: установка башни с ПТУР или в комбинации "пушка/ПТУР".

Серийное производство ИТ "Кентавр" началось в 1991 году, итальянская армия получила 400 таких машин, 22 машины также состоят на вооружении испанской армии, еще 62 машины, заказанные в 2002 году должны быть получены в 2006 году.

ТТХ ИТ "Кентавр"

Фирма-изготовитель

IVECO Fiat - OTO Melara

Экипаж, чел.

Масса

Боевая, кг

24 000

Габариты, м

Длина с пушкой вперед

8,55

Без пушки

7,40

Ширина

3,05

Высота по крышу башни

2,44

Высота по крышу корпуса

1,75

Клиренс

0,42

Колесная база

1,63+1,45+1,45

Колея шасси

2,51

Привод

8 х 8

Размер шины/ширина трака, м

14,00 х 20

Двигатель

Вид

дизельный

Тип

Рабочий объем, л

12,88

Максимальная полная мощность,

кВт/л.с.

382/520

Емкость топливных баков, л

Эксплуатационные харктеристики

Удельная мощность, л.с./т

21,7

Максимальная скорость по дорогам,

км/ч

Запас хода по дорогам, км

Среднее максимальное давление,

кПа

Вооружение

Основное, калибр, мм

Боекомплект

Спаренное, калибр, мм

7,62

Боекомплект

Приборы наблюдения

Дневное/ночной панорамный

перископ (командира) с независимой стабилизацией поля зрения, дневной/ночной прицел (наводчика) с зависимой стабилизацией поля - зрения, с лазерным дальномером, баллистический вычисли-тель микропроцессор 16-бит.

CENTAURO (8X8). Со nsorzio Iveco Fiat - Oto Melara

DER ITALIENISCHE RADPANZER "CENTAURO". SOLDAT UND TECHNIK, 1990, Nr.8.

B1 «Кентавр» (итал. Centauro) - итальянский тяжёлый бронеавтомобиль, часто классифицируемый также как истребитель танков. Создан концерном Iveco FIAT Oto Melara по заказу Армии Италии на роль разведывательной машины, способной также к борьбе с вражеской бронетехникой. Серийное производство «Кентавра» осуществлялось с 1991 по 2006 год, всего было выпущено 484 машины этого типа, часть из которых, помимо Италии, была экспортирована Испании.

Помимо бронеавтомобиля, на общей с ним базе была создана боевая машина пехоты «Фреччиа», состоящая на вооружении Армии Италии, а также бронетранспортёр, не вышедший за стадию прототипа.

История создания

В 1984 году командование итальянской армии сформулировало требования к высокомобильному колесному истребителю танков, вооруженному 105-мм нарезной пушкой по баллистике аналогичной пушкам танков "Леопард"-1 и М60А1. Прицельная система орудия должна была быть унифицирована с системами управления огнем перспективного основного боевого танка "Ариете" и гусеничной БМП VCC-80. Техническое задание было выработано в рамках комплексной программы перевооружения сухопутных войск. Тяжелым бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков.

Работы по "колесному танку" начались фирмами ОТО Мелара и Фиат в конце 1984 года и опирались на опыт создания в 1982-1983 гг. бронеавтомобиля Фиат 6636 колесной формулой 6х6. Установка башни со 105 -мм пушкой увеличивала массу машины по крайней мере на 6-7 т, поэтому пришлось к трем осям добавить четвертую, чтобы не ухудшилась проходимость машины. Выбор габаритных размеров машины обуславливался трудноразрешимым компромиссом между необходимостью большего внутреннего объёма корпуса для размещения подбашенной турели и ограничениями, налагаемыми размерами грузового отсека военно-транспортного самолета С-130 "Геркулес.

В апреле 1985 г. начались испытания демонстрационной машины без бронирования. Основной целью испытаний была отработка ходовой части, особенно новой гидропневматической подвески колес, и проверка компоновочных решений машины в отношении удобства обслуживания 105-мм пушки.

Первая машина В-1 с полным бронированием и вооружением была передана на испытания в январе 1987 г., до конца года за ней последовало еще пять. Всего в испытаниях участвовало десять бронеавтомобилей В-1 опытной партии. В 1990 году вооруженные силы Италии получили первые десять бронеавтомобилей В-1 "Кентавр", а в 1991 году началось их полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с темпом выпуска десять машин в месяц.

Следует отметить, что бронеавтомобиль В-1 "Кентавр" занимает особое место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют как БРМ - боевую разведывательную машину, однако что не совсем правильно. Исключительно мощное для колесной машины вооружение (105-мм нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда) позволяет в отношении этой машины убрать кавычки с выражения "колесный танк", тем более, что в армии Италии "Кентавры" и пришли на смену танкам - американским М47.

Конструкция

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов - к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель - шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом ИВЕКО Фиат МТСА V-6 мощностью 520 л. с. Кроме бронеавтомобилей "Кентавр" различные варианты дизеля V-6 устанавливаются на гусеничные БМП VCC-80, аргентинский танк ТАМ и итальянский основной боевой танк "Ариете". На машине использована западногерманская автоматическая шестискоростная (пять - вперед, одна - назад) коробка передач ZF SHP-1500. Двигатель, система охлаждения и коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В моторно-трансмиссионном отделении установлена автоматическая система пожаротушения и сигнализации.

Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя (сиденье водителя регулируется по высоте). Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения.

Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов.

Все восемь колес - ведущие, первые две пары - управляемые, но на скорости до 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами.

Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой ОТО Мелара. Она установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик - справа, заряжающий - сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.

Пушка LR по внутренней баллистики аналогична 105 -мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т, чтобы ее погасить установлена специальная гидро-пневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105 -мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке-40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни есть по четыре дымовых гранатомета.

Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6° до +15°.

На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5- и 10-кратным увеличением. В прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности. Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной - от -10° до +60°. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира. Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик - за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то, что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу "Кентавр" не может.

Но результатам испытаний первых шести машин в конструкцию были внесены некоторые изменения: несколько уменьшена ширина корпуса (для более удобного размещения в "чреве" С-130), днищу придана небольшая V-образность для лучшей противоминной защиты, размеры люка в кормовом броне-листе уменьшены.

Серийное производство бронеавтомобилей В-1 "Кентавр" завершилось в 1996 году. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается закупить 30 колесных танков.

Модификации

  • B1 «Кентавр» - базовая серийная модификация
  • B1 «Кентавр» 120-мм - модернизированная модификация с 120-мм гладкоствольной пушкой и улучшенным шасси
  • Draco - модификация, оснащенная 76-мм автоматической пушкой и РЛС. В 2010 году была проведена демонстрация Centauro с новой башней Draco и системой активной защиты Scudo. Опытно-конструкторские работы планировалось завершить в 2012 году. Первый серийный образец может быть поставлен в 2014 году.


Боевое применение

Проверку в боевых условиях бронеавтомобили. "Кентавр" прошли в ходе миротворческой операции "Рестор Хоуп", проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 года восемь колесных танков из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты (кроме "Кентавров" в нее входили еще пять танков М60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. "Кентавры" широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами. В течении первых четырех месяцев 1993 года семь бронемашин намотали 8400 км по сомалийским шоссе и бездорожью. За все время не было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не использовалась, так как сразу по прибытию в Сомали у нее вышел из строя двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой Кентавр ввели в строй, а из Италии перебросили еще две машины.

В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в пневматиках, избавить от проколов она конечно не могла, но завершить выполнение задачи позволяла.

За всю компанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения. "Кентавры" очень часто использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские патрули.

Недостаточно мощными оказались УКВ-радиостанции, установленные на бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ-радиостанцию среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни странно в очень жарком климате экипажи не пользовались системой кондиционирования, предпочитая открывать на распашку все люки.

В Сомали проводились типичные противопартизанские операции. Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее, очень быстро выяснилось, что бронезащита "Кентавров" (равно как и всех других бронеавтомобилей) явно не достаточна, она не "держит" бронебойные пули пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7. В срочном порядке английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-А. Десять комплектов были установлены на "сомалийские" "Кентавры".

Летом 1997 г. "Кентавры" вмести с бронеавтомобилями Фиат 6614 гвардейского кавалерийского полка принимали учатие в операции "Альба" по предотвращению гражданской войны в Албании.

Техническая характеристика

Колесная формула..................................................8х8 Боевая масса, кг...............................................24.800 Длина корпуса, м................................................ 7,40 Длина с пушкой вперед, м........................................ 8,56 Ширина, м....................................................... 2,94 Высота корпуса, м............................................... 1,75 Высота по крыше башни, м........................................ 2,44 Колесная база, м...................................... 1,60/1,45/1,45 Ширина колеи, м................................................. 2,51 Дорожный просвет, м............................................. 0,42 Максимальная скорость по шоссе, км/ч.............................. 108 Запас хода по шоссе, км.......................................... 800 Емкость топливных баков, л....................................... 540 Преодолеваемые препятствия: подъем............................................................ 60% высота стенки, м................................................ 0,55 ширина траншеи, м................................................ 1,55 глубина брода, м.................................................. 1,2 Экипаж, чел. ....................................................... 4

Новость о тестировании итальянского колесного танка "Centauro" и возможной покупки лицензии для его производства - наделала немало шума. Сторонники и противники не скупились на аргументы. Писало о "Кентавре" и в "Безопасном Отечестве". Хотим предложить вашему вниманию действительно взвешенную статью эксперта, рассматривающего не только "Кентавра" - но и другие колесные боевые машины как самостоятельный подкласс военной техники.


Надо сразу констатировать - машин такого класса ни Советская, ни Российская армия никогда не имела. Созданием бронеавтомобилей у нас в стране после Второй мировой не занимались - для большой войны с использованием ядерного оружия, а именно к ней и готовился СССР, они были не нужны. На Западе исповедовали несколько иной подход, так как помимо подготовки к глобальному вооруженному противоборству с возглавляемым Москвой соцлагерем приходилось уделять внимание колониям, заморским территориям и т. д.

Значительное влияние на объемы разработки КБМ оказывал и спрос на них в странах третьего мира, не столь богатых, чтобы закупать в больших количествах основные танки. Ну а спрос, как известно, рождает предложение. За 70 лет за рубежом появилось множество бронеавтомобилей различных классов - от легких до тяжелых. К категории последних и относится «Кентавр». Да, да, «Кентавр» - это бронеавтомобиль или, как классифицируется подобная техника по современной отечественной терминологии, - колесная бронированная машина с тяжелым вооружением. Термина «колесный танк» официально не существует. Впрочем, в итальянской армии «Кентавр» именуется легким истребителем танков.

На фото: КБМ "Страйкер", США

Тактико-технические требования для «Кентавра» были определены в 1984 году. Согласно им планировалось сконструировать мобильную КБМ, оснащенную 105-мм орудием, обладающую высокими динамическими характеристиками, большим запасом хода, повышенной проходимостью по пересеченной местности и компьютеризированной системой управления огнем, унифицированной с СУО основного танка «Ариете».

Производство «Кентавров» для итальянской армии началось в конце 1990 года на заводе фирмы IVECO-Fiat в Больцано и завершилось в 1996-м. В войска поступило 400 машин, в настоящее время осталось 320 (в восьми кавалерийских полках). Статус 80 КБМ этого типа неясен. Еще 84 бронеавтомобиля Рим продал Испании (возможно, 80 из них как раз из наличия итальянской армии) и шесть КБМ - Оману. Причем последние вооружены 120-мм пушками. Таким образом, общее количество выпущенных «Кентавров» составляет либо 410, либо 490 единиц.

Что же представляет собой истребитель танков В1 Centauro?

Корпус машины сварен из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 25-мм снарядов, с кормы и бортов - пуль калибра 14,5 миллиметра. При этом, правда, не сообщается, с каких именно дистанций. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель - шестицилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом IVECO МТСА мощностью 520 лошадиных сил. На КБМ использована немецкая автоматическая (пять скоростей вперед, две - назад) коробка передач ZF 5HP-1500.

На фото: КБМ "Руикат" (Рысь), ЮАР

Двигатель, система охлаждения и коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В случае необходимости силовой блок может быть заменен в течение 20 минут. Слева от МТО находится отделение управления с рабочим местом водителя (сиденье регулируется по высоте), который вне боевой обстановки управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех перископических приборов, причем предусмотрена замена среднего из них на бесподсветочный прибор ночного видения.

Трехместная сварная башня смонтирована ближе к корме корпуса. Она изготавливается как единый модуль и поступает на сборку бронеавтомобиля уже полностью готовой к установке на шасси. Командир КБМ сидит слева от пушки, наводчик - справа, заряжающий - за наводчиком. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.

105-мм орудие с длиной ствола 52 калибра по внутренней баллистике аналогично 105-мм танковой пушке L7/M68 и снабжено устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным (поглощает до 40% отдачи) дульным тормозом, термозащитным кожухом. Отдача орудия при выстреле - 14 тонн. Гасить ее призвана специальная гидропневматическая система отката с ходом ствола 750 миллиметров после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105-мм боеприпасами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас - 40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (находится от нее с левой стороны). Еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам - 4000 патронов. По бортам башни смонтировано по четыре дымовых гранатомета.

Приводы орудия и башни - электрогидравлические с ручным дублированием. Углы возвышения пушки изменяются от -6º до +15º (несколько меньше, чем на основных боевых танках, из-за низкого профиля башни).

«Кентавр» оснащен СУО Officine Galileo TURMS - такой же, как и на основном боевом танке «Ариете». Главными ее компонентами являются панорамный дневной прицел командира со стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания, перископический комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика со стабилизированной линией прицеливания и встроенным лазерным дальномером, цифровой баллистический вычислитель, комплект датчиков условий стрельбы, система учета изгиба ствола и пульты управления командира, наводчика и заряжающего.

Командирский прицел обладает фиксированным 2,5- и 10-кратным увеличением. Угол качания головного зеркала изменяется от -10º до +60º, угол поворота головки прицела по горизонтали - 360º. Для наблюдения и ведения огня ночью командир использует телемонитор, на который выводится изображение с тепловизионного прицела наводчика.

Находящийся на крыше башни прицел наводчика объединяет четыре основных модуля (головное стабилизированное зеркало, оптический дневной канал, лазерный приемопередатчик и тепловизор) в одном корпусе. Дневной канал имеет пятикратное увеличение, а тепловизионный обеспечивает вывод на монитор двух полей зрения - широкого и узкого.

На фото: КБМ "Piranha 4" , от швейцарской фирмы Mowag

Цифровой баллистический вычислитель определяет исходные установки для ведения огня, управляет действием всех подсистем СУО (оптическим прицелом, лазерным дальномером, сервоприводами), а также датчиками условий стрельбы, встроенными системами контроля работоспособности СУО SITE и обучения экипажа, обеспечивает переконфигурацию алгоритмов работы системы из нормального режима в дублирующие в случае ее частичных отказов.

В СУО включены три основных датчика условий стрельбы: метеорологический, курсового угла и износа канала ствола.

У наводчика в качестве резервного есть телескопический прицел Officine Galileo OG С102 с восьмикратным увеличением и тремя прицельными шкалами, которые переключаются вручную.

Подвеска машины - гидропневматическая. Поворотными являются две пары передних и последняя пара задних колес, что обеспечивает относительно небольшие радиусы поворота. Задняя пара колес управляется только при скоростях движения до 20 километров в час. Централизованная система регулирования давления в шинах входит в стандартное оснащение КБМ. Регулировка осуществляется с места водителя во время движения и обеспечивает повышенную проходимость по пересеченной местности.

В нише башни размещены элементы системы защиты от ОМП Sekur, подобной примененной на танке «Ариете». Она препятствует попаданию внутрь бронеавтомобиля зараженного воздуха путем создания в ней избыточного давления. Встроенная система кондиционирования воздуха позволяет экипажу нормально работать при температуре окружающего воздуха в диапазоне от -30º до +44ºС.

В состав стандартного оборудования «Кентавра» входят расположенная спереди лебедка и противопожарные системы в силовом и боевом отделениях.

В стандартном исполнении боевая масса «Кентавра» составляет 25 тонн. Экипаж - четыре человека, максимальная скорость по шоссе - 105 километров в час, запас хода по топливу - 800 километров.

Следует отметить, что 251 машина выполнена в так называемом длинном исполнении. Ее корпус в кормовой части удлинен на 22 сантиметра, что позволяет оборудовать там места для четырех пехотинцев патрульной группы.

После применения «Кентавров» итальянским контингентом в Сомали в 1992 году усилилось их бронирование. При установке на КБМ модулей дополнительной бронезащиты его масса возрастает до 28 тонн.

На шасси истребителя танков «Кентавр» разработаны командно-штабная машина, БМП, варианты КБМ со 120- и 60-мм пушками.

Что удручает

Таков в общих чертах облик «Кентавра». Как видим, он представляет собой вполне современную легкобронированную боевую машину. При этом вооружение его находится на уровне основного боевого танка (особенно в случае установки 120-мм гладкоствольной пушки с длиной ствола 45 калибров), а тактическая подвижность существенно выше. «Кентавр» действительно можно считать одним из лучших образцов в своем классе.

Все это так, скажет читатель, пусть «Кентавр» хорошая машина, но вопрос ведь заключается не в том, насколько она хороша, а в том, насколько она необходима Российской армии. Заморских регионов с повстанцами у России вроде бы нет, больших пустынных пространств тоже. Правда, есть повстанцы на собственной территории да беспокойные и плохо прогнозируемые южные соседи. Кроме того, РФ не Европа, где проехав 300 километров, можно попасть в другую страну. У нас даже в европейской части расстояние между областными центрами порой вдвое больше. В таких условиях вряд ли стоит пренебрегать возможностью быстрой переброски мотострелкового соединения в заданный район своим ходом. Ведь в ряде случаев перевозка по воздуху или по железной дороге отнимет куда больше времени. Правда, быстрая переброска своим ходом возможна только при отсутствии на вооружении соединения гусеничных машин.

Словом, «Кентавр» как нельзя лучше подходит для оснащения мобильных сил или сил быстрого развертывания. Машины такого класса пригодились бы и морской пехоте, и Воздушно-десантным войскам. КБМ смогли бы заменить танки и в легких мотострелковых бригадах, если, конечно, формирование таких соединений предусмотрено военной реформой. В составе же других соединений Российской армии - классических танковых и мотострелковых бригадах ниша для машин, подобных «Кентавру», просматривается плохо. Вопреки некоторым суждениям «Кентавр» не разведчик, а машина огневой поддержки или истребитель танков.

И удручает тут не сам факт обращения к импортной технике, поскольку в отличие от «Рыси» у «Кентавра» действительно нет аналога в России. По назначению к нему наиболее близка САУ 2С25 «Спрут-СД», но она имеет гусеничное шасси и в настоящем своем виде Российской армии явно не нужна. Наталкивает на невеселые размышления какой-то бессистемный подход.

По логике необходимо создание целой гаммы колесных бронированных машин на единой платформе. Пример для подражания есть - семейство КБМ «Страйкер». На базе бронетранспортера с колесной формулой 8х8 разработаны разведывательная машина, 120-мм самоходный миномет, командно-штабная, инженерная и санитарно-эвакуационная машины, самоходный ПТРК, машина радиационно-химической разведки и, наконец, машина огневой поддержки со 105-мм орудием. Проектируется 155-мм самоходная гаубица. Всей этой техникой оснащены механизированные бригады «Страйкер» сухопутных войск США. По такому же пути идут сейчас и в армиях многих других стран. Не нужно объяснять, насколько наличие единого шасси удешевляет производство и эксплуатацию боевых машин, облегчает обучение личного состава. В случае принятия «Кентавра» на вооружение Российской армии ни о какой унификации не может быть и речи.

Справедливости ради следует отметить, что попытки проектирования унифицированных семейств боевых машин на шасси колесных бронетранспортеров предпринимались и у нас, но опять-таки какие-то бессистемные. БТР-60 послужил в основном базой для многочисленных командных пунктов, машин управления и т. д. То же самое можно сказать и о БТР-70 - дальше создания машин связи и подвижных командных пунктов и с ним дело не пошло. Впрочем, в 1968-1973 годах в ЦНИИ «Буревестник» (головном НИИ по артвооружению среднего и крупного калибров) были разработаны 85-мм буксируемая противотанковая пушка 2А55 «Жало-Б» и 85-мм самоходная противотанковая пушка 2С14 «Жало-С». Последняя представляла собой вращающуюся башню с орудием, установленную на корпусе БТР-70. Для этого в бронетранспортере пришлось ликвидировать десантное отделение. Обе системы успешно прошли полигонные испытания, но на вооружение не принимались. Дело в том, что бронепробиваемость 85-мм подкалиберного снаряда была в 1,5 раза меньше, чем боеприпаса 125-мм танкового орудия Д-81. Видимо, это и явилось основной причиной прекращения работ над пушками «Жало». Опытный образец 2С14 находится сейчас в танковом музее в Кубинке.

Чуть больше повезло БТР-80 - помимо разного рода командно-штабных машин на его базе были созданы БРЭМ, бронированная медицинская машина, машина РХМ и самоходное 120-мм орудие «Нона-СВК». Однако реальной единой платформой для КБМ не стал и он.

Более или менее полноценную машину огневой поддержки удалось создать только на шасси БТР-90. Речь идет о машине с боевым модулем «Бахча-У» и комплексом вооружения, равноценным БМП-3, демонстрировавшейся на выставке IDEX-2001.

Судя по всему, причиной неудач при создании КБМ с тяжелым вооружением на шасси отечественных бронетранспортеров была их компоновка. Западные БТР с кормовым расположением десантного отделения значительно лучше подходят для размещения тяжелого вооружения.

Итак, мы убедились, что место для «Кентавра» в Российской армии найдется. Подобная машина будет явно не лишней. Но требуется системный подход, необходима разработка отечественного бронеавтомобиля такого класса на основе унифицированной платформы 8х8 и в рамках семейства КБМ. В настоящем своем виде «Кентавр» нам не нужен. В качестве временной меры в принципе приемлемо появление некоего промежуточного синтезированного образца, например шасси от «Кентавра», но с башней от «Спрута» или что-то в этом роде. В конце концов вооружение на «Кентавре» нам в любом случае не подходит. Или в Минобороны решили перейти на натовские калибры? Не узнать бы об этом последними.

Да и вообще как-то странно у нас все происходит. Как выбирали «Мистраль» (и зачем?) - непонятно, «Рысь» - тоже непонятно. Теперь вот «Кентавр». А почему, собственно, «Кентавр»? Почему не «Руикат» или какой-нибудь «Моваг». Почему опять итальянцы, опять IVECO? Или в Министерстве обороны не знают о существовании других типов КБМ с тяжелым вооружением? Если речь идет только об ознакомлении, то ничего страшного. Если же о приобретении лицензии, то становится как-то печально от безальтернативности выбора и келейности процесса. Увы, не в первый раз.

Материал с сайта.

Линейка британских танков"Centaur" была попытком ответа на появление и постоянную модернизацию немцами танка "Panzer IV", который впоследствии будет составлять основную конкурению танкам Великобритании и США в Африке. Проект танка А27L, который впоследствии получит название "Centaur" был очень похож на другой образец британского танкостроения - "Cromwell"(A27M), ключевым отличием было наличие другого двигателя.

Описание

Работы по проекту A27 вели сразу несколько британских компаний - "Birmingham Railway Carriage and Wagon", "Rolls-Royce" и "Nuffield". Для устнановки в танк предполагалось использовать двигатель фирмы "Rolls-Royce" под названием "Meteor". По сути это была адаптированная танковая версия авиационного мотора "Мэрелин", который использовался для установки в самолеты. Вот тут у британских конструкторов и начались проблемы. Этих двигателей остро нехватало для нужд авиации, в связи с чем было принято решение для продолжения проекта разработать промежуточную версию танка с другим двигателем - "Liberty", отсюда и маркирока машины - A27L, в то время как для танков с двигателем "Meteor" использовалась A27M. Осенью 1941 года компания "English Electric" начала работу над прототипом. Окончательное название танка - "Centaur" появится позже, а название "Cromwell" закрепят за машинами модификации A27M c двигателями "Meteor". Заранее предусматривалось, что двигатель "Liberty" можно будет в любое время заменить на "Meteor", это было изначально заложено в конструкции танка. Летом 1942-го построили первый экземпляр танка "Centaur", а уже к концу года наладили массовый выпуск этих боевых машин. Первые модификации A27L впоследствии получившие название "Centaur I" были практически идентичны проекту A24("Сavalier"), что позволило британской военной промышленности в короткий срок изготовить большое количество этих машин за счет наработанной технологии. В дальнейшем появилась разработка "Centaur II", однако в серию танк не пошел из-за ряда конструктивных недостатков. Дальнейшим развитием линейки стал танк "Centaur III" с усиленным вооружением - на него устанавливались 75-мм орудия Mk.V и Mk.VA, которые дали возможность британским танкистам более уверенно противостоять немецким средним танкам "Panzer IV" модификаций "Ausf G." и "Ausf.F2", также оснащенным длинноствольным 75-мм орудием. Последней машиной в серии "Центаур" стал "Centaur IV"и это уже был танк огневой поддержки с 95-мм гаубицей, фактически его можно было сравить с САУ класса штурмовых орудий. Большинство модификаций танка "Centaur" так и не приняли участие в боевых действиях - в 1943 году, когда британская промышленность получила возможность массово устанавливать в машины двигатели типа "Meteor", все танки "Centaur" начали активно доводить до стандарта "Cromwell", производя замену двигателей. Большое количество "Центауров" переделали во вспомогательную технику - инженерные машины, бронетранспортеры и т.д. В сражениях Второй мировой войны удалось принять участие только последним модификациям "Centaur IV", которые входили в "Бронированную группу огневой поддержки королевской морской пехоты"(Royal Marines Armored Support Group). Она высадилась на берегах Нормандии в числе первых десантных подразделений летом 1944-го. При высадке группой было потеряно 20 машин "Centaur IV", причем большая часть из них просто не добралась до берега, утонув во время высадки. Известно, что уцелевшие танки "Centaur" участвовали в боях до конца июня, после чего были отведены в тыл. С окончанием войны танки этого типа эксплуатировались ещё какое-то время в Англии, Франции и Греции.

Проект варианта танка А27 с двигателем Liberty и трансмиссией Merritt-Brown, получившим название «Centaur» , был разработан в конце 1941 г. фирмой English Electric, которая по контракту построила и опытную модель.

29 апреля 1942 г. той же фирме была поручена постройка двух прототипов A27L. Постройка первого из них закончена 29 июня 1942 г. (второй танк был готов несколько дней спустя) и в июле обе машины отправлены в Фарнборо для испытаний. Уже в августе на нескольких фирмах были размещены первые заказы на серийные танки A27L, наибольший заказ получил концерн Nuffield. Предусматривалась постройка свыше 4000 машин.

Однако вскоре, в результате негативных оценок, полученных A27L на испытаниях, часть уже заключенных контрактов была аннулирована, а в остальных сокращено количество заказанных танков. Затем "патронаж" над Centaur принял на себя концерн Leyland, ставший ведущим и ответственным производителем этого танка. Leyland возглавлял несколько других более мелких фирм, выпускавших A27L целиком или поставлявших отдельные узлы и детали. В сентябре 1942 г. на заводах Leyland освоено производство двигателей Liberty (всего выпущено около 3000 моторов) и узлов трансмиссии Merritt-Brown (за войну произведено более 6000 таких узлов для танков Centaur, Cromwell и Comet). Серийное производство A27L началось в декабре 1942 г. Первые серийные танки фирмы Leyland сошли с конвейера в январе 1943 года. Поскольку на них впоследствии предусматривалась замена мотора, фундамент под таковой рассчитывался на установку обоих типов двигателей. Радиаторы разместили в торце моторно-трансмиссионного отделения, а не по бортам, как на Centaur.

С конца 1942 г. инженеры Leyland начали работы над модернизацией двигателей Liberty, направленные на увеличение их мощности, устранение многочисленных недостатков, обеспечение надежной работы. Улучшенный вариант мотора имел мощность 395 л. с. (кратковременно - 405-410 л. с.) и был запущен в производство в первой половине 1943 г. Но уже в середине того же года количество строившихся на заводах Leyland танков Centaur значительно уменьшилось, а их место на конвейере заняли танки Cromwell. Производство A27L закончилось в феврале 1944 г.

Всего с августа 1942 года по февраль 1944 года было выпущено 3134 Centaur всех модификаций (включая и ЗСУ). Таким образом, этот танк, менее знаменитый, чем Cromwell, стал самым массовым "тяжелым крейсером" английской армии во второй мировой войне.

A27L выпускались в нескольких вариантах:

Centaur I - первоначальный вариант, вооруженный 6-фунт. (57мм) пушкой OQF. Построено около 700 машин;

Centaur II - такое обозначение получила модель с более широкими гусеницами и направляющими звездами с большим количеством зубьев (построены, скорее всего, единичные опытные экземпляры);

Centaur III - второй основной вариант танка, вооруженный 75 мм пушкой Mk V или Mk VI. Значительная часть этих машин была получена путем переделки из Centaur I, а затем частью переоборудованы в машины специального назначения, а частью доведены до стандарта Cromwell. Такие танки (с двигателем Meteor) известны как Cromwell Mk X (позднее обозначение заменили на Cromwell III);

Centaur IV - танк поддержки с 95 мм гаубицей. Всего построено 80 машин, имевших двигатели с повышенной степенью сжатия, что давало непродолжительное увеличение мощности. Использовались, в основном, как учебные. При высадке в Нормандии Centaur IV состояли на вооружении Royal Marine Armoured Support Group.

С конца 1943 г., когда удалось развернуть производство двигателей Meteor и 75 мм танковых пушек, началось массовое переоборудование A27L до стандарта Cromwell, отличить эти танки друг от друга можно было только по незначительным деталям (например, различный механизм натяжения гусениц).

A27L, которые не подлежали переоборудованию, переделали во вспомогательные машины. Так появились следующие модификации Centaur:

Centaur AA - самоходная зенитная установка (так наз. зенитный танк), на которую после демонтажа башни устанавливалась модифицированная башня танка Crusader AA. Существовали две модификации: машины Centaur AA Mk I имели башню от Crusader AA Mk II, а Centaur AA Mk П - башню от Crusader AA Mk III.

Вооружение составляла спаренная 20-мм установка Polsten (в отличие от Oerlikon на Crusader AA). Радиостанция часто монтировалась в корпусе, а на ее обычном месте размещался дополнительный боезапас. Построено около 200 единиц;

Centaur ОР - танк артиллерийских наблюдателей и корректировщиков. Оснащался дополнительной радиостанцией, телефоном и средствами наблюдения. Орудие заменялось деревянным макетом. Такие машины использовались в подразделениях управления и артиллерийских полках танковых дивизий;

Centaur ARV - эвакуационный бронетягач (БРЭМ). На месте башни монтировалась лебедка, а на корпусе - кран и полки для размещения баков с топливом, контейнеров с запчастями и т. п.;

Centaur Dozer не имели башни и оснащались отвалом. Применялись при сооружении укреплений и разрушении препятствий (типа рвов и т. п.). Отвал монтировался на раме, закрепленной по бортам, и опускался гидроприводом. Эти машины придавались (по одной) каждому эскадрону в танковой дивизии, а также саперным частям. Конструкция была разработана в 1944 г. и производилась фирмой MG Car Co. Небольшое количество таких машин поступило в незадолго перед окончанием войны;

Centaur Kangaroo - бронетранспортер - стандартный танк без башни, приспособленный для перевозки в боевом отделении пехоты (10-12 солдат). Переоборудованы несколько опытных экземпляров.

A27L в своем оригинальном виде в боях не участвовали. Исключение составляют только танки RMASG (Royal Marine Armoured Support Group - танковая группа поддержки морской пехоты). RMASG сформирована Королевским военным флотом в июле 1943 г. Согласно первоначальной концепции, танки группы (Centaur IV с 95 мм гаубицами) с демонтированными двигателями должны были устанавливаться парами на десантных баржах для поддержки с моря первой волны штурмовых отрядов морской пехоты в момент, когда корабельная артиллерия начинала переносить огонь в глубь обороны противника. После нескольких учений, завершившихся в феврале 1944 г. показательными маневрами, на которых присутствовали король Георг VI и генерал Монтгомери, эта концепция была изменена. На танки, которые теперь должны были десантироваться вместе с морской пехотой и поддерживать ее в глубине обороны противника, вновь установили двигатели. С 14 марта началась реорганизация RMASG: командиром группы стал бригадир Д. Н. Сандерс (после его смерти в июне 1944 - полковник Э. Д. Харви) и состояла она теперь из двух двухдивизионных полков (по 32 Centaur и 8 Sherman OP в каждом) и отдельного танкового дивизиона. Всего группа насчитывала 1075 чел. и 100 танков.

Во время форсирования Ла-Манша и высадки 6 июня 1944 г. (D-Day) группой потеряно 20 танков Centaur (в основном, затоплены). В первый день в боях участвовал 21 танк, затем прибыли остальные. Интересно, что для увеличения боезапаса этих танков к ним цепляли плавающие сани-прицепы, на которых перевозились 60 дополнительных снарядов к гаубице. Хотя первоначально планировалось использование танков морской пе хоты не далее 2 км от береговой полосы, они участвовали в боях до 21 июня, при необходимости поддерживая у р. Орн командос из 4-й бригады Special Service или взаимодействуя с 6-й воздушно-десантной дивизией. 24 июня RMASG была отведена в тыл (боеспособные танки переданы артиллерийским частям), а затем отправлена в Англию, где и расформирована в октябре 1944 г.