Принуждение как метод управления. Убеждение и принуждение, как методы управления. К таким мето-дам относятся


Метод принуждения - система мер, целью применения которой является побуждение воспитанников к выполнению неких действий (обязанностей) вопреки желанию.

Основные формы принуждения - это категорическое требование, запрет, коррекция поведения с помощью общественного мнения (мнения группы), наказание. Категорические требования должны быть обязательно разъяснены и аргументированы; условием эффективности является обязательное их выполнение. Эффективность запрета (табу) обусловливается его обоснованностью, безусловностью, контролем. Кроме этого, значительную роль в соблюдении запрета играет личностный авторитет и личный пример воспитателя.

Условиями эффективности метода принуждения являются его применение только в крайнем случае на основе убеждения, индивидуальный подход, групповой подход, обстоятельное выяснение причин проступка, глубокое осознание провинившимся своей вины, своевременность применения мер, отсутствие поспешности в применении принуждения, усиление внимания к воспитанникам, в отношении которых применяется принуждение.

Педагоги-гуманисты отрицают эффективность наказания и считают, что его нельзя применять ни при каких обстоятельствах, так как любое наказание негативно влияет на развитие личности ребенка, вызывает нравственные переживания, подавляет индивидуальность, активность личности, может привести к тяжелым последствиям (психическому заболеванию, суициду). Особенно тяжело переносится ребенком наказание, которому он подвергся на глазах своих сверстников. Кроме того, известны случаи неоправданно жестоких физических наказаний в семье, которые приводили к увечью или смерти детей.

Принуждение очень сильное средство, и злоупотреблять им крайне опасно. Добиваясь выполнения требований, надо разъяснить ребенку важность умения подчиняться, помочь осознать необходимость требований, которые предъявляют к нему и которые он сам должен предъявлять к себе.

Принуждение эффективно в случаях, когда требование, предъявляемое ребенку, выполнимо. Можно с помощью принуждения заставить ребенка вовремя готовить уроки, можно даже вопреки его воле заставить заниматься музыкой, если вы видите, что у сына или дочери есть способности. Однако нельзя воспитать принуждением или, лучше сказать, только принуждением инициативную, творческую личность.

Эффект принуждения основан на силе родительского авторитета, на личном примере родителей. В отдельных случаях, когда нет уверенности, что принуждение обязательно даст положительный результат, лучше «ничего не заметить». Это не означает капитуляции. Немного выждав и подготовив условия, при которых ребенок не может не подчиниться, можно снова прибегнуть к принуждению.



Пренебрежение тактической стороной дела может привести к тому, что принуждение станет бессильным.

Принуждение – это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправить свое поведение.

Основные формы выражения принуждения в воспитании:

Ø Запрет;

Ø Осуждение провинившегося в коллективе;

Ø Наказание. Виды наказаний: Наказание – ограничение. Ученика лишают какого-то удовольствия. Наказание – условность. Оно доставляет виновнику неприятные переживания лишь потому, что он считается наказанным и это снижает его авторитет в коллективе. Наказание изменением отношения.

Основные условия действенности принуждения в воспитании:

Ø Применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства не дали никакого результата или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами;

Ø Применение принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями воспитания;

Ø Индивидуальный и групповой подход в принуждении;

Ø Обстоятельное выяснение причин проступков;

Ø Достижение глубокого осознания провинившимся своей вины;

Ø Своевременность применения мер принуждения;

Ø Отсутствие поспешности в применении принуждения;

Ø Усиление внимания к воспитуемых, в отношении которых применяется принуждение.

Принуждение - насильственное воздействие на сознание и волю лица, императивно навязывающее ему определенный вариант поведения.

Сущность принуждения состоит в отрицании воли подвластного, в отсутствии у него какой-либо свободы выбора. Принуждение может иметь психологический, имущественный, физический, организационный характер. Главная цель принуждения - защитить правопорядок в обществе, обеспечить правомерное поведение всех участников общественных отношений.

Особое внимание придается правовому характеру принуждения. Главным является требование законности, согласно которому любое ограничение прав и свобод граждан допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Причем большое значение имеют не только законность, но и обоснованность, оправданность, целесообразность принуждения. При любой возможности следует отказаться от принуждения, его наиболее жестких форм.

Применение принуждения - не общее правило, а часть специальной компетенции отдельных государственных органов. Совокупность этих государственных органов образует правоохранительную систему государства.

Государственное принуждение осуществляется согласно принципам:

· Государственная монополия на принуждение.

Запрещены месть, самосуд, самоуправная реализация и защита частными лицами своих прав, свобод, интересов. Исключение составляет правовой институт необходимой обороны, когда государство делегирует гражданам властные полномочия по защите своей жизни, здоровья, имущества, нематериальных благ.

· Равенство всех и каждого перед законом и судом.

Государство гарантирует равный правовой статус субъектов права и запрет дискриминации. Меры принуждения применяются к человеку независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

· Презумпция невиновности.

Лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Никто не обязан доказывать свою невиновность, свидетельствовать против себя и своих близких. Бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности лица, возлагается на государство.

· Гуманизм.

Запрет жестокого обращения, пыток, телесных наказаний. Мораторий на смертную казнь или полная ее отмена. Минимизация вреда, причиняемого лицу принудительными мерами. Правоохранительные органы не должны обращаться с человеком, унижая его достоинство как личности. Запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Наказание должно преследовать не только карательные, но и воспитательные цели.

· Индивидуализация, соразмерность и однократность наказаний.

Меры принуждения должны применяться с учетом личности виновного, его семейного положения, формы вины, смягчающих и отягчающих обстоятельств, причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Размер санкции должен соответствовать причиненному вреду, то есть наказание должно быть соразмерно содеянному и налагаться с учетом причиненного вреда. Таким образом, мера ответственности должна быть адекватна правонарушению. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

· Право частных лиц на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или должностных лиц.

Меры принуждения, показывающие, в какой форме осуществляется принудительное воздействие, можно сгруппировать в четыре блока:

Ш Меры безопасности.

Применяются в целях профилактики, предотвращения, превенции правонарушений, иных вредных, угрожающих общественным и частным ценностям действий и событий. В данном случае речь идет о системе государственного контроля в различных сферах управления.

Виды: любые контрольные мероприятия, проверки, ревизии, инвентаризации; проверка документов, удостоверяющих личность; остановка транспортных средств и проверка документов на право пользования и управления ими, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз; досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов; карантин; пропускной режим на особо охраняемых территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях, в военных городках, на государственной границе; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; оперативно-розыскные мероприятия.

Главная особенность состоит в том, что угроза общественным ценностям в данный момент отсутствует, она допускается лишь как потенциальная возможность. Меры безопасности применяются к лицу независимо от того, совершил он правонарушение или нет. Государство здесь действует в состоянии крайней необходимости, ограничивая отдельные права и свободы человека, чтобы защитить более важные ценности.

Ш Меры пресечения.

Применяются с целью прекращения правонарушений или иного угрожающего поведения, задержания нарушителя, обеспечения привлечения его к юридической ответственности.

Основанием применения мер пресечения является наличие реальной угрозы общественным (частным) ценностям или же непосредственно факт правонарушения.

Виды: ограничение и запрещение движения транспорта и пешеходов; оцепление (блокирование) территорий; физическое воздействие; применение специальных средств (резиновых палок, наручников, водометов, служебных собак, слезоточивого газа, электрошоковых средств и т. д.); применение оружия; доставление, задержание, привод; медицинское освидетельствование и принудительное лечение; личный досмотр и досмотр вещей и документов; изъятие предметов и документов; отстранение от работы, от управления транспортным средством; задержание транспортного средства; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; арест имущества; принудительная эвакуация - выселение из районов, опасных для проживания; из домов, грозящих обвалом; закрытие участков границы; комендантский час; запрещение эксплуатации или временное закрытие объектов.

Ш Меры ответственности (санкции).

Применяются с целью наказать и перевоспитать нарушителя. В основе указанных мер - идея возмездия как негативная реакция государства и общества на совершенное правонарушение.

В зависимости от фактического основания (преступление, проступок, гражданско-правовой деликт или нарушение трудовой дисциплины) юридическая ответственность разделяется на четыре вида: уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную. Соответственно подразделяются и меры юридической ответственности.

Уголовные санкции - штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Административные санкции - предупреждение; штраф; лишение специального права; возмездное изъятие имущества или конфискация; административный арест; выдворение иностранных граждан за пределы государства.

Гражданско-правовые санкции - штраф, неустойка, пеня, проценты за незаконное использование денежных средств.

Дисциплинарные санкции - замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Ш Меры восстановления.

Они применяются с целью восстановления нарушенного правового состояния, устранения (возмещения) причиненного вреда. Сущность восстановительных мер - компенсация причиненного ущерба. Они, как правило, применяются одновременно и параллельно с мерами ответственности.

Виды: возложение обязанности возместить причиненный ущерб; взыскание недоимок и пени с налогоплательщика; снос самовольно возведенных строений; административное выселение из самовольно занятых жилых помещений; взыскание алиментов; признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение; восстановление на работе незаконно уволенных работников; отмена незаконных правовых актов - нормативных или индивидуально-правовых. Типичный пример правовосстановительных мер - возложение на средство массовой информации обязанности опровержения сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан или организаций.

Всеобщими, универсальными методами управленческого действия являются убеждение и принуждение. В любой сфере социального управления обнаруживается вариантность соотношения этих методов.

Убеждение направлено на то, чтобы объект управления добровольно исполнял волю субъекта управления. Благодаря убеждению достигается единство воли субъекта и объекта управления.

Убеждение — это такое воздействие, которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные взгляды, формирует новые, соответствующие требованиям науки или моральным требованиям общества. Убеждение как метод воздействия, по существу, является процессом активного воздействия убеждающего и убеждаемого при ведущей роли первого. Убеждение и принуждение могут носить государственный и общественный (негосударственный) характер. Убеждение применяется всеми субъектами управления. Что касается принуждения, то оно применяется специально уполномоченными субъ-ектами управления - государственными органами и обществен-ными формированиями на основании правовых норм и норм об-щественных организаций в установленном ими порядке.

Убеждение как метод социального управления означает мо-ральное, психологическое, материальное воздействие субъекта управления на сознание и волю управляемых, поведение людей, которое порождает, укрепляет и развивает сознательность, соот-ветствующую целям и задачам управления, побуждает к осознан-ному исполнению распоряжений субъекта управления.

Основными видами (мерами) убеждения являются: разъясне-ние, обсуждение, агитация, предостережение, показ положитель-ного опыта (образцов), поощрение и др.

Принуждение состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воле управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, иму-щественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле субъек-та управления. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер. Скажем, нарушение норм права влечет юридическую ответственность, а невыполнение требований, содержащихся в нормах общественных организаций, может повлечь применение лишь мер общественного воздействия.

К государственным принудительным мерам, которые могут применяться в целях поддержания государственной дисциплины, обеспечения законности и правопорядка субъектами государст-венного управления, относятся меры дисциплинарного, административного, материального и уголовного принуждения.

Административный метод основан на властно-распорядительных полномочиях руководителя, которые сочетают организационную и распорядительную деятельность в определенной форме воздействия (приказ, распоряжение, указание и т.д.), точную постановку задания и регламентацию способов его выполнения; установление ответственности за достижение результата. Вместе с тем использование этого метода не должно подавлять инициативуисполнителя, его необходимо применять в сочетании с другими методами. Например, административный метод включает в себя применение уполномочивающих, поощрительных и запретительных мер .


Важная роль в организационной деятельности , особенно в условиях товарно-рыночных отношений, отводится собственно экономическим методам управления. Они представляют собой способы и приёмы хозяйствования, основанные на использовании экономических законов и интересов, позволяющие организовать производственную деятельность, а также и косвенно стимулировать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении экономических результатов.

Экономические методы основаны на соизмерении материальных, трудовых и финансовых ресурсов и их распределении в целях обеспечения эффективности деятельности. Они, по нашему мнению, в системе органов внутренних дел используются пока недостаточно. Особенно это проявля-ется в принятии управленческих решений, связанных с использованием тех или иных ресурсов.

Экономический метод является разновидностью стимулирования - создание условий материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении задания. В целом экономиче-ский метод стимулирования имеет определенные границы применения. Практикой установлено, что он хорошо сочетается с моральным стимули-рованием и некоторыми другими методами.

Социально-психологическими именуются такие методы действия субъекта управления на объект управления (труд, коллективы и отдельные работники), которые опираются на объективные законы развития социологии и психологии, воздействуют с учетом коллективной психологии, настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения, психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.

Социально-психологические методы управления направлены на создание в трудовых коллективах органов благоприятного устойчивого морально-психологического климата, способствующего наиболее успешному решению стоящих задач

К социологическим методам управления относятся:

Методы управления социально-массовыми процессами;

Методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явле-ниями и процессами;

Методы управления индивидуально-личностным поведением.

Методом управления социально-массовыми процессами явля-ются, например, регулирование движения кадров, плановая подго-товка и распределение кадров, закрепление кадров, повышение престижа профессий и др.

К методам управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами относятся социальное планирование развития коллектива, методы повышения социаль-ной и групповой активности, преемственность славных традиций и др. Благоприятный социально-психологический климат, творче-ская активность работников формируются в коллективе с помо-щью таких социальных методов, как пропаганда и внедрение по-ложительного опыта, новаторство, наставничество и др.

К социологическим методам управления индивидуально-личностным поведением относятся:

Создание благоприятных усло-вий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде и др.);

Фор-мирование оптимальной системы управления (организационной структуры , видов контроля, наличие соответствующих должност-ных инструкций и др.);

Надлежащая постановка воспитательной работы;

Создание благоприятного психологического климата в коллективе;

Сложившиеся традиции и др.

Психологические методы управления. Эти методы воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом.

К психологическим методам управления относятся:

Методы комплектования малых групп и коллективов;

Методы гуманизации труда;

Методы психологического побуждения (мотивации);

Методы профессионального отбора и обучения.

Методы комплектования малых групп и коллективов предоставляют возможность определить оптимальные количественные отношения между работниками в малых группах и коллективах. Посредством социологических исследовании выявляются симпатии и антипатии внутри коллектива, определяется место каждого его члена на основе психологической совместимости работников в коллективе (группе). От психологической совместимости работников, основанной на оптимальном сочетании их психологических свойств, в значительной степени зависит психологический климат в коллективе.

Методы гуманизации труда состоят во внесении элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности (однообразия) труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др.

Методы психологического побуждения (мотивации).

Достижению необходимой активности работника помогает применение психологического побуждения, формирование мотивов труда. С помощью мотивации, побуждения оказывается непосредственное воздействие на объект управления — работника (работников).

К их числу относятся:

- убеждение — воздействие на волю работника при помощи логических средств, направленных на снятие напряженности в коллективе, психологических барьеров;

- внушение — целенаправленное воздействие субъекта управ-ления на объект управления путем влияния руководителя на пси-хику подчиненного. Наибольшую эффективность дает применение этого метода в конфликтных ситуациях, поскольку с его помощью можно непосредственно воздействовать на волю работника. Внушаемость во многом зависит от авторитета внушаемого. Высокие морально-психологические качества внушающего имеют важное значение в повышении эффективности применения рассматриваемого метода;

- подражание — воздействие на волю работника посредством личного примера. Руководитель либо сам демонстрирует образец должного поведения, либо указывает на работника, чье поведение может служить образцом. Руководитель прежде всего сам обязан быть образцом в своем поведении и деятельности, ибо он находится в центре внимания всех, к его поведению все присматрива-ются, его действия обсуждаются и оцениваются. Руководитель, как правило, служит в качестве эталона поведения для руководимых, для всех тех, кто постоянно контактирует с ним;

- вовлечение — побудительный прием, посредством которого работник-исполнитель становится участником процесса подготов-ки и реализации решений, принятых руководителем;

- оказание доверия — психологическое воздействие, выражающееся в подчеркивании, выделении положительных качеств работника, его опыта, квалификации и т.п., в выражении уверенности в его возможностях, что повышает моральную значимость поручаемого задания;

- принуждение — психологическое воздействие на работника, заставляющее его (иногда вопреки воле и желанию) выполнить соответствующее задание.

Методы профессионального отбора и обучения .

К таким мето-дам относятся:

Отбор работников, обладающих такими психологи-ческими характеристиками, которые наиболее соответствуют вы-полняемой работе (занимаемой должности);

Развитие необходи-мых психологических характеристик для успешного выполнения порученного дела.

Вывод по первому вопросу .

Рассмотрев первый вопрос лекции можно сделать вывод, что под системой по-нимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов.

Органы внутренних дел являются частью социальной системы, выполняющую правоохранительную функцию государства. На основании этого органы внутренних дел являются частью государственного аппарата, обладающего государственно-властными полномочиями. Рассмотрение органов внутренних дел как системы управле-ния предполагает также обнаружение в них тех признаков, каким они должны отвечать как система управления. Это такие призна-ки, как детерминированность элементов систем, ее динамичность, наличие в ней управляющего параметра, усилительных свойств и обратных связей.

В управленческой деятельности ОВД используются следующие методы управления:

Всеобщие методы управления (убеждение и принуждение);

Административные методы управления;

Экономические управления; социально-психологические управления.

Функциональная и организационная структура органов внутренних дел

Все социальные системы управления имеют свою структуру, которая представляет собой набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных элементов, входящих в данное системное образование. Применительно к организации и деятельности органов внутренних дел эти признаки системы проявляются весьма отчетливо.

Основными факторами, предопределяющими то или иное структурное построение системы управления являются:

Характер выполняемых системой функций внешнего и внутреннего управления;

Территориально-отраслевой принцип построения органов государственного управления нашей страны, отражающий федеративное устройство нашего государства.

Вся совокупность служб и подразделений, входящих в систему органов внутренних дел страны, выполняющих охранительные функции государства с системных позиций может быть рассмотрена в двух аспектах. Первый, представляющий как бы горизонтальный срез системы, отражает ее функциональную структуру, и определяет таким образом содержание системы управления, второй же — вертикальный срез системы, раскрывает ее организационную структуру и иерархию, то есть ее форму.

Горизонтальный срез системы органов внутренних дел, раскрывающий ее функциональную структуру, представляется тремя группами подразделений:

- отраслевыми подразделениями — выполняющими основные функции системы органов внутренних дел в сфере внешнего управления (охрана общественного порядка, пресечение и раскрытие преступлений, расследование преступлений и др.). Это подразделения криминальной полиции и полиции общественной безопасности территориальных органов внутренних дел, следствия, вневедомственной охраны и т.д.;

- функциональными подразделениями — обеспечивают каждое по своей линии деятельности отраслевые и другие функциональные службы кадрами, финансами, материально-техническим и военным снабжением и др. Это подразделения кадров, аппараты тылового, материально-технического и военного снабжения и пр.

- штабными (оргинспекторскими) подразделениями и руководством органа — обеспечивающими непрерывное слежение и реагирование на изменения оперативной обстановки, комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки на обслуживаемой территории, организацию взаимодействия и координацию усилий служб и подразделений в осуществлении общесистемных, межотраслевых и региональных задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, планирование слу-жебной деятельности, служебно-боевую и мобилизационную го-товность ОВД к выполнению задач в мирное и военное время, в чрезвычайных ситуациях, а также организационно-штатное и пра-вовое обеспечение деятельности ОВД и пр.

Таким образом, можно сделать вывод, что функциональную структуру органов внутренних дел определяют возложенные на них и выполняемые ими функции системы управления. Известное влияние на структуру оказывают специфические условия среды функционирования (географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживае-мой территории, состояние правопорядка и прочие факторы).

Вертикальный срез системы органов внутренних дел раскры-вает ее организационную структуру построения и иерархию.

Она включает в себя:

Центральный аппарат МВД Российской Федера-ции;

На окружном уровне - главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

На межрегиональном уровне - оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

На региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;

На районном уровне - управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур".

Все эти органы в зависимости от их подчиненности и функциональной направленности распределяют-ся по различным уровням управления. Рассматривая территори-альные органы внутренних дел как систему, обычно в самом об-щем виде выделяют следующие уровни управления:

МВД Российской Федерации;

ГУМВД России по федеральным округам;

МВД, ГУМВД, УМВД субъектов Российской Федерации;

Городские и районные отделы (управления) внутренних дел;

Входящие в ОВД территориальные отделы полиции.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению эле-ментов структуры по каждому из вышеперечисленных уровней управления, необходимо остановиться на общем распределении задач и функций внешнего и внутреннего управления по этим ос-новным уровням иерархии:

а) В соответствии с Положением о МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от 19.09. 2011 г. №1204, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Таким образом, на данном уровне управления вырабатывается стратегия функционирования всей системы органов внутренних дел Российской Федерации. В развитие этой стратегии централь-ный аппарат МВД Российской Федерации разрабатывает устано-вочные решения, направленные на организацию деятельности возглавляемой им системы, организует их исполнение и контроль.

Во внешнюю же сферу направлены лишь нормативные правовые акты, стандарты, нормы и правила, издаваемые Министерством внутренних дел в порядке надведомственности (в пределах пре-доставленных ему полномочий, определяемом действующим зако-нодательством) такие как: обеспечение безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительной системы и пр. Они обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной вла-сти субъектов Российской Федерации, органами местного само-управления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

б) ГУВД МВД России по федеральным округам, МВД республик, ГУМВД и УМВД субъектов РФ - проводят в жизнь общегосударственную политику в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности путем организационного руководства и непосредственного управления подчиненными подразделениями и нижестоящими территориальными органами внутренних дел.

Разраба-тываемые и принимаемые ими решения либо интерпретируют решения вышестоящих системных образований с учетом местных географических, политических, социально-экономических, демографических и национальных особенностей обслуживаемой территории, либо направлены на выполнение региональных программ и задач, определяемых соответствующими органами исполнительной власти или вытекающих из комплексной оценки складывающейся оперативной обстановки в регионе обслуживания. В этой части их задачи и функции во многом аналогичны задачам и функциям МВД России.

Кроме этого их задачей является организация в масштабах региона взаимодействия органов внутренних дел с государственными органами и общественными организациями. В необходимых случаях сотрудники данного уровня участвуют в раскрытии и расследовании наиболее сложных преступлений, носящих организованный и межрегиональный характер, проведении наиболее крупных и важных мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения.

в) На районном уровне - управления и отделы, являются основным звеном системы МВД, осуществляют в полном объеме все ее основные функции и в значительно меньшем объеме функции внутриорганизационного управления.

Это:

Обеспечение личной безопасности граждан;

Охрана общественного порядка и обеспечение обществен-ной безопасности;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Раскрытие и расследование преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц, в случаях, предусмотрен-ных законодательством;

Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы и административных взысканий, отнесенных к компетенции орга-нов внутренних дел;

Оказание в пределах компетенции органов внутренних дел помощи гражданам, должностным лицам, организациям, предприятиям, учреждениям и общественным объединениям в осуще-ствлении их прав и законных интересов.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Метод принуждения
Рубрика (тематическая категория) Государство

Метод поощрения

03.12.2012

Классификация методов государственного управления

Соотношение метода и формы государственного управления

Находятся во взаимосвязи.

Метод один из важнейших элементов содержания государственного управления. Способы то как это делается, каким образом органы государственного управления воздействуют.

Формы являются средством внешнего выражения его содержания т. е. Методов.

Метод - принуждение (выговор, арест) должна быть в форме управления протокол, затем решение суда, выговор - приказ о денежном взыскании, поощрение - награды.

Учитывая зависимость отобщности:

Убеждение. система способов морального воздействия со стороны органов исполнительной власти на сознание волю поведение людей. Проявляется в применение различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер, (семинары, конференции, пресс-конференции), главная сущность способствовать к формированию у личности правильного осознанного отношения к деятельности государства, создать внутренние моральные стимулы для исполнения и потребность в исполнении законов.

Поощрение

Принуждение

Способ средства стимулирующего воздействия на волю сознание и поведение людей через интересы потребностей, направляющие их поведение на совершение действий, достижение целœей и задач, поставленных государством и субъектами исполнительной власти, в отличии от убеждения поощрение носит стимулирующий характер.

Поощрение:

Моральное

Материальное

Применяется в науке Гранды, здравоохранении, спорте культуре образование.

Административное принуждение - особый вид государственного принуждения имеющий своим назначение охрану общественного порядка и общественных отношений, возникающих преимущество в сфере государственного управления. Внешнее государственно правовое психическое и физическое воздействие на сознание волю и поведение людей, выражающиеся в форме ограничений или лишений личного организационного или имущественного характера то есть тех или иных неблагоприятных последствий.

Особенности :

Всем мерам административного принуждения присущ государственно принудительный характер

Применяется на базе норм административного права

Административное принуждение применяется для охраны правоотношений регулируемых как нормами административного права так и других отраслей права.

Основание и порядок применения мер административного принуждения строго регулируется законодательством.

Административное принуждение характеризуется множественностью субъектов его применения. Как судами так и органами исполнительными органами и специально создаваемые комиссиями. Οʜᴎ применяются в отношении лиц неподчинœенные соответствующим органам и должностным лицам.

Порядок осуществления В порядке административного производства урегулированного действующим законодательством

Административное принуждение имеет большое профилактическое значение так как закрепление в законе соответствующих способствует тому что многие граждане воздерживаются от противоправных действий под угрозой административного наказания.

Классификация мер административного принуждения :

Основание: целœей, способов и оснований их применения.

Административное предупредительные меры - профилактическая направленность, их основание - наступление особых как связанных так и несвязных с действиями человека. Проверка документов, личный досмотр, досмотр транспортных средств.

Меры административного пресечения - реализуются для пресечения совершаемого правонарушения, в других объективно противоправных действиях противоправных состояний и событий. Доставление лица, административное задержание, изъятие орудий данного нарушения.

Меры административной ответственности и наказания, меры об ответственности закреплены в КоАПе, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, основание- совершение административного правонарушения.

Метод принуждения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Метод принуждения" 2017, 2018.

Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна собственная основа формирования государственных учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.

Управление делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления - убеждение и принуждение.

Проблема убеждения и принуждения в современном обществе - это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.

Убеждение и принуждение как методы государственного управления - явления социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления.

Социальное назначение и эффективность этих методов определяются тем, что они:

  • а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества;
  • б) должны находиться в неразрывном единстве;
  • в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества;
  • г) основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловливаемом сущностью и состоянием общества и государства, которое может быть тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.

Российское государство, будучи по самой своей природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с нормами права. Убеждение и принуждение используются государством не во имя каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Следовательно, суть соотношения убеждения и принуждения состоит в том, что они взаимно дополняют друг друга, способствуя достижению одних и тех же целей.

Главное заключается в том, что государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в современном обществе.

В качестве основного метода своей деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов Российской Федерации. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.

При воздействии на сознание людей путем убеждения у личности создаются внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения, принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.

Таким образом, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права.

Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным средством воздействия в отношении отдельных лиц, нарушающих нормы поведения в обществе. Поэтому государство, защищая права и свободы граждан, интересы общества, принуждает лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возникает объективная необходимость применения принуждения. При этом органы государственного управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и организованности.

Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества, является свойством государственной власти, поскольку оно - необходимый элемент всякой социальной организации и "качество всякой власти".

Государственное принуждение в зависимости от характера общественно опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Его цель - заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. Принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся: меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование).

В качестве непосредственного объекта физического принуждения выступают личность и материальное положение юридического лица. Физическое принуждение может выражаться в конкретных мерах, т.е. в определенных ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.

Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия. Тем самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и государства.

Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.