Как определять ведущие мотивы сотрудников и составлять мотивационные карты. Нематериальная мотивация персонала Факторы, определяющие уровень мотивации


Страница 1

Мотивы – побудительные силы деятельности и поведение субъекта. В понимании их природы в психологии нет единого взгляда. Исходное понятие предложено А.Н. Леонтьевым. Оно вытекает из разработанной им концепции психики как деятельности. Последняя – отправной пункт нашего понимания природы общения как коммуникативной деятельности. Понятие мотива тесно связано с понятием предмет деятельности и потребность приобретать свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную, направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом.

Предложенное понятие дает возможность опереться на объект (или представление о нем) в котором мотив «опредмечивается» что позволяет судить о мотивах субъекта на основании наблюдаемых объективно фактов.

Мотивы общения – это те качества партнера, которые выявились в его процессе, удовлетворяют потребность в общении. Поскольку мотивы общения неразрывно связаны с потребностью в нем, их понимании требует раскрытия содержания потребности. Легче всего судить о содержании потребности позволяют продукты общения, которые – согласно концепции М.И. Лисиной – представляют собой образы самого себя и другого человека . Суть потребности в общении состоит в самопознании и самооценки субъекта через познание партнера по общению. Отсюда следует, что субъекта побуждают к взаимодействию с партнером, т.е. становятся мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное я, способствуют его самосознанию.

Метафорическое понятие «партнер как зеркало» разводится на 2 функции 1) выявление сходства, подобия партнеров, что позволяет познавать себя через познание другого и сопоставление себя с ним; 2) выявление оценки своих качеств партнером и уточнению их для себя. Первый путь предполагает восприятие и оценку качеств партнером и уточнению их для себя. Первый путь предполагает восприятие и оценку качеств партнера, второй – заключается в побуждении партнера к отклику на инициативу, улавливании и учете его. Отсюда мотивы общения следует искать в двух различных по функции типах качеств: 1) в общих (сходных) свойствах партнера и 2) в способности партнеров давать отклик (оценку) на проявление других участков общения. Названные типы качеств соответствуют двум основным типам коммуникативных мотивов (партнер – подобие субъекта, партнер – ценитель субъекта). Общение не всегда представляет самостоятельную деятельность: оно часто лишь компонент деятельности практической или познавательной. По мере развития у детей различных видов деятельности, прежде всего ведущей – игры, у них возникает необходимость коллективных действий, объединения усилий. Поэтому важнейшее качество, побуждающее их к совместной деятельности, а значит и к общению в ней, - способность к слаженности действий, к согласованности. Такая способность составляет третий основной тип коммуникативных мотивов детей (партнер – равный участник общего дела).

Коммуникативные мотивы теснейшим образом связаны с содержанием потребности в общении.

Так каковы же мотивы общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Первую и важнейшую категорию составляют мотивы, порождаемые потребностью детей в активной деятельности, которая выражается у дошкольников в сюжетно-ролевой игре и является для них ведущей деятельностью. Ребенок вступает в общение со сверстником ради участия в общей игре или продуктивной деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательного и сложенного действования. И, прежде всего, это умения создавать интересные замены игр, выдвигать цели и согласовывать свои цели и действия с другими участниками. Подчиненность мотивов общения данной категории потребностей в общем деле позволяет позвать их деловыми.

На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Ребенок обогащается новыми знаниями о мире, умении строить повествования. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя и ценителя. Качества сверстника как источника сведений и их ценителя, отвечающие познавательной потребности детей, составляют вторую категорию – познавательных мотивов их общения, по значению уступающую первой.


Организаторские способности руководителя и его умение убеждать
Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т.е. умение добиваться желаемых изменений во взглядах и убеждениях других людей. Руководитель – это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Организовать работу других – это распределить между ними конкретные задания. Такая форма в...

Воля как характеристика сознания
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. Произвол...

Экспериментальное исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста. Постановка проблемы и организация её исследования.
Цель работы – изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы – интерната. Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения детей в подростковом возрасте. Объектом исследования – дети подросткового возраста из школы – интерната (5 ...

Условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия ? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Несмотря на то, что каждый из нас ходит на работу зарабатывать деньги, тем не менее, есть еще что-то, что заставляет нас вставать по утрам и отправляться в офис, даже если материальных затруднений мы не испытываем. Что за сила, которая нас толкает на трудовые подвиги?

Принято выделять пять мотивов, которые побуждают людей на трудовую деятельность. Это два внешних мотива - материальное вознаграждение и социальное одобрение, и три внутренних - процессный, достижения и идейный. Безусловно, все они сочетаются в одном «флаконе» и разделение весьма условно, тем не менее, мы можем говорить о ведущем мотиве в тот или иной период жизни человека, откладывающий отпечаток на его поведение, взаимоотношении с коллегами и начальством, да и вообще на отношении к своей работе в целом. Распознав и грамотно стимулировав трудовой мотив человека, можно добиться потрясающих результатов в управлении людьми.

Рассмотрим поподробнее каждый из них.

Мотив материального вознаграждения

В сознании такого человека доминирует мысль, что «деньги решают все». Исходя из подобных соображений, он по своей натуре расчетлив и прагматичен, а иногда и циничен, ориентирован на постоянное получение выгоды, исчисляемой как в деньгах, так и в их материальных эквивалентах и различных компенсациях - жилья, транспорта, учебы, отдыха и прочее. Маловероятно, что такой сотрудник согласится «сидеть» на одном окладе или зарплате, подразумевающий бонусный потолок. Прибыль должна чувствоваться здесь и сейчас. Как крайний вариант яркого проявления - мания вещизма в мелочах.

Если организация попадает в форс-мажор с задержкой выплаты зарплаты сотрудникам или снятыми бонусами, то первая волна уволившихся будет состоять из работников именно с этим ведущим мотивом. На собеседование при трудоустройстве такой соискатель, в первую очередь и очень детально, будет интересоваться системой оплаты, компенсациями, материальными перспективами, а также, возможно, наличием времени для подработок.

Стимулирование к деятельности с этим мотивом: оплата труда, напрямую завязанная от результата, оплата сразу по факту выполненной работы, периодические (но не систематические!!!) дополнительные бонусы, различные компенсации.

Хорошо показана (и, конечно, немного утрирована) модель поведения человека с таким ведущим мотивом в отечественной комедии «Блондинка за углом» у главной героини.

Мотив социального одобрения

Человеку с этим ведущим мотивом нужно быть постоянно в центре внимания. Такой сотрудник нуждается в постоянной позитивной оценке своей деятельности как начальством, так и коллегами. Он даже согласится на невысокую зарплату, лишь бы постоянно получать одобрение и похвалу, а также свободу действий для общения и общественной деятельности. Обычно умные руководители ценят таких работников, поскольку средства их стимулирования достаточно просты и экономически выгодны, а отдача существенна. Хорошими стимулами являются: похвала на собрании, доска почета, благодарности в трудовую книжку, почетные грамоты, символические подарки, иногда поручения общественного характера (например, подготовка культмассовых или корпоративных мероприятий, где можно проявить свои таланты). А уж если такого работника публично наградить поездкой на какой-нибудь курорт, то уже можете не беспокоится по поводу его ухода из компании в ближайшее время.

На собеседовании такого соискателя будет очень интересовать коллектив, личность руководителя, периодичность корпоративных мероприятий, уровень лояльности компании.

Яркий образ такого сотрудника (точнее, сотрудницы) создал в своей комедии «Служебный роман» Эльдар Рязанов. Это образ «Шурочки из бухгалтерии».

Мотив процессный

Наверняка вам известны люди, с головой ушедшие в свою работу. Где бы они не находились - на прогулке, в гостях, в кругу семьи - все их разговоры преимущественно крутятся вокруг фирмы и рабочих обязанностях. Такие люди имеют тенденцию приходить в офис раньше других и уходить последними. Они спокойно потратят на дело свой выходной или возьмут работу на дом. Они могут довольствоваться относительно невысоким доходом, лишь бы чувствовать себя комфортно за своим рабочим местом. Обычно эта категория работников «прикипает» к фирме надолго, если на ней созданы все условия для нормальной деятельности. Такому сотруднику можно смело поручать ответственную рутинную работу и не беспокоиться, что он сделает что-то не так. Обязательное условие: обеспечьте ему доступ к нужной информации и снабдите всеми необходимыми инструкциями и материалами.

На собеседовании соискатель с таким ведущим мотивом будет дотошно выяснить моменты, связанные с условиями работы, технологиями. Как догадались, важными средствами стимулирования таких работников будет: обеспечение рабочего места всем необходимым техническим оборудованием, канцелярией, уютным помещением. Не забывайте говорить сотруднику перед тем, как дать ему поручение, что ИМЕННО ЕМУ вы можете поручить такое важное и ответственное дело, как составление сводного статистического отчета или анализа деятельности за энный период, поскольку ТОЛЬКО ОН знает все рабочие тонкости и нюансы. Для таких сотрудников очень важна оценка их как профессионалов.

Яркий представитель работника с выраженным процессным мотивом показал Рязанов все в той же комедии. Это первоначальный образ Калугиной, главной героини.

Мотив достижения

Как правило, личности с этим ведущим мотивом - хорошие стратеги, мотивированы, в основном, на карьерный рост и статусность. Они четко представляют себе цели и умело к ним продвигаются. А вот в зависимости, каким путем они это делают, можно говорить о выраженном материальном или социальном компонентах достижения.

Психология человека с выраженным материальным компонентом достижения примерно следующая: «заработаю деньги - и, как следствие, мой социальный статус вырастет». Исходя из подобного мировоззрения, такие люди обладают теми же качествами, что и люди с мотивом материального вознаграждения. Разница лишь в том, что для первых деньги - это средства достижения, а для последних - деньги это, в основном, цель деятельности.

Психология человека с выраженным социальным компонентом достижения такова: «будет хороший социальный статус - будут деньги». Такой подход в работе диктует им линию поведения, направленную на всеобщее признание и одобрение. Они охотно используют дорогие символы, подчеркивающие их индивидуальность (дорогие костюмы, заколки, авто и прочую атрибутику). С руководством стараются вести себя на равных, с коллегами, с одной стороны, возможна некая услужливость, а с другой - дистанцирование от них. Хороший образ такого карьериста создал актер Басилашвили все в том же «Служебном романе».

Если вы руководитель и в вашем коллективе есть подобная личность, то будьте начеку. Есть риск, что вас «подвинут». Но если вы уверены в своих позициях, то оставлять такого сотрудника без внимания - просто преступление. Вы рискуете потерять ценного и перспективного сотрудника (или приемника, если хотите). Мотивация такого работника обойдется недешево, но оно того стоит. Избегайте поручать им рутинную работу. Это самый верный способ их демотивировать. Для этого в вашем коллективе есть человек с процессным мотивом. Это стратеги, их мышление (в отличие от предыдущего примера) не точечно и специализированно, а системно. Они способны отследить динамику развития того или иного проекта и просчитать на несколько шагов вперед.

Методы мотивации следующие: привлечение к разработке стратегии развития проекта, делегирование управленческих полномочий, отдельное рабочее место, приглашение на обед с руководством. Если дарите такому сотруднику подарок, то имейте в виду, что он должен быть эксклюзивным. Дешевый ширпотреб исключите.

На собеседовании такой соискатель будет задавать много вопросов относительно перспектив карьерного роста, структуры компании, в том числе иерархической. Обычно эти люди целеустремленны, зачастую амбициозны и харизматичны.

Мотив идейный

Бывают и такие ситуации, когда человеку предлагают много денег за какую-либо работу, но он отказывается по идейным соображениям. Скажем, многим претит сама мысль торговать наркотиками (и дело не только в том, что это опасное занятие). Возможно кто-то не станет торговать оружием или табачными изделиями, если человек убежденный противник табака. В таких случаях речь идет о нравственных принципах, заложенных еще в детстве. Есть категория людей, у которых идейные мотивы доминируют над всеми остальными. Чаще такое бывает у личностей, воспитанных в очень религиозных семьях или в семьях с профессиональными традициями, передающимися из поколение в поколение. Если в вашем коллективе есть сотрудник с ярко выраженным идейным мотивом, то это отражается на манере его поведения. Это искатели правды и справедливости (причем они делают это искренне, а не наигранно), в некоторых случаях могут открыто и даже жестко высказать свое мнение коллегам или руководству. Такие сотрудники постоянно сличают политику управления в компании со своими внутренними убеждениями, и если они совпадают, то человек чувствует себя на фирме неким хозяином вне статуса. Если политика и убеждения не совпадает, то сотрудник уйдет, несмотря на хорошую зарплату и признание в коллективе. Такие работники, своего рода, являются совесть коллектива.

Также может быть убежденность в правильности профессионального подхода к делу. Сотрудник убежден, что для эффективности работы нужно белое, а руководство считает, что нужно черное. Вот и выходят разногласия.

На собеседовании такой соискатель будет акцентировать внимание, помимо прочего, на вопросах политики управления в компании, о традициях и ценностях в коллективе.

Стимулировать этот мотив можно следующими методами: поручать такому работнику наставничество (поскольку обычно они преданны своей фирме и руководству), какие-либо функции общественного контроля, иногда попросить его выразить свою точку зрения на какой-либо вопрос или новшество. И помните: хвалить такого работника желательно индивидуально в своем кабинете, а не на его рабочем месте. Начните, к примеру, со следующих слов: «Иван Иванович, наш коллектив и я лично очень ценим вклад, который Вы вносите в наше общее дело…».

Хорошо изобразил работника с ведущим идейным мотивом актер Баталов (роль Гоши) в фильме «Москва слезам не верит».

Все вышеописанное не стоит рассматривать как постулаты. В этой сфере шаблонов не существует. Мы можем говорить лишь о тенденциях. Все эти мотивы в совокупности и составляют ту движущую силу в каждом из нас, которая и заставляет ходить на работу или вести свое дело, общаться с коллегами, отстаивать свою точку зрения, профессионально расти. Ведущие мотивы деятельности периодически меняются местами в зависимости от обстоятельств. Например, вам безумно нравится ваш коллектив, вы с радостью приходите на работу и засиживаетесь на ней допоздна. Но вдруг ситуация изменилась таким образом, что вам срочно потребовалась крупная сумма денег, например, на приобретение жилья или на переезд в другой город. На передний план вышел теперь мотив материального вознаграждения. Все мысли крутятся вокруг денег (где их заработать) и вы вынуждены рассчитывать свои последующие ходы к решению этой задачи. Как следствие, меняется и модель вашего поведения. Теперь, приходя в кадровый центр на собеседование, вы, в первую очередь, дотошно начинаете выяснять уровень заработка, систему оплаты труда, выяснять сроки выплаты зарплаты и так далее.

Таким образом, своим поведение человек сам демонстрирует свои потребности. Нужно лишь понаблюдать.

Игорь Макаров
По материалам «Renomee»

Характеристики мотива

В психологической литературе выделяют следующие характеристики мотива :

  • а) динамические (или энергетические), такие как сила и устойчивость мотива. Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения, обусловливающего такие психологические факторы, как знание результатов деятельности, определенную свободу творчества. Сила мотива во многом определяется сопровождающей его эмоцией, из-за чего мотив может приобретать аффективный характер. Устойчивость мотива является проявлением инертности потребности и ригидности установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов и относится в большей мере к мотивационным установкам, интересам, привычкам;
  • б) содержательные, такие как полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленность мотива (личностная, индивидуальная или общественная, коллективная); ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; на удовлетворение каких потребностей (биологических или социальных) они направлены; с какой деятельностью (игровой, учебной, трудовой, спортивной) связаны.

Виды мотивов

В психологии выделяют следующие группы мотивов :

  • 1) ситуационные мотивы, обусловленные конкретной обстановкой, в которой находится человек;
  • 2) мотивы целей, связанные с деятельностью личности, которые выражают предмет потребностей и, как следствие, направленность устремлений личности;
  • 3) мотивы выбора средств и способов достижения цели, зависящие от степени подготовленности, видения других путей действовать успешно, реализуя поставленные цели в данных условиях.

По степени общественной значимости различают мотивы: а) широкого социального плана, относящиеся к обществу в целом (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.); б) группового плана, связанные с жизнью личности в коллективе, членом которого она является (мотивы одобрения, аффилиационные и т.д.); в) индивидуально-личностного характера.

В соответствии с видом активности, проявляемой человеком, классифицируют мотивы общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности и т.д.

По ведущему мотиватору проводится дифференциация мотивов на многозначные, в которых наличествует сразу несколько мотиваторов, имеющих для человека противоположные значения (притягивающие и отталкивающие, приятные и неприятные), и однозначные.

В зависимости от структуры мотивов различают мотивы первичные (абстрактные), с наличием только абстрактной цели, и вторичные с наличием конкретной цели.

По критерию устойчивости мотивов выделяют: а) мотивы обобщенной устойчивости (мотив стремления к успеху, мотив избегания неудачи – неважно, в какой деятельности или ситуации, здесь и успех, и неудача выступают как абстрактные цели, одна со знаком "плюс", другая со знаком "минус"); б) конкретные устойчивые мотивы, которым свойственна систематически воспроизводимая активность (например, при профессиональной деятельности: изготовлении деталей, занятиях наукой и т.п.); в) общие неустойчивые мотивы, которым свойственна узкая временная перспектива при наличии конкретной (временной) цели.

Возможна классификация мотивов в зависимости от отношения человека к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними. В свою очередь, внешние мотивы делятся на общественные (альтруистические, мотивы долга и обязанности, например перед родиной, перед своими родными и т.п.) и личностные (мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения). Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Мотивы бывают также осознанными и неосознанными. Ведущая роль в мотивации поведения принадлежит осознанным мотивам, таким как:

  • убеждение – устойчивые мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами;
  • стремление – чувственное переживание потребности, которое тесно связано с субъективно испытываемыми чувствами, сигнализирующими человеку о достижении цели, вызывая чувства удовлетворения или неудовлетворения. В стремлении присутствует волевой компонент, который помогает преодолевать различные трудности на пути к объекту потребности;
  • идеал – форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хотел бы походить;
  • интерес – еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию;
  • желание – более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т.е. цель своего стремления;
  • склонность – стремление к определенной деятельности. Различие между интересом и склонностью – это различие между зрителем и активным участником. На основе интересов и склонностей формируются идеалы;
  • установка – внутренняя предрасположенность реагировать определенным образом на тот или иной объект действительности или ситуацию, побуждая человека действовать, поступать предвзято, неосмысленно, не критически, либо на основе подражания, либо внушения.

К неосознанным мотивам относят влечение, характеризуемое отсутствием четко понимаемой, осознанной цели.

Мотивация

Одним из важнейших компонентов деятельности является мотивация. Человеку свойственно задаваться вопросами о причинах, которые побудили другого человека поступить определенным образом. Становится очевидно, что наша оценка того или иного поведения всегда включает в себя учет причинного, или мотивационного, фактора. Любая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивированна. Совокупность всех побуждений к данной деятельности называется мотивацией деятельности индивида. Исходя из этого определения, нетрудно заметить, что мотивация всегда шире мотива. По мнению Η. Н. Обозова, мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении . Доминирующая в данный момент мотивация оказывает воздействие на содержание психических процессов, в значительной степени определяет эмоционально-оценочные реакции. Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и направленность; это те психологические факторы, которые побуждают, направляют, поддерживают и прекращают специфические виды деятельности.

Мотивационную сферу личности главным образом составляют потребности ("почему?") и мотивы ("зачем, ради чего?"). Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают также побуждения, влечения, склонности, интересы, идеалы, намерения, установки, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Указ. соч. – С. 101.

Мотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели.

Функции и виды мотивов

Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:

Внешние мотивы . Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.

Внутренние мотивы . Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.

Положительные мотивы . Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.

Отрицательные мотивы . Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.

Устойчивые мотивы . Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.

Неустойчивые мотивы . Требуют постоянного подкрепления со стороны.

Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:

1.побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;

2.направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность;

3.контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.

Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его взаимодействия с социальной средой.

Понятие потребности: основные характеристики и виды. Специфика человеческих потребностей.

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - переживаемые, осознаваемые и неосознаваемые человеком нужды, зависимости в том, что необходимо для жизнедеятельности его организма и развития его личности.

Потребности человека:

1) Физиологические (дыхание, питание, сон...).

2) Потребность в безопасности и защищенности

3) потребность быть принятым в обществе

4) потребность в уважении и самоуважении

5) потребность с самоактуализации

Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности личности выражаются в мотивации ее поведения.

Направленность личности, её виды. Интересы, ценностные ориентации, мировоззрение.

Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

Компоненты направленности личности:

  • Влечение
  • Желание
  • Стремление
  • Идеал
  • Ценности
  • Установка
  • Компонент направленности личности
  • Мировоззрение
  • Убеждение